Рабочая программа средней группы 2018 -2019 учебный год
Рабочая программа средней группы 2018 -2019 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Ладушка» и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Подред. Н. Е. Веракса, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Программа предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 38 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, учебному плану ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении….....39
3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ………………………41
3.4.Условия реализации Программы……………………………………………….....42
3.5 Мониторинг усвоения программы воспитанниками…………………………….43
IV. Список методической литературы……………………….…44
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Ладушка» и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Подред. Н. Е. Веракса, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Программа предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 38 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, учебному плану ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
1.1. Цели и задачи программы.
Цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности;
обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития, формирование базисных основ личности;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать индивидуальные способности каждого ребенка;
создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, уважительное отношение к результатам детской деятельности;
обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.2. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых, большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
В этом возрасте возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
В возрасте 4-5 лет начинают проявляться и складываться первые устойчивые интересы ребенка. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов, и на этой основе формируется избирательность (по отношению к содержанию, к действию, к способу и т.д.).
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
1.3. Планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры освоения программы:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельностьв разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития ребенка по всем образовательным областям:
Образовательная область «Физическое развитие».
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды).
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Образовательная область «Познавательное развитие».
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных изнает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
Называет времена года в правильной последовательности.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Образовательная область «Речевое развитие» .
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова
по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
Умеет выделять первый звук в слове.
Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Образовательная область «Художественно - творческое развитие».
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей.
Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Узнает песни по мелодии.
Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми начинать и заканчивать пение.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
II. Содержательный раздел.
2.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая:
моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Месяц
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Дидактические игры
Театрализованные
игры
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Сентябрь
«Поездка в магазин».
«Больница».
«Найди ошибку».
«Доскажи слово».
«Воробушки и автомобиль».
«У медведя во бору».
«Путешествие в организм человека».
«Пальчик».
Игра «Колобок»
«Наше настроение»
1-е сентября- День знаний.
Чтение А. Барто
«В школу»,
«Я выросла».
Октябрь
«Что делают из хлеба» «День рождения Степашки»
«Дочки- матери»
«Спрячь машину в домик»
«Цветные автомобили»
«Трамвай»
Драматизация «Доктор Айболит»
«Хорошие и плохие манеры»
«Грубость и драка»
«Жизнь людей в деревне»
«Наш поселок»
«Женские и мужские профессии»
Д/и «Кто где живет?»
Ноябрь
«Игрушки у врача»
«Детский сад»
«Шоферы»
«Узнай, чей лист»
«Найди себе пару»
Игра пантомима: «Медвежата»
«Я не хочу быть плаксой».
Моя семья (рассматривание семейных фотографий)
Какими должны быть девочки (мальчики).
Декабрь
«Магазин»
«Салон красоты»
«Горячо-холодно»
«Так бывает или нет»
«Лиса в курятнике»
«Два Мороза»
«Снежки»
«Мороз Иванович»
Игра пантомима «Был у зайца огород»
Беседа:
«Добро и зло»
Игры по теме «Добро»
Семейные традиции.
Встречаем Новый год (рассматриваем иллюстрации).
Рисование «Новогодняя елка».
Январь
«Строим дом».
«Зоопарк».
«Летает, не летает».
«Загадай, мы отгадаем».
«Найди себе пару».
«Лиса в курятнике».
Театральная игра : «Морозко», «Угадай по звуку».
Игры по теме: «Чего я боюсь».
Рассматривание иллюстраций разных стран.
Выставка работ «Светлый праздник Рождества».
Февраль
«Библиотека»
«На дорогах».
«Бывает –не бывает».
«Третий лишний».
«Пограничники».
«Летчики».
«Самолеты».
Игры по теме: «Давайте жить дружно».
Беседа «Наша армия родная».
Просмотр слайдов с военной техникой.
Март
«Библиотека».
«На дорогах».
Игра в загадки.
«Когда это бывает».
«Когда ты это делаешь».
«Великаны и гномы».
