Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» у детей 2 - 3 лет (1-я младшая группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2013г.
- Янушко Е.А. – Рисование с детьми раннего возраста (1 -3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007г.
Данная программа включает:
- раздел «Приобщение к искусству»
- раздел «Рисование»
и является одним из направлений решения образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Программа рассчитана на: - 36 периодов (из них 4 диагностической непосредственно образовательной деятельности, в неделю – 1 период. Длительность одного периода – 10 минут.
1.1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы - приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей.
Задачи программы:
- вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками.
- развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
- подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
- обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
- привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
- учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
- формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
- учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
- учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена:
- на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
- на лучших традициях отечественного дошкольного образования, его фундаментальности: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Программа основывается на основополагающих принципах:
• развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• культуросообразности - учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Для организации коррекционно – образовательной работы важным являются принципы:
• учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
• комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
• дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий;
• создание офтальмо - гигиенических условий в групповых комнатах и лечебном кабинете и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом их интересов и потребностей.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
На основе проведенных и тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований Л.П. Плаксина представила взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:
- Нарушение зрения: снижение остроты, четкости видения, снижение скорости переработка информации, нарушение поля обзора, глазодвигательные функции, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при восприятии объектов.
- Обедненность представлений, снижение чувствительного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление познавательных процессов.
- Нарушение двигательной сферы, трудности зрительном- двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии.
- Нарушение эмоционально – волевой сферы. Проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявление беспомощности в различных видах деятельности, снижение желании у ребенка к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых.
1.3. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Приобщение к искусству
- Проявляет интерес к музыке, пению.
- Проявляет интерес к доступным пониманию произведениям изобразительного искусства.
- Отвечает на вопросы воспитателя по содержанию картинок.
Рисование:
- Проявляет интерес к карандашам, кистям, краскам, глине.
- Испытывает чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовал сам
- Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
- Различает цвета карандашей и фломастеров, правильно называет их: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
- Рисует разные линии (длинные, короткие, горизонтальные, вертикальные, наклонные).
- Бережно относится к предметам и материалам, правильно их использует, после рисования кадет их на место, промывает кисточку в воде.
- Умеет принимать правильную позу при рисовании, рисовать предметы округлой формы, свободно держать кисть, карандаш.
1.4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В Программе определены периоды проведения педагогического мониторинга, приложена «индивидуальная карта» достижений ребенка по освоению содержания программы в соответствии с данной возрастной группой.
Данная форма заполнения карты позволяет отслеживать динамику развития ребенка в течении всего его пребывания в МБДОУ.
Диагностическая непосредственно образовательная деятельность проводится два раза в год (в сентябре и мае) и осуществляется с использованием метода педагогического наблюдения, критериальных диагностических методик, опираясь на промежуточные результаты освоения программы, во время непосредственно образовательной деятельности, и во время свободной самостоятельной деятельности.
Показатель развития детей по образовательному компоненту «Рисование» определяется по трем уровням:
Высокий - 2 (ребенок самостоятельно выполняет все задания, без помощи взрослого, отвечает развернутыми ответами на вопросы. Сообщает дополнительные сведения по вопросу.)
Средний - 1 (ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого. Требуется пояснение взрослого по ходу выполнения задания)
Низкий - 0 (ребенок не справляется с заданием. Снижена мотивация к выполнению задания. Отказывается от выполнения задания.)
Показатели достижений ребенка по рисованию в первой младшей группе
Группа «_______________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г
Приобщение к искусству
Рисование
Проявляет интерес к музыке, пению
Проявляет интерес к доступным пониманию произведениям изобразительного искусства
Отвечает на вопросы воспитателя по содержанию картинок
Проявляет интерес к карандашам, кистям, краскам, глине
Испытывает чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовал сам
Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать
Различает цвета карандашей и фломастеров, правильно называет их: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета
Рисует разные линии (длинные, короткие, горизонтальные, вертикальные, наклонные).
Бережно относится к предметам и материалам, правильно их использует, после рисования кладет их на место, промывает кисточку в воде
Умеет принимать правильную позу при рисовании, рисовать предметы округлой формы, свободно держать кисть, карандаш.
