Рабочая программа в подготовительной к школе группе, область "Физическое развитие"
Рабочая программа в подготовительной к школе группе, область "Физическое развитие"
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования
1.1. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель и задачи деятельности ДС по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МБОУ, реализуемой примерной программой «От рождения до школы», приоритетными направлениями развития – физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом регионального компонента, преемственность между детским садом и начальной школой, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предуп- реждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, гра- циозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной актив- ности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и фи- зических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной де- ятельности; интереса и любви к спорту.
1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упраж- нения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа в подготовительной к школе группе, область "Физическое развитие"»
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования
1.1. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель и задачи деятельности ДС по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МБОУ, реализуемой примерной программой «От рождения до школы», приоритетными направлениями развития – физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом регионального компонента, преемственность между детским садом и начальной школой, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предуп- реждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, гра- циозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной актив- ности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и фи- зических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной де- ятельности; интереса и любви к спорту.
1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упраж- нения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
II.Содержательный раздел
Возрастные особенности детей
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естествен- ности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диа- гонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равнять- ся в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указан- ном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равно- весии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспиты- вать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организован- ность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные иг- ры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие раз- витию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
2.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Направления развития и цели
Название комплексных программ
Пособия по образовательным областям
Примечание (региональный компонент)
Физическое развитие
- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
- создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.
- стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
« От Рождения до школы» примерная основная общеобразователь-ная программа дошкольного образования Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева .
1.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез,
2009-2010.
3.Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
4.Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
5.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Туренская Е.С. Программа интегрированного курса по воспитательной работе с детьми 3-6 лет « Я в этом удивительном мире» С.: СКИПКРО, 1995.
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Задачи
Осуществляемая образовательная деятельность
В непосредственно образовательной деятельности
В совместной деятельности
в самостоятельной деятельности
при взаимодействии с семьями
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- продолжать упражнять в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; - закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Индивидуальная работа; Физкультурные занятия в зале и на воздухе; Спортивные досуги и праздники; Дни здоровья; Ритмические танцевальные движения; Физминутки; Подвижные игры; Массаж; Целевые прогулки
Индивидуальная работа Физкультурные занятия в зале и на воздухе; Утренняя гимнастика; Прогулка «Гимнастика пробуждения» Проблемные ситуации
Самостоятельная двигательная деятельность детей Игра Игровые упражнения
Консультации; Спортивные досуги и праздники; Семинары-практикумы; Домашние занятия родителей с детьми; Открытые занятия Оформление инфо материалов
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения; - закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге; - учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, ровняться в колонне, шеренге, кругу.
Индивидуальная работа Подвижные игры и игровые упражнения Физкультурные игры-занятия в зале и на воздухе; Спортивные, физкультурные досуги и праздники; Дни здоровья «Школа мяча»; «Школа скакалки» Неделя здоровья; Игры с элементами спортивных упражнений; Мини-туризм
Индивидуальная работа Физкультурные занятия в зале и на воздухе Утренняя гимнастика Прогулка (утро/вечер) Проблемные ситуации
Самостоятельная двигательная деятельность детей Игровая деятельность Игровые упражнения
Консультации; Спортивные досуги и праздники; Открытые занятия; Физкультурные занятия; Дни открытых дверей; Семинары-практикумы Домашние занятия родителей с детьми; Оформление информационных материалов
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
- формировать потребность в ежедневной двигательной активности; - учить самостоятельно организовывать подвижные игры, комбинировать движения; - поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Индивидуальная работа Подвижные игры и игровые упражнения Физкультурные игры-занятия в зале и на воздухе; Ритмические, танцевальные движения Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа Утренняя гимнастика Прогулка (утро/вечер)
- формирование потребности в соблюдении навыков личной гигиены; - расширение представления о значимости чистоты и режима дня для человека.
Занятия традиционные и игровые. Наблюдения, игры. Действия с дид. материалом и игрушками. Чтение худ. лит-ры. Специально созданные ситуации.
Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя.
С/р игры, действия с предметами, дид. игрушками. Лепка. Рис-ие. Рассматривание картинок
Беседы, консультации, обучение правилам личной гигиены, побуждение детей к самостоятельности
Подведение дошкольников к пониманию целостности человеческого организм:
- формирование представлений о целостности человеческого организма;
Занятия традиционные и игровые. Действия с дид. мат-лом и игрушками. Беседа с использованием наглядного материала. Чтение художественной литературы. Дид. игры. задания.
Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя.
С/р игры, действия с предметами, орудиями, дид. игрушками. Лепка. Рис-ие. Рассматривание иллюстраций и картинок.