«Карусель».
«Рыбки в пруду».
«Возьмем Машу на прогулку».
«Дочки – матери».
Мамины помощники.
Игры по теме: «Мамины помощники».
Беседы:
«Моя мама».
«Моя бабушка».
Рассматривание фотографий
«Моя мама».
Апрель
«Мы спортсмены».
«Космонавты».
«Парикмахерская».
«Дерево, цветок».
«Кто кем будет?»
«Что сажают в огороде».
«Караси и щука».
«Через ручеек».
Игры по теме: «Учимся быть доброжелательными».
Познакомить с традиционным русским народным праздником «Пасха».
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Месяц
Ручной труд - конструирование
Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам
Формирование о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Самообслуживание
Труд в природе
Хозяйственно-бытовой труд
Сентябрь
1. Терема
2.Бумажная лягушка.
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
День дошкольного работника.
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и с помощью взрослого приводить её в порядок - просушивать.
Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратным, опрятным.
Октябрь
1.Домики, сарайчики.
2.Дерево из бумаги.
Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения
Международный день учителя.
Формирование умения самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий.
Ноябрь
1.Лесной детский сад.
2. Моё село.
3.Автобус.
Формировать умение договариваться с помощью воспитателя, о распределении коллективной работы, Заботиться о своевременном завершении совместного задания.
День полиции.
Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада.
Декабрь
1.Мосты.
2.Дворец Снежной Королевы.
Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Рождественские колядки.
В весенний и осенний периоды приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, а в зимний период расчищать снег.
Январь
1.Оригами (по замыслу).
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое трудовой деятельности оборудование.
Февраль
1. Дом
в котором я живу.
2.Открытка для папы. (оригами)
Разъяснять детям значимость их труда.
День защитника Отечества.
Приобщение детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время, к подкормке зимующих птиц.
Март
1. Собачка (из бумаги).
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Международный женский день.
Закреплять умение самостоятельно убирать на место игрушки, строительный материал.
Апрель
1.Тюльпан (оригами).
2.Самолёт (из бумаги).
День космонавтики.
День работников пожарной охраны.
Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.
Май
1.Мухомор (из бумаги).
2.По замыслу
Приучать детей аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
День пограничника
Продолжать закреплять умения детей - поливать цветы, кормить рыб. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Формирование основ безопасности.
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Безопасный отдых на природе.
Продолжение знакомства с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
Формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Формирование понятий: "съедобное", "несъедобное", "лекарственные растения".
Безопасность на дорогах.
Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Продолжение знакомства с понятиями "улица", "дорога", "перекресток", "остановка общественного транспорта" и элементарными правилами поведения на улице.
Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского.
Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения ( "Скорая помощь", "Пожарная", машина МЧС, "Полиция", трамвай, троллейбус, автобус).
Знакомство со знаками дорожного движения "Пешеходный переход", "Остановка общественного транспорта".
Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Знакомство с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказы о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Освоение правила езды на велосипеде.
Знакомство с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Знакомство с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Рассказы детям о работе пожарных, причина возникновения пожаров и правила поведения при пожаре.
Календарно- тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности
Месяц
Тема
Сентябрь
«Правила дорожного движения».
«Беседа о правильном питании и пользе витаминов».
Октябрь
«Правила поведения при общении с животными».
«Врачебная помощь».
Ноябрь
«Взаимная забота и помощь в семье».
«Опасные предметы».
Декабрь
«Небезопасные зимние забавы».
«Правила пожарной безопасности».
Январь
Правила поведения «Как вести себя на горке».
«Правила поведения ребёнка на детской площадке».
Февраль
«Опасные ситуации дома».
Март
«Правила поведения на улицах».
«Если ребёнок потерялся».
«Берегите книги».
Апрель
«Правила поведения на природе».
«Правила поведения при грозе».
Май
«Твои помощники на дороге».
2.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание образовательной работы по познавательному развитию предполагает:
сенсорное развитие;
развитие познавательно- исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Месяц
ФЭМП
Познавательно-исследовательская деятельность.
