Просмотр содержимого документа
«Работа по самообразованию»
РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Интеграция образовательных областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования»
Введение
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество Организации с семьей.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Не маловажным является также принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Комплексно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:
- с учётом интеграции образовательных областей ("Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие") ;
- в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач;
- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- спецификой и возможностями образовательных областей.
Известно, что физкультурно-экологическая работа позволяет повысить уровень здоровья детей, за счет своей доступности, универсальности и высокой эффективности, создает привычку у детей использовать физические упражнения в повседневной жизни, способствуют формированию у детей активного отношения к своему здоровью.
На основе интеграции физического образования и экологического воспитания был построен педагогический подход к организации физкультурно-экологической работы.
Главной целью физкультурно-экологического воспитания является формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического сознания с повышением уровня физической подготовленности.
Задачи физического образования
Задачи экологического образования
1.Формирование осознанного отношения к физическому развитию на основе знаний и представлений.
1.Осуществление систематической работы с детьми по повышению уровня экологической грамотности.
2.Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности на основе формирования и совер- шенствования двигательных навыков, развитие двигательных качеств и способностей.
2.Формировать потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений.
3.Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
3.Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
4.Интеграция физической культуры и экологического образования на основе сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
На основе интеграции физического образования и экологического воспитания был построен педагогический подход к организации физкультурно-экологической работы.
Актуальность темы.
Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, так познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий. И поэтому основной целью экологического воспитания детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; становление ценностей зож, овладение его элементарными нормами и правилами.
Поэтому интеграция физкультурной деятельности и экологического образования может решить не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Реализация интегрированного подхода возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Одним из таких условий является обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому образованию дошкольников.
Основная идея опыта создана в соответствии с темой инновационной деятельности в ДОУ «Возможности развития экологического сознания ребенка в образовательной области «Физическое развитие». Данная работа заключается в воспитании в каждом ребенке посредством экологического и физического образования важных качеств личности, необходимые ему в дальнейшей жизни и осознанное отношение к экологии и физическому развитию.
Исходя из вышесказанного, вытекает основная цель – воспитание здорового, жизнерадостного ребенка, гармонически и физически развитого, воспитание у него экологической образованности и культуры, формирование нравственно-эмоциональных установок и принципов, в процессе приобретения необходимого опыта в физическом развитии.
Успех реализации физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- Созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
- Накапливанием и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
- Пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей и педагогов ДОУ;
- Разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.
Одним из существенных условий реализации физкультурно-экологической работы является осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельную сферы личности ребенка.
Основные направления работы:
В процессе физкультурно-экологической работы можно использовать такие формы:
физкультурно-экологические досуги («В стране Здоровячков», «Чудесный цветок здоровья», «Экологический десант», «Земля – наш общий дом. Человек – часть природы в нем»)
беседы экологической направленности («Правила друзей леса», «Природа и человек», «Наши умные помощники», «Мой четвероногий друг», «Снежная шуба для всего живого», «Человек – часть живой природы).
прогулки-походы (взаимодействие с природой) : «На прогулку в зимний парк пойдем», «Листопад», «Идем в поход!».
целевые экскурсии: ( «В гости к Лесовичку», целевая прогулка на стадион «Спорт нам поможет силы умножить», целевая прогулка «Улицы нашего поселка», « Экскурсия в парковую зону»).
Подвижные игры: («Волк во рву», «Охотники и зайцы», «Мороз – красный нос», «Бездомный заяц», «Заря», «Перелет птиц», «Караси и щука»).
1.Создание картотеки экологических подвижных игр: («Хитрая лиса», «Два мороза», «Мышеловка», «Стадо и волк», «Гуси – Лебеди», «Охотники и зайцы», «Медведь и пчелы», «Волк во рву» , «Лягушки и цапли», «Водяной», «Космонавты», «Сокол и голуби», «Птички и клетка», «Совушка», «Бездомный заяц»).
2. Оборудование в группе физкультурного уголка (шапочки животных, птиц, цветов, насекомых для имитации их движений и подвижных игр, и мячи, шнуры, разноцветные флажки, платочки, ленты, мешочки для метания, оздоровительная двигательная дорожка и др. – все для индивидуальной двигательной потребности детей).
3.Разработка физкультурно-экологических досугов, бесед на экологическую тему, тематическое планирование физкультурно-экологической работы.