Ф.И. ребенка
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
1
2
Итого
2
1
0
Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/
В процессе реализации Программы используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Индивидуальная форма позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма (индивидуально - коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
- Организованная образовательная деятельность (непрерывная образовательная деятельность) – Игры, задания, упражнения. Викторины, отгадывание загадок. Разучивание стихотворений. Пальчиковые и логоритмические упражнения. Использование звуковой схемы слова. Использование мультимедийных презентаций.
- Образовательная деятельность в режимных моментах - создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, с детьми; разговоры с детьми, ситуации общения в ходе режимных моментов, в процессе закаливания, самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке, о событиях из личного опыта, разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц, сочинение загадок.
- Самостоятельная деятельность - самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок.
- Взаимодействие с семьёй - речевые игры, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, игры – драматизации, совместные семейные проекты, разучивание скороговорок, чистоговорок.
Распределение материала по разделам
Раздел
Программное содержание
Приобщение к искусству
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.
Рисование
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
2.3.Тематический план
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием работа строится согласно тематическому планированию. Тематическое планирование составляется согласно календарю познавательной деятельности, который объединяет непрерывную образовательную деятельность единым смысловым содержанием.
№ п\п
Тема (раздел)
Количество непосредственно образовательной деятельности
В том числе:
практической непосредственно образовательной деятельности
1
«Каляки – маляки»
1
1
2
«Спрячь картинку»
1
1
3
«Нарисованные истории»
1
1
4
«Дождик»
1
1
5
«Палочки»
1
1
6
«Овощи»
1
1
7
«Яблоки»
1
1
8
«Птички»
1
1
9
«Спрячь зайку»
1
1
10
«Лопатки»
1
1
11
«Воздушные шарики»
1
1
12
«Маски и короны для игрушек»
1
1
13
«Дорога для автомобиля»
1
1
14
«Зимняя полянка»
1
1
15
«Лес»
1
1
16
«Солнечная полянка»
1
1
17
«Новогодняя ёлка»
1
1
18
«Снег идет»
1
1
19
«Колеса и светофоры»
1
1
20
«Норка для мышонка»
1
1
21
«Шарики в коробке»
1
1
22
«Тарелки и блюдца с полосками»
1
1
23
«Грибы»
1
1
24
«Монетки; сушки и печенья для лесного магазина»
1
1
25
«Цветы»
1
1
26
«Травка»
1
1
27
«Рисуем для птичек»
1
1
28
«Гусеница»
1
1
29
«Смешиваем краски»
1
1
30
«Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги»
1
1
31
«Конфетти»
1
1
32
«Кубики»
1
1
33
«Зайка»
1
1
34
«Солнышко и облака»
1
1
35
«Ладошки»
1
1
36
«Лесенка»
1
1
Итого:
36
36
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации образовательного процесса
Особенностью данной программы является комплексный подход к организации непрерывной организованной деятельности, направленной на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в процесс непрерывной образовательной деятельности по образовательному компоненту «Лепка» сохранных анализаторов и речи, как эффективного средства компенсации зрительной недостаточности, учитывает приоритетное направление ДОУ.
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, работа строится согласно тематическому планированию. Тематическое планирование составляется согласно календарю познавательной деятельности, который объединяет непрерывную образовательную деятельность единым смысловым содержанием.
При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы нашего детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей. В каждую непрерывную образовательную деятельность включена физкультминутка продолжительностью 3 минуты, гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиН 2.4.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» составляет для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут.