Ознакомление с миром
природы.
Сенсорное развитие
Сентябрь
1. «Занятие №1».
2. «Числа 1,2».
3. «Ориентировка в пространстве».
4. «Ориентировка в пространстве» (продолжение).
1. Чтение сказки И.Ревю «Сказка про доброту».
2. «Наземный транспорт».
3. Сезонные наблюдения «Ранняя осень».
4. «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдёшь».
Продолжать работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности.
Октябрь
1. «Число 3».
2. «Занятие №2».
3. «Треугольник».
4. «Куб, шар».
5. «Число 4».
1.Рассматривание картины «Кто живёт в лесу?»
2. Осенние посиделки. Беседа о домашних животных и птицах.
3. Беседа о хлебе.
4. «Все работы хороши- выбирай на вкус».
Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
Ноябрь
1. «Занятие №2»
2. «Занятие №3».
3.«Прямоугольник».
4. «Прямоугольник» (закрепление).
1. «Беседа о правилах этикета,поведения,гостеприм-ства».
2. Беседа «Моя семья».
3. «Моё родное село».
4. «Кто такие казачата?»
5. «Наша Родина – Россия».
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
Декабрь
1. «Счёт
в пределах 4».
2. «Сравнение предметов по высоте».
3. «Сравнение предметов по величине».
4. «Порядковый счёт».
1. «В гости к деду Природоведу».
2. Знакомство со свойствами металла и дерева.
3. «Как лёд превращается в воду».
4. «Почему растаяла Снегурочка?».
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Январь
1. «Ориентировка во времени».
2. «Число 5».
3. «Счёт
в пределах 5».
4. «Измерение предметов».
1. «Семейные праздники-Рождество».
2. «Человек и природа».Беседа «Птицы и животные зимой. »
3.Рассматривание картины «Зимние забавы».
4.«Знакомство со свойствами ткани»
Сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
Февраль
1. «Измерение предметов» (продолжение).
2. «Сравнение предметов по величине».
3. «Порядковый счёт».
4. «Ориентировка в пространстве».
1. «Народные промыслы России».
2. «Хорошо под мирным небом жить».
3. «День защитника Отечества».
4. «Широкая Масленица».
Закреплять знание о величине. Развивать мелкую моторику рук.
Март
1. «Величина».
2. «Ориентировка во времени».
3. «Геометрические фигуры» (закрепление).
4. «Сравнение предметов по величине».
1.Беседа «Моя мама». 2. «Посадка лука».
3. «Узнай всё о себе воздушный шарик».
4. «Экскурсия в библиотеку».
Формировать умение использовать эталоны, как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер, материал и т.п.).
Апрель
1. «Занятие №1».
2. «Занятие №2».
3. «Занятие №3».
4. «Занятие №4».
1. «День Земли».
2. «Беседа о космосе».
3. Экскурсия «В гости к хозяйке луга».
4.Беседа «Перелётные птицы».
Развитие осязания, знакомство с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания.
Май
1. «Геометрические фигуры» (закрепление).
2. «Куб».
3. «Занятие №4».
4. «Занятие №1».
1. «Замечательный врач».
2. «В мире пластмассы».
3. «Мы растём».
Поощрение попыток детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.
2.3 Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание образовательной работы по речевому развитию включает: владение речью как средством общения;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речи
Месяц
Тема
Сентябрь
1.Пересказ сказки «Три медведя».
2. «Описание игрушек кошки и собаки».
3. Составление рассказа по картинке «Кошка с котятами».
4. Беседа «Что нам осень принесла -овощи и фрукты».
Октябрь
1. Рассматривание картины «Осенний день».
2. Составление описательного рассказа о питомцах (игрушка).
3. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
4. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
5. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».
Ноябрь
1. Пересказ сказки Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок.
2. Заучивание русской народной песенки : «Тень-тень-потетень».
3. Чтение сказки «Три поросёнка» .
4. «Описание игрушек белки, зайчонка, мышонка».