Консультации, беседы. Открытые просмотры. Совместные игры.
Привитие навыков сохранения и укрепления здоровья
- формирование представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье
Занятия традиционные и игровые. Действия с дид. мат-лом и игрушками. Беседа с использованием наглядного материала. Чтение художественной литературы. Дид. игры, задания.
Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя.
С/р игры, действия с предметами, орудиями, дид. игрушками. Лепка. Рис-ие. Рассматривание иллюстраций и картинок.
Консультации, беседы. Консультативные встречи по заявкам. Уголки здоровья. Согласование назначенных процедур.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- формирование представлений о составляющих здорового образа жизни, воспитание положительного отношение к нему
Беседа с использованием наглядного материала. Чтение художественной литературы. Дид. игры, задания.
Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, рассказ воспитателя.
С/р игры, действия с предметами, орудиями, дид. игрушками. Лепка. Рис-ие. Рассматривание иллюстраций и картинок.
Консультации, беседы. Открытые просмотры. Совместные игры.
3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
3.1. Система физкультурно-оздоровительной работы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов деятельности
- принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий для организации здоровье сберегающей среды в учреждении; обеспечение благоприятного течения адаптации; выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление:
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- составление планов оздоровления
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление:
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
4. Профилактическое направление
- проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
Модель двигательного режима по всем возрастным группам
Подготовительная группа
Подвижные игры во время приёма детей
Ежедневно 10-12 мин.
Утренняя гимнастика
Ежедневно 10-12 мин.
Физкультминутки
2-3 мин.
Музыкально – ритмические движения.
НОД по музыкальному развитию 12-15 мин.
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
(2 в зале, 1 на улице)
3 раза в неделю 25-30 мин.
Подвижные игры:
сюжетные;
бессюжетные;
игры-забавы;
соревнования;
эстафеты;
аттракционы.
Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.
Оздоровительные мероприятия:
гимнастика пробуждения
дыхательная гимнастика
Ежедневно 8 мин.
Физические упражнения и игровые задания:
артикуляционная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
зрительная гимнастика.
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору
10-15 мин.
Физкультурный досуг
1 раз в месяц 30–35мин.
Спортивный праздник
2 раза в год по 30-35 м.
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня
Модель закаливания детей дошкольного возраста
фактор
мероприятия
место в режиме дня
периодичность
дозировка
6-7 лет
вода
полоскание рта
после каждого приема пищи
ежедневно
3 раза в день
50-70 мл воды
t воды +20
+
полоскание горла с эвкалиптом
после обеда
ежедневно
50-70 мл р-ра нач.t воды +36 до +20
+
обливание ног
после дневной прогулки
июнь-август
ежедневно
нач.t воды +18+20
20-30 сек.
+
умывание
после каждого приема пищи, после проулки
ежедневно
t воды +28+20
+
воздух
облегченная одежда
в течении
дня
ежедневно,
в течение года
-
+
одежда по сезону
на прогулках
ежедневно,
в течение года
-
+
прогулка на свежем воздухе
после занятий, после сна
ежедневно,
в течение года
от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодных условий
+
утренняя гимнастика
на воздухе
-
июнь-август
в зависимости от возраста
+
физкультурные занятия на воздухе
-
в течение года
10-30 мин., в зависимости от возраста
+
воздушные ванны
после сна
ежедневно,
в течение года
5-10 мин.,в зависимости от возраста
+
выполнение режима проветривания помещения
по графику
ежедневно,
в течение года
6 раз в день
+
дневной сон с открытой фрамугой
-
в теплый период
t возд.+15+16
+
бодрящая гимнастика
после сна
ежедневно,
в течение года
в зависимости от возраста
+
дыхательная гимнастика
во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна
ежедневно,
в течение года
3-5 упражнений
+
дозированные солнечные ванны
на прогулке
июнь-август
с 9.00 до 10.00 ч. по графику до 25 мин. до 30 мин.
+
рецепторы
босохождение в обычных условиях
в течение дня
ежедневно,
в течение года
3-5 мин
пальчиковая гимнастика
перед завтраком
ежедневно
5-8 мин
контрастное босохождение (песок-трава)
на прогулке
июнь-август
с учетом погодных условий
от 10 до 15мин
+
самомассаж
после сна
в течение года
2 раза в неделю
+
массаж стоп
перед сном
в течение года
1 раз в неделю
3.2. Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
Системность и непрерывность.
Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
Свобода индивидуального личностного развития.
Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Ставропольского края
4.Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная область
Первая половина дня
Вторая половина дня
Физическое развитие
Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)