3.2. Режим дня первой младшей группы
Режимные моменты
Время проведения
Утренний прием, осмотр, коррекционные игры, труд (на свежем воздухе)
7.00 – 8.00
Подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика
8.00 – 8.10 – 8.15
Подготовка к завтраку, завтрак
8.15 – 8.30 – 8.50
Игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, офтальмологическое лечение
8.50 – 9.00
Непосредственно образовательная деятельность:
1 подгруппа
2 подгруппа
9.00 – 9.08
9.18 – 9.26
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд в природе, коррекционная работа)
9.26 – 9.36 – 10.20
Возвращение с прогулки, второй завтрак, подготовка к прогулке
10.20 – 10.30 – 10.45 – 10.55
Прогулка (игры, труд в природе, коррекционная работа)
10.55 – 11.50
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
11.50 – 12.00
Обед
12.00 – 12.30
Подготовка к дневному сну, сон
12.30 – 12.45 – 15.45
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, офтальмологическое лечение, коррекционная работа, труд
15.45 – 15.50
Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник
15.50 – 16.00 – 16.20
Игры, труд, коррекционная работа, подготовка к занятию
16.20 – 17.00 (17.15)
Непосредственно образовательная деятельность:
1-я подгруппа
2-я подгруппа
17.00 (17.15) – 17.10 (17.25)
17.20 (17.35) – 17.30 (17.45)
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд), коррекционные игры
17.45) – 19.00
3.3.Материально – техническое обеспечение и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
В группах МБДОУ организованы уголки книг. Основной принцип, придерживаясь которого создаются уголки – удовлетворительнее разнообразных литературных интересов детей. Поэтому наполняемость уголка обеспечивается литературой различного характера: от
сказок до энциклопедий. Одновременно в уголке находится 10-12 книг. Также соблюдены главные условия – удобность и доступность. В книжном уголке книги соответствуют возрастным особенностям детей.
Методические материалы, средства обучения и воспитания.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2013г.
- Янушко Е.А. – Рисование с детьми раннего возраста (1 -3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости, и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, федеральными нормативными документами, действующими локальными актами ОУ:
• Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 3 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
• «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.;
• Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
• Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
• Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «» муниципального образования город Н
• Положением о рабочей программе педагога (утверждено Приказом заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «» муниципального образования город Н
При организации и планировании образовательной работы воспитатель руководствуется следующими нормативными документами, регулирующими образовательное содержание:
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «» муниципального образования город Н.
Календарно - тематическое планирование по образовательному компоненту «Рисование»
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
месяц
Дата проведе-
ния
№
Тема, форма проведения
Цель
Содержание
Средства обучения
план
факт
Краткий ход
Компонент ДОУ
НРК
сентябрь
01.09.2017
НОД диагностическая (День знаний)
1
«Каляки - маляки»
Е.А. Янушко. стр. 12
Обучение умению правильно держать в руке карандаш или фломастер. Самостоятельно рисовать (черкать). Развитие мелкой моторики. Формировать интерес к рисованию.
1. Предложить детям порисовать.
2. Показ готовых изображений.
3. Обыгрывание результатов.
Развивать глазомер, координацию в системе «глаз рука». Пальчиковая гимнастика.
Цветные карандаши или фломастеры, бумага, различные игрушки и предметы.
08.09.2017
НОД диагностическая (День города)
2
«Спрячь картинку»
Е.А.Янушко стр.11
Обучение умению правильно держать в руке карандаш или фломастер. Самостоятельно рисовать (черкать). Развитие мелкой моторики. Формировать интерес к рисованию.
Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цвету и величине. Развивать глазомер.
Воспитывать интерес к познанию северной природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Карандаши синего или голубого цвета; листы бумаги для рисования формата А 4 с заготовками (по количеству детей), дорисовывание деталей на листе бумаги.
Октябрь
29.09.2017
Деревья (Международный день музыки)
5
«Палочки»
Е.А.Янушко стр. 14
Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; формировать интерес к рисованию.
1.Чтение стихотворения
«Что за палочки такие, не простые, а цветные? Стоит только в руки взять- начинают рисовать!»
2. Подготовка нескольких различных палочек для демонстрации
3. Каждый ребёнок рассказывает, что он нарисовал.
Различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой - маленький), зрительно сравнивать величину предметов путём наложения, приложения. Находить большие и маленькие предметы.
Карандаши или фломастеры разных цветов; чистые листы бумаги формата А4 для рисования; различные палочки (по количеству детей).
06.10.2017
Овощи (Всемирный день зрения)
6
«Овощи»
Т.Н. Доронова
С.Г. Якобсон стр. 81
Учить рисовать предметы круглой формы (картофель). Вызывать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей на зиму.
1.Отгадывание загадок на тему, «овощи».
2. Д/и «Чудесный мешочек».
3. Рассматривание и обыгрывание результатов.
Учить видеть движущиеся объекты: мяч катится, летит. Наблюдать на улице за движением транспорта.