Декабрь
1. Заучивание стихотворения о зиме.
2. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей».
3.Составление рассказа-описания «Зимняя одежда».
4.Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
Январь
1. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу».
2. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощницы».
3.Чтение с элементами драматизации РНС «Гуси- лебеди».
Февраль
1. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
2. Рассматривание картины из серии «Мы играем».
3. Заучивание стихотворения «Воин российский».
4. Пересказ русской народной сказки «Мороз и заяц».
«У страха глаза велики», «Лисичка- сестричка и серый волк».
Рассказы: «Еж», «Неприятный случай».
А. Барто «Девочка чумазая».
В. Бианки «Первая охота», «Зайчишка- трусишка», «Гуси, вы гуси».
Заучивание наизусть.
В.Орлов «С базара».
Л.Николаенко «Кто рассыпал колокольчики».
Май
Чтение:
К.Ушинский « Бодливая корова»
М.Горький «Воробьишко»
Обр. И.Соколова-Никитова «Привередница»;
Обр. В.Даля «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
Мамин –Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
К. Ушинский «Васька».
Н. Носов «Живая шляпа»,
Е. Чарушин «Воробей»
Заучивание наизусть:
Е.Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки».
2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательной работы в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Месяц
Рисование
Лепка
Аппликация
Сентябрь
1.«На яблоне поспели яблоки».
2. «Пешеходная дорожка».
3. «Осень в парке».
4. «Любимый овощ или фрукт» .
1. «Большие и маленькие морковки».
1. «Осенний букет в вазе».
2. «Укрась салфеточку» (подарки для воспитателей).
Октябрь
1. «Красивые цветы для бабушки».
2. «Рыбки плавают в аквариуме».
3. «Хлебобулочные изделия».
4. «Цветные шары»(круглой или овальной формы).
1."Яблоки и ягоды"
2. «Грибы».
3. «Рыбка».
1. «Щенок».
2. «Лодки плывут по реке».
Ноябрь
1. «Осенние листья».
2. «Моя семья».
3. По замыслу.
4. «Флаг Ростовской области».
5. «Российский флаг».
1. «Уточка» (по дымковской игрушке).
2. По замыслу.
1. «Большой дом в нашем селе».
Декабрь
1.«Кто в каком домике живёт?».
2. «Снежный ком».
3. «Новогодние поздравительные открытки».
4. «Нарисуй какую хочешь игрушку».
1. «Девочка в зимней одежде».
2. «Слепи то, что тебе хочется».
1. «Автобус».
2. «Бусы на елку».
Январь
1. «Наша нарядная ёлка».
2. «Маленькой ёлочке холодно зимой».
3.«Развесистое дерево».
4. Рисование на основе силуэта.
1. «Деревья в снегу».
1. «В магазин привезли красивые пирамидки».
2. «Снеговик».
Февраль
1. «Дымковская барышня».
2. «Танк по образцу».
3. «Украсим полоску флажками».
4. «По замыслу».
1. «Птички клюют зернышки».
2. «Мы слепим снеговиков».
1. «Летящие самолеты».
2. «Красивый цветок в подарок маме и бабушке».
Март
1.«Ваза с цветами»
2. «Сказочный домик-теремок».
3. По замыслу.
4. «Нарисуй свою любимую игрушку».
1.«Мисочка». 2. «Расцвели красивые цветы».
1. «Лягушонок».
2. «Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное».
Апрель
1. «Глобус».
2. «Мы летим в космос».
3. «Картина о весне».
4. «Птица».
1. «Прилёт птиц».
2. «Корзина с яйцами».
3. «Техника Победы».
1. «Ракета».
2. «Корзина с яйцами».
Май
1. «Скворечник».
2. По замыслу.
3. «Открытка для детей подготовительной группы».
1. "Волшебный сад"
2. «Весёлые животные».
1. «Танк Победы».
2. «Цыпленок».
2.5. Образовательная область «Физическое развитие».
