Рабочая программа учебной дисциплины "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
Рабочая программа учебной дисциплины "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
44.02.01 «Дошкольное образование»
Нягань, 20__
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование»
Согласовано:
на заседании ПЦК «Гуманитарного цикла»
Протокол № _____
от «____» ______________ 20__ г.
Председатель ПЦК
__________ Дмитриева В.В.
Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский технологический колледж»
__________________ М.Г. Штепина
Составитель:
Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж»
Р. Р. Мангушев
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
1.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
6
3.
Условия реализации учебной дисциплины
13
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Дошкольное образование» 44.02.01
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа входит в профессиональный цикл – общепрофессиональная дисциплина.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели и задачи изучения дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» состоят в освоении теоретического и практического материала в системе дошкольного образования, приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре с использованием развивающих форм оздоровительной работы
здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, формирование у обучающихся, по специальности, готовности к организации и реализации здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения общеобразовательной дисциплины должен:
уметь:
- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
знать:
- теоретические основы режима дня;
- теоретические основы двигательной активности;
- основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
- особенности детского травматизма и его профилактику;
- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии; основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
- методику проведения диагностики физического развития детей.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:
Выполнение сравнительного анализа факторов, формирующих здоровье.
2-4
Самостоятельная работа № 1
Отличительные признаки пограничного состояния (предболезни) (составление конспекта).
2
3
2
Факторы, формирующие здоровье. Образ жизни, здоровый образ жизни и его составляющие.
2-6
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 2
Выполнение сравнительного анализа компонентов здоровья
2-8
2
Самостоятельная работа № 2
Сравнительный анализ определений понятия «здоровье».
2
3
3
Состояние здоровья детей
раннего и дошкольного возраста на современном этапе.
Критерии отнесения ребенка к группе «часто и
длительно болеющих». структуру общей заболеваемости детей в организованных детских коллективах.
2-10
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 3
Выполнение сравнительного анализа факторов риска нарушения здоровья в дошкольном возрасте.
2-12
2
3
Самостоятельная работа № 3
Характеристика детей группы «педагогического риска» (конспект).
2
3
5
Мониторинг состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. «Здоровьесберегающая педагогика» и ее основные приоритеты. Закономерности и условия эффективности здоровьесберегающей педагогической деятельности.
2-14
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 4
Выполнение сравнений технологий здоровьесберегающей педагогики, как совокупность приемов и методов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов.
2-16
2
Самостоятельная работа № 4
Факторы риска организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (составление мультимедийной презентации)
2
3
Лабораторная работа
Практическое занятие 5
Выполнение сравнительного анализа компонентов здоровья
Исследования в области здоровьесберегающей педагогики.
2-18
2
Самостоятельная работа № 5
Экспертный подход в здоровьесберегающей педагогики (написание реферата).
2
3
6
Адаптивная и развивающая образовательная среда в дошкольном учреждении. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике и его профессиональные качества
2-20
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 6
Выполнение сравнительного анализа адаптивно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.
2-22
2
Лабораторная работа
Практическое занятие 7
Выполнение сравнительного анализа компонентов здоровья. Динамика состояния здоровья детского населения.
2-24
2
Лабораторная работа
Практическое занятие 8
Выполнение сравнительного анализа компонентов здоровья. Патологическая пораженность. Вычисление статистического показателя.
2-26
2
Самостоятельная работа № 6
Окружающая среда человека (написание реферата).
2
3
Лабораторная работа
Практическое занятие 9
Выполнение сравнительного анализа компонентов здоровья. Вычисление индекса здоровья и процента часто болеющих детей по исходным данным.
2-28
2
Самостоятельная работа № 7
«Зубная формула» и ее применение (составление конспекта).
2
3
Лабораторная работа
7
Практическое занятие 10
Выполнение анализа теоретических основ организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
2-30
3
Самостоятельная работа № 8
Подготовка к контрольной работе.
1
3
Всего за 1-полугодие
30
17
2 полугодие
Тема 1.2. Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Подтема, содержание
1
Здоровьесберегающие технологии в современной системе дошкольного образования. Цели, задачи и принципы организации здоровьесберегающей деятельности ДОУ. Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности.
2-32
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 11
Выполнение анализа результатов внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
2-34
2
Самостоятельная работа № 9, 10
Пути формирования культуры здоровья педагогов дошкольного образовательного учреждения (написание реферата).
2
2
Медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные
здоровьесберегающие технологии.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Медико-гигиенические технологии. Организация питания детей. Профилактически-оздоровительная работа в ДОУ.
2-36
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 14
Проведение медико-педагогического контроля за организацией физического воспитания в ДОУ.
2-38
2
Самостоятельная работа № 11
Значение физического воспитания в здоровьесбережении детей раннего и дошкольного возраста (составление конспекта).
1
3
3
Здоровьесберегающая организация
воспитательно-образовательного процесса.
Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. Основы гигиенического нормирования деятельности. Понятие о динамическом стереотипе. Формирование культуры здоровья детей, педагогов и родителей.