Краска гуашь серовато – коричневого цвета, листы бумаги для рисования со срезанными верхними углами (в форме мешков).
13.10.2017
Фрукты (День яблони)
7
«Яблоки»
Е.Ф.Янушко стр.27
Учить детей правильно держать в руке карандаш; рисовать небольшие по размеру круги;
располагать круги равномерно, не выходить за границы контура;
формировать интерес к рисованию.
1.Отгадывание загадок на тему «фрукты».
2. Разговор с детьми, какие бывают яблоки на вкус, цвет.
3. Чтение сказки: «Мешок яблок».
Учить видеть и использовать выразительность цвета в рисунке, различать и подбирать цвет.
Карандаши красного, жёлтого и зелёного цветов;
яблоки; листы бумаги для рисования формата А 4 с заготовками (по количеству детей): на листе бумаги нарисован контур дерева.
20.10.2017
Домашние птицы (День хлеба)
8
«Птички»
Е.А. Янушко стр. 46
Учить детей рисовать ладошками; уточнять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
1. Пальчиковые игры «Накорми курочку», «Ко – ко»
2. Предложить детям сделать на листе бумаги отпечаток своей ладони.
3. Совместно с детьми выяснить какие птицы живут в нашем регионе.
Развивать координацию в системе «глаз - рука»
Специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь; бумага для рисования; вода в мисочке для споласкивания рук; блюдца; тряпочки; салфетки.
27.10.2017
Домашние животные (Всемирный день животных)
9
«Спрячь зайку»
Е.А. Янушко стр.39
Учить детей рисовать гуашью, с использованием губки; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
1. Игры – забавы «Зайчики перебегают».
2. Показ демонстрационного материала.
3. Обыгрывание результатов.
Учить соотносить изображения на картинки с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
Совместно с детьми выяснить какие домашние животные живут в нашем регионе.
Праздник Новый год (День подарка. Рождество Христово)
17
«Новогодняя ёлка»
Е.А. Янушко стр. 28
Продолжать учить правильно держать карандаш; рисовать мелкие круги, во время рисования не выходить за границы контура; формировать интерес к рисованию.
2.Раздать детям заготовки для рисования и карандаши.
3. Чтение стихотворения Я. Акима «Новый год»
Формировать способы зрительного и тактильного обследования детей.
Рассказать детям о суровой северной зиме.
Карандаши разных цветов; листы бумаги для рисования с заготовками контуров ёлок; ёлочный шар.
январь
29.12.2017
Зимние забавы (День Деда Мороза и Снегурки)
18
«Снег идёт»
Е.А. Янушко стр. 50
Продолжать учить детей рисовать красками, используя кисть; уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
1.Отгадывание загадки на тему «Зима».
2. Показать детям как можно рисовать снег. В ночном небе способом примыкания.
3. Дать представления детям о зимних развлечениях.
Закрепление основных цветов; развивать глазомер – ориентировка на листе бумаги.
Дать представления детям о зимних развлечениях.
Краски – гуашь белого цвета; цветной картон матовый формата серого (тёмно-синего) цвета; кисточки; вода в баночках; тряпочки, салфетки.
12.01.2018
Инструменты. Материалы (84 года со дня образования ЯНАО)
19
«Колёса и светофоры»
Т.Н.. Доронова
С.Г. Якобсон стр. 74
Обогащать содержание игр в железную дорогу; продолжать учить рисовать и закрашивать круги, ориентируясь на 4 опорные точки.
1.П/и «паровозик »
2. Показ способов изображения светофора.
3. Обыгрывание результатов.
Развивать чувство формы и глазомер.
Краска-гуашь; листы бумаги для рисования с опорными линиями; салфетки, тряпочки; вода в баночках; кисточки.
19.01.2018
Дом и его части (День доброты)
20
«Норка для мышонка»
Т.Н.. Доронова
С.Г. Якобсон стр. 104
Продолжать воспитывать умение закрашивать готовое графическое изображение на бумаге карандашом.
1.П/и «Кошки - мышки».
2. Показ способов рисования.
3. Чтение сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш».
Развивать глазомер, координацию в системе «глаз рука». Пальчиковая гимнастика.