Содержание образовательной работы по физическому развитию включает:
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- продолжение работы по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций;
- проведение под руководством медицинских работников комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечение пребывания детей на воздухе в соответствии с режимом дня;
- организация и проведение различных подвижных игр (зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период года - катание на велосипеде);
Формирование представлений о здоровом образе жизни о значении физических упражнений для организма человека.
Май
Закаливающие процедуры с использованием природных факторов (солнце, воздух и вода)
Консультации для родителей.
Знакомство с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
2.6. Развитие игровой деятельности детей
Создание условий для развития игровой деятельности детей.
Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
Развитие у детей интереса к различным видам игр.
Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.
Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Месяц
Тема игры
Цель
Методы и приемы
Сентябрь
«Детский сад»
Закреплять желание и умение отображать жизненные примеры, самим распределять роли, обогащать ролевое поведение новыми игровыми идеями.
Рассматривание иллюстраций. Наблюдения. Беседы.
Экскурсия к старшим детям.
«Машинист»
Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками, умение осознавать себя в определенной роли. Знакомить с трудом машиниста.
Экскурсия к дороге.
Наблюдения. Рассматривания.
Рассказ. Объяснения. Игра.
«Магазин».
Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей. Поощрять применение игр – заместителей, закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией продавца.
Обогащение
игрового опыта
Дидактическая игра.
Рассказ.
«Больница»
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку (устраивать кабинет врача). Проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам.
Наблюдения.
Рассматривание иллюстраций.
Экскурсия. Беседа.
Октябрь
«Путешествие в лес»
Развивать в детях творчество, речь, мышления; закреплять знания о труде взрослых, развивать желание играть в игре сообща
Беседа.
Игровая ситуация.
Рассматривание иллюстраций
«Ферма»
Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей, знания о домашних животных
Дидактическая игра.
Просмотр иллюстраций
«Пожарные»
Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей, продолжать знакомить с профессией пожарных
Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра.
Ситуации.
Наблюдения.
Беседа.
«Ветеринарная лечебница »
Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра.
Ситуации.
Наблюдения.
Беседа.
Ноябрь
«Семья»
Продолжать использовать в игре реалистические тематики жизни семьи. Закреплять у детей умение создавать последовательный сюжет игры.
Беседы. Рассматривание
иллюстраций. Наблюдения.
Чтение художественной
литературы. Обогащение
игрового опыта
«Детский сад»
Закреплять желание и умение отображать жизненные примеры, самим распределять роли, обогащать ролевое поведение новыми игровыми идеями
Рассматривание иллюстраций. Наблюдения. Беседы.
Обсуждение. Чтение
Экскурсия к старшим детям
«Строитель»
Продолжать отражать в сюжетно – ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей, познакомить с профессией строителя.
Рассматривание иллюстраций. Наблюдения. Беседы.
Чтение стихотворений о строителях.
«Зоопарк»
Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Беседа. Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
Декабрь
«Санный поезд»
Развивать в детях творчество, речь, мышление; закреплять физические навыки
Беседа. Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
«Путешествие в подводный мир моря».
Развивать в детях творчество, речь, мышление; закреплять знания о труде взрослых, развивать желание играть в игре сообща.
Беседа. Экскурсия
Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
«Поликлиника»
Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала, развивать у детей способности принимать на себя роли. Воспитание у детей уважения к труду врача.
Экскурсия.
Беседа.
Игра.
Чтение художественной литературы.
Январь
«Путешествие в зимний лес»
Развивать у детей интерес к путешествию, желание играть вместе.
Беседа. Экскурсия.
Рассматривание.
Дидактическая игра.
«Магазин»
Продолжать учить детей использовать в сюжетно – ролевых играх – игрушки самоделки. Закреплять умение создавать игровую обстановку, действовать согласовано.
Беседа. Экскурсия.
Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
«Парикмахерская»
Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками, умение осознавать себя в определенной роли. Знакомить с трудом парикмахера.
Беседа. Экскурсия.
Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
«Больница»
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку (устраивать кабинет врача). Проявлять в играх добрые чувства.