2-40
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 15
Определение принципов гигиенического нормирования любой деятельности. Факторы формирования отношения к здоровью.
2-42
2
Самостоятельная работа № 12
«Здоровый образ жизни в дошкольном возрасте» (составление мультимедийной презентации).
1
3
Лабораторная работа
Практическое занятие 16
Составление тематики занятий с педагогами (родителями) по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
2-44
2
Самостоятельная работа № 13
«Валеологическая культура» (написание реферата).
1
3
4
Мониторинг и экспертиза здоровьесберегающей
деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Принципы оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Методические подходы к использованию критериев оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
2-46
1
Лабораторная работа
Практическое занятие 18
Выполнение сравнительного анализа системы критериальной оценки и системы индикаторов в экспертизе здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
2-48
2
Самостоятельная работа № 14
Критерии оценки здоровьесберегающей деятельности ДОУ (по блокам) (написание конспекта).
1
3
Лабораторная работа
Практическое занятие 20
Выполнение сравнительной характеристики уровней сформированности профессиональной компетентности педагога в вопросах здоровьесбережения.
Здоровьесберегающая педагогика. Закономерности, принципы здоровьесберегающей педагогики. Роль педагога в здоровьесберегающей деятельности.
2-52
3
Лабораторная работа
Практическое занятие 21
Выполнение сравнительного анализа профессиональных качеств и умений педагога дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей педагогики.
2-54
Самостоятельная работа № 16
Роль современных программ дошкольного воспитания в формировании здорового образа жизни ребенка (мультимедийная презентация).
1
6
Здоровьесберегающая организация воспитательно-образовательного процесса. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. Основы гигиенического нормирования деятельности.
2-56
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 17
Динамичный стереотип. Основные принципы построения режима дня (написание конспекта).
1
7
Методические подходы к использованию критериев оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Компетентность педагогов дошкольного образования в области здоровьесбережения.
2-58
Лабораторная работа
Практическое занятие
Самостоятельная работа № 18
Формирование мотивационных основ здорового образа жизни дошкольников через организацию совместной деятельности ДОУ и родителей (составление конспекта).
2
Лабораторная работа
Практическое занятие 22
Выполнение сравнительного анализа системы критериальной оценки и системы индикаторов в экспертизе здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
1-59
Самостоятельная работа № 19
Знания, умения и навыки в области здоровья педагога дошкольного образования ( написание реферата).
2
Дифференцированный зачёт
1-60
3
Всего:
60
30
3. условия реализации учебной дисциплины
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинета методики физического воспитания и развития детей; мастерских корпус 8, кабинет 6 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-наглядные пособия (таблицы, схемы);
-аптечки для оказания первой медицинской помощи,
-рабочие места по количеству обучающихся, доска, программное обеспечение междисциплинарного курса, мультимедийный комплекс.
Л.В. Родионова. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2012 г.
Гончарова В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования / Гончарова В.Г., Подопригора В.Г., Гончарова С.И. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 248 с.
Семенова Т. А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
Дополнительные источники:
Пашкевич А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.мет.пос. / Пашкевич А.В. - 3 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 194 с.
Борисова М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка: Учебник / Борисова М.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 293 с.
Ле-ван Т. Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: Учебно-методическое пособие/Ле-ван Т.Н. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
Ходакова Н. П. Ходакова, Н.П. Подготовка педагогов дошкольного образования в рамках новой специализации - новые информационные технологии в детских учреждениях [Электронный ресурс] / Н.П. Ходакова. - М.: Инфра-М, 2015. - 2 с.
Семенова Т. А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
Интернет-ресурсы
http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/
http://www.doshped.ru/
http://window.edu.ru/
http://vospitatel.resobr.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий, контрольных работ по темам дисциплины, а также выполнения обучающимися нормативов по определению уровня физической подготовленности. Для отдельной группы обучающихся (по состоянию здоровья) предусмотрены такие формы, как: подготовка и защита рефератов, сообщений, презентаций; тестирование; контроль устных ответов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях. Наблюдение за деятельностью студента на практическом занятии
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии
Устный опрос, тест, контрольная работа
Знания:
- теоретические основы режима дня;
- теоретические основы двигательной активности;
- основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
- особенности детского травматизма и его профилактику;
- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии; основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
- методику проведения диагностики физического развития детей.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Решение ситуационных задач;
оценка на практических занятиях при выполнении работ
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Наблюдение и оценка на практических занятиях, решение ситуационных задач.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Наблюдение и оценка на практических занятиях.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Презентации к занятиям, выступлениям и др., представление методических разработок с ИКТ;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Наблюдение и оценка на практических занятиях.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- оценка планов, конспектов занятий и мероприятий
-наблюдение и самооценка в процессе практических занятий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Рефлексивный анализ (личный маршрут студента)
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Наблюдение и оценка на практических занятиях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
Наблюдение и оценка конспектов мероприятий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.