2 этап – формирующий
Работа с детьми
месяц
Тема
Цели
сентябрь
1.Целевая экскурсия «В гости к Лесовичку»
Развивать познавательные и исследовательские способности детей при ознакомлении с природой родного края; развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
2.Беседа «Природа и человек»
Формирование познавательных интересов, формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Октябрь
1.Подвижные экоигры с музыкальным сопровождением
Дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
2.Физкультурно-экологическое занятие-прогулка «Путешествие в осенний лес»
Воспитывать бережное отношение к природе, формировать представление о природном явлении листопаде, способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.
3.Беседа «Мой четвероногий друг»
Воспитывать интерес к животным, желание заботиться о них, узнавать что-то новое, интересное.
4.Физкультурно-экологический досуг «В стране Здоровячков»
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
ноябрь
1.Целевая прогулка «По улицам нашего поселка»
Воспитывать любовь к родному поселку, желание знать его достопримечательности, красоту природы.
2.Прогулка-поход «Листопад»
Формировать интерес к осенней природе, способности наблюдать. Развивать интерес к соревнованиям, эстафетам, способствовать удовлетворению потребности в движении.
декабрь
1.Беседа «Снежная шуба для всего живого»
Расширять представления детей о защитных свойства снега.
Формирование нравственно - патриотических качеств у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством изучения зимних олимпийских видов спорта с участием в спортивном развлечении на улице «Зимние олимпийские игры». Развивать наблюдательность и способность делать элементарные обобщения. Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе. Способствовать развитию эмоционально-целостного отношения к природе.
январь
1.Прогулка-поход «На прогулку в зимний парк пойдем»
Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.
февраль
1.Подвижные народные экоигры
Развитие ловкости, формирование навыков общения.
март
1.Беседа «Правила друзей леса»
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
2.Физкультурно-экологический досуг «Земля - наш общий дом. Человек – часть природы в нем»
Пропаганда экологической культуры дошкольников через экологию здоровья. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
3.Целевая экскурсия «Экскурсия в парковую зону»
Предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о наблюдениях, проводившихся месяц назад; помочь составить коллективный рассказ о том, что изменилось в природе. Предложить детям рассказать пословицы, поговорки, стихотворения о весне. Послушать с детьми птичьи голоса. Полюбоваться пробуждением весны.
Формирование двигательных навыков в соответствии с программой по физическому воспитанию. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
май
1.Целевая прогулка на стадион «Спорт нам поможет силы умножить»
Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Формировать основы здоровьесберегающих компетенций: владение элементарными способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, способности применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье и безопасности
Работа с родителями:
месяц
Тема
Цели
сентябрь
«Физкультурное оборудование своими руками»
Дать рекомендации по изготовлению спортивного оборудования из бросового материала.
Октябрь
Наглядное пособие «Знай,
люби и береги».
Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
ноябрь
Совместное участие в физкультурно-экологическом досуге «В стране Здоровячков»
Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Способствовать созданию благоприятной атмосфере, повысить интерес у родителей и детей к совместному участию физкультурно – экологических досугах.
декабрь
Экологическая
газета на тему
«Зимние забавы»
Заинтересовать родителей в выполнение домашних
заданий вместе с детьми.
январь
Консультация «Зимние каникулы»
Привлечь родителей к совместной двигательной деятельности а прогулке в зимний период; дать советы по организации совместного двигательной деятельности на улице.
февраль
Рекомендации «Идеи игр на свежем воздухе»
Обогатить опыт родителей в организации совместной двигательной активности в зимние время года; способствовать укреплению детско-родительских отношений.
март
Папка – передвижка «Закаливание»
Раскрыть основные факторы и методы закаливания, познакомить с многообразием технологий и методик закаливания детского организма.
апрель
Совместное участие в народных подвижных экоиграх.
Памятка – рекомендация «Каким же должно быть питание для маленького спортсмена? »
Познакомить с основными факторами подбора рационального питания дошкольника, занимающегося спортом.
май
Посадка деревьев
Совместное участие в физкультурно-экологическом досуге «Экологический десант»
Воспитывать желание к совместному труду
Способствовать созданию благоприятной атмосфере, повысить интерес у родителей и детей к совместному участию в физкультурно – экологических досугах.
3 этап – показ презентации на педагогическом часе по теме: «Интеграция областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования».
Используемые источники:
1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы» -2-е изд.//-Волгоград: Учитель,2008
2. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / -М.: Айрис-пресс, 2008г.