Беседа. Экскурсия.
Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
Февраль
«Строители»
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией строителя.
Беседа. Экскурсия.
Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
«Магазин»
Продолжать учить детей использовать в сюжетно – ролевых играх игрушки-заместители. Закреплять умение играть по 2-3 человека, создавать игровую обстановку, действовать согласовано.
Беседа. Экскурсия.
Рассматривание.
Дидактическая игра.
Игра.
«Папа хороший хозяин»
Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи, осознанию роли папы.
Рассматривание.
Уточнение.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
«Капитан».
Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения к группе.
Рассматривание.
Уточнение.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
Март
«Мама пришла с работы»
Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи, осознавать, какую роль играет мама в жизни детей.
Рассматривание.
Разыгрывание ситуаций.
«Поздравим маму»
Учить проявлять творческую инициативу и фантазию в игре, развивать желание радовать близких людей, формировать навыки позитивного общения в группе.
Рассматривание.
Разыгрывание ситуаций.
«Большая стирка»
Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам - результату её труда.
Беседа.
Рассматривание иллюстраций.
Экскурсия.
Игра.
Апрель
«Путешествие в космос»
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией космонавта.
Рассматривание.
Игра. Разыгрывание ситуаций
«Шофёры»
Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками, умение осознавать себя в определенной роли. Знакомить с трудом водителя.
Рассматривание.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
«Медвежонок и зайка моет машину»
Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению у ребенка желания играть со сверстниками.
Рассматривание.
Уточнение.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
«Лётчики готовы к полёту»
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Закреплять умение создавать игровую обстановку, знакомить с профессией летчика.
Рассматривание.
Уточнение.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
Май
«Автобус»
Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развивать сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.
Рассматривание.
Уточнение.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
«Солдаты»
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, закреплять умение создавать игровую обстановку.
Рассматривание.
Уточнение.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
«Цветочный магазин»
Продолжать учить детей использовать в сюжетно – ролевых играх – игрушки самоделки. Закреплять умение создавать игровую обстановку, действовать согласовано.
Рассматривание.
Уточнение.
Игра. Разыгрывание ситуаций.
2.7. Взаимодействие детского сада с семьей
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- педагогические беседы, консультации для родителей
(индивидуальные и групповые);
- дни открытых дверей;
- оформление информационных стендов;
- организация выставок детского творчества, фотовыставки в группе;
- составление банка данных о семьях воспитанников;
- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями
праздников, мероприятий и досугов;
- оформление памяток.
План работы с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяц
Название мероприятия
Итог
Сентябрь
1. Начало учебного года- начало нового этапа в жизни детского сада, детей и родителей. Основные задачи и направления работы на 2018 – 2019 учебный год.
2. «Такие разные обыкновенные дети » .
3. «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице».
4. «Трудиться- всегда пригодится».
5. «Мы перешли в среднюю группу».
Общее
Родительское
собрание
Родительское
собрание
Консультация
Консультация
Папка-передвижка
Октябрь
1. «Здравствуй, осень золотая».
2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
3.«Питание ребёнка - залог успешного физического и интеллектуального развития».
4. «Осенний букет».
5. «Развивающие игры для маленьких умников».
6. «Профилактика нарушений осанки у дошкольников».
Тематический утренник
Консультация
Выставка- конкурс
Беседа
Консультация
Ноябрь
1. «Моя семья».
2. Акция «Птичья столовая».
3.«Влияние животных на полноценное развитие личности ребёнка».
4. «Неталантливых детей не бывает».
5. «Подвижные развивающие игры для детей».
6. «Живая природа для детей - польза для развития».
Выставка рисунков
Изготовление кормушек
Памятка
Беседа
Папка-передвижка
Консультация
Декабрь
1. «Книжка своими руками» (родители и дети).
2.«Новый год для всех ребят».
3. « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада. Роль родителей в развитии речи ребёнка-дошкольника».
4. «Особенности формирования речи у ребёнка».
5. «Какие опасности подстерегают на улицах, дорогах».
6. «Как устроить Новый год для ребёнка в семье».
Конкурс
Праздник
Общее родительское собрание
Родительское собрание
Консультация
Беседа
Январь
1.«Край наш любимый!».
1. «Посеешь привычку- пожнёшь характер».
2. «Азбука пешехода. Безопасное поведение на дороге».
3. «Хорошо ль у нас в саду? ».
4. «Сладких снов тебе малыш! ».
5. «Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста».
Фотоконкурс
Консультация
Беседа
Анкетирование
Памятка
Консультация
Февраль
1.«Вместе с папой, вместе с мамой».
2.«Хрустальная музыка зимы».
3.«Знакомим с трудом взрослых».
4.«Наши папы сильные, наши папы смелые!»
5.«Общение между нами и детьми».
6. «Наказание: польза или вред? ».
Фотовыставка
Выставка рисунков
Папка-передвижка
Досуг
Беседа
Консультация
Март
1. «Красивую речь приятно слушать».
2. «Коли семья вместе, так и душа на месте».
3. «Для самых красивых и любимых».
4.«Широкая Масленица».
5. «Огород на окне».
6. « Воспитание здорового образа жизни».
Консультация
Беседа
Концерт
Праздник
Акция
Памятка
Апрель
1.«Наша площадка самая красивая».
2.«Это русская сторонка».
3.«Цветы на клумбах».
4. «Наш участок самый чистый».
5. «Неделя открытых дверей» для родителей
6. «Природа и ребёнок. Итоги учебного года. Наши интересы и достижения».
7. «Разный темперамент – разная эмоциональность».
8. «Земля в иллюминаторе».
Конкурс
Беседа
Экологическая акция
Экологическая акция
Родительское собрание
Консультация
Выставка творческих работ
Май
1.« Безопасность детей - забота взрослых. Итоги работы детского сада за прошедший учебный год и задачи на лето».
2.«Этот день Победы».
3. Выставка детских работ, посвящённая Дню защиты детей «Планета детства».
4. «Использование природных факторов для закаливания детей».
5. «Причины детского непослушания».
6. «В гости к сказке».
Общее родительское собрание
Выставка рисунков
Консультация
Беседа
Экскурсия в библиотеку
III. Организационный раздел.
3.1. Планирование образовательной деятельности.
По действующему СанПиН2.4.1.3049-13 для детей пятого года жизни непосредственно образовательная деятельность составляет не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут (всего 3 часа 40 минут в неделю). Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
Расписание непосредственно образовательной деятельности.
Образовательные области
Базовый вид деятельности
Периодичность
Физическое
развитие
Физическая культура в помещении
2
Физическая культура на прогулке
1
Итого всего количество НОД / количество часов
3/60мин
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность
2
Итого всего количество НОД / количество часов
2/40мин
Речевое развитие
Коммуникативная деятельность
1
Итого всего количество НОД / количество часов
1/20мин
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
Рисование
1
Лепка
0,5
Аппликация
0,5
Музыка
2
Итого всего количество НОД/ количество часов
4/80 мин
Социально-коммуникативное развитие
Социализация
ОБЖ
0,5
Труд
0,5
Итого всего количество НОД/ количество часов
1/20мин
Объем НОД (количество) в неделю
11
Объем НОД (общее количество времени) в неделю
3ч. 40 минут
Вариативная часть
Общая нагрузка
Нет
-
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
ежедневно
Комплексы закаливающих процедур
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
Ситуативные беседы при
проведении режимных моментов
ежедневно
Чтение художественной литературы
ежедневно
Дежурства
ежедневно
Прогулки
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игра
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития
ежедневно
3.2. Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении.
Режим дня составлен с расчетом на 10-часовое пребывание ребенка в детском саду. Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в младшей группе: с 7.30 до 17.30.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы, потребности и индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.), обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -13°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2 - 2 часа 20 минут. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов.
Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Режим дня в средней группы на 2018-2019 учебный год
(холодный период года)
Режим дня составлен с расчетом 10-часового пребывания детей в детском саду.
Режимные моменты
Время
Прием детей, самостоятельная деятельность, игры
7.30 - 8.10
Утренняя гимнастика
8.25 - 8.35
Подготовка к завтраку
8.35 - 8.45
Завтрак
8.45 – 9.05
Непосредственно образовательная деятельность № 1
9.15 - 9.35
Непосредственно образовательная деятельность № 2
9.45 - 10.05
Второй завтрак
10.10
Подготовка к прогулке
10.05 – 10.20
Прогулка
10.20 - 12.00
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
12.00 - 12.20
Обед
12.20 – 12.50
Подготовка ко сну, дневной сон
12.50 - 15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры
15.00 – 15.20
Подготовка к полднику, полдник
15.20 - 15.40
Игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы
15.40 - 16.20
Подготовка к прогулке
16.20 – 16.30
Прогулка, игры, уход домой
16.30 - 17.30
Режим дня детей средней группы (тёплый период года).
Режимные моменты
Время
Утренний прием на свежем воздухе.
Игры на улице
7.30-8.10
Гимнастика на улице
8.10-8.20
Подготовка к завтраку
8.20-8.40
Завтрак
8.40 – 9.00
Подготовка к прогулке
9.00 - 9.20
Прогулка (познавательно-игровая деятельность, самостоятельная деятельность, подвижные игры, труд, индивидуальная работа). Воздушные и солнечные ванны
9.20-11.40
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
11.40-12.00
Обед
12.00 - 12.30
Подготовка ко сну
12.30 – 12.50
Дневной сон
12.50-15.00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
15.00-15.20
Полдник
15.20-15.40
Прогулка, игры, самостоятельная деятельность
15.40-17.00
Уход детей домой
17.00-17.30
3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ.
Каждый вид деятельности включает в себя следующие формы работы.
Двигательная деятельность: утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале.
Продуктивная деятельность: мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии
Коммуникативная деятельность: беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги
Трудовая деятельность: поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд.
Познавательно- исследовательская деятельность: наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры.
Музыкально- художественная деятельность: слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале
Чтение художественной литературы - рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.).
Игровая деятельность: игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, малоподвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные).
3.4. Условия реализации Программы.
Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Пространство в группе безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающееся. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста. В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому необходимо каждый раз обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.
В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок ряжения (для театрализованных игр);
книжный уголок;
зона для настольно-печатных игр; выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
уголок природы (наблюдений за природой);
уголок физической активности;
уголок для игр с водой и песком;
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.). Материально – техническое обеспечение основной общеобразовательной программы основывается на методических разработках к программе «От рождения до школы» авторов Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Техническое обеспечение, средства обучения и воспитания, игровой, дидактический материал - на достаточном уровне.
3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Целью мониторинга освоения образовательной программы является изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
Педагогическая диагностика (мониторинг) направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как знания и представления, умения и навыки.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении, что реализует принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы».
IV. Список методической литературы
О.А. Соломенникова , Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Издательство Мозаика –Синтез, г. Москва, 2009.
О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
О.С. Ушакова, Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Творческий центр, Москва, 2009.
О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Творческий центр, г. Москва, 2010.
Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. Занятия для детей 3-5 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному воспитанию. - М.: ТЦ СФЕРА, 2015
В.П. Новикова. Математика в детском саду средний дошкольный возраст.- М.:, Мозаика- Синтез, 2009.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Изд.2-е. г.Волгоград: Учитель, 2016.
И.А. Помораева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.:, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Система работы в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, 2016.
Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа). Педагогическое общество России Москва-2001.
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Этические беседы с дошкольниками. Изд. Мозаика-Синтез г. Москва, 2015.
С.Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Изд. Мозаика-Синтез г. Москва, 2016
Н.В. Корчаловская, О.Ю. Муравьева. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. Г.Ростов-на-Дону Изд. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО 2015.
К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.