На каждого ребёнка по 1/2 листа бумаги, в центре которого изображён круг с силуэтом мышонка; чёрные или графитные карандаши, игрушечная кошка.
26.01.2018
Мебель (Международный день родного языка)
февраль
21
«Шарики в коробке»
Т.Н.. Доронова,
С.Г. Якобсон стр. 77
Учить рисовать круги, ориентируясь на четыре опорные точки. Продолжать воспитывать у детей интерес к рисованию.
1. Чтение стихотворения «Шарики» В .Антонова.
2. Предложить детям нарисовать для зайчат шарики.
3. Обыгрывание результатов.
Учить детей находить предметы, геометрические фигуры определённой формы, цвета, величины в окружающем мире.
Краска-гуашь; кисти; баночки с водой; листы бумаги, сложенные так, что линии сгиба образуют квадраты.
02.02.2018
Посуда (Масленица)
22
«Тарелки и блюдца с полосками»
Т.Н.. Доронова
С.Г. Якобсон стр. 69
Учить рисовать круги, ориентируясь внешнюю опору в виде круглого листа бумаги.
Побуждать детей оказывать помощь тем, кто ней нуждается.
1. Рассматривание дидакт. материала «Посуда»
2. Показ способа изображения полосок на тарелках и блюдцах.
3. Обыгрывание результатов.
Учить соотносить изображения на картинки с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
Цветные карандаши, бумажные круги диаметром 5-6 см.
09.02.2018
Продукты питания (Праздник кукол)
23
«Грибы»
Е.А. Янушко стр.16
Учить детей правильно держать карандаш в руке; рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границу рисунка. Дорисовывание деталей.
1. Рассказать из каких частей состоит гриб. Рассматривание иллюстраций.
2.Рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.
3.Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»
Формировать способы зрительного и тактильного обследования предметов.
Карандаши (красн., оранж., коричн.) цветов; муляж гриба; листы бумаги для рисования с заготовками.
16.02.2018
Мир профессий (День защитника отечества)
24
«Монетки; сушки и печенья для лесного магазина»
Т.Н.. Доронова
С.Г. Якобсон стр. 72
Учить рисовать сушки, ориентируясь на внешнюю наглядную опору.
Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления атрибутов к игре.
1.Рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные»
2. Предложить нарисовать вначале пальцем, а затем сухой кистью в каждом квадратике-ячейке по одной сушке.
3. Обыгрывание результатов.
Развивать чувство формы и глазомер.
Краска – гуашь; листы бумаги, разделённые линиями сгиба на квадраты ; клеёнка; тряпочки, салфетки; кисточки; вода в баночках.
Учит детей правильно держать карандаш; рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границы ограниченной линии – «травы»; формировать интерес к рисованию.
1.Чтение стихотворения В.Серова «Одуванчики»
2. Показ детям цветка на стебле (краткий рассказ о цветке).
3. Рассматривание иллюстраций на тему: «Цветы»
Учить видеть и использовать выразительность цвета в рисунке, различать и подбирать цвет.
Дать понятия о северной весне.
Карандаши зелёного цвета; цветок на стебле; листы бумаги для рисования с заготовками.
09.03.2018
«Весна шагает по планете» (День оленевода)
26
«Травка»
Е.А. Янушко стр.20
Учить рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, её начало и конец; формировать интерес к рисованию.
1.Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»
2. Раздать детям листы с заготовками и зелёные карандаши.
3. Чтение стихотворения А. Барто «Весна идёт»
Развивать чувство формы и глазомер.
Карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с заготовками.
16.03.2018
«Встречаем птиц» (Международный день птиц)
27
«Рисуем для птичек»
Т.Н.. Доронова
С.Г. Якобсон стр. 49
Учить рисовать концом кисти зёрна. Вызывать у детей сочувствие.
1Рассматривание изображений птиц.
2. Рисование зёрнышек для птиц на листе бумаги.
3. Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лиса»
Формировать у детей зрительные способы обследования: различать и называть форму геометрических фигур.
Краска - гуашь; бумага;
Демонстрационный материал: пшено для птицы.
23.03.2018
«Насекомые» (Неделя «Культура – детям»)
28
«Гусеница»
Е.А. Янушко стр.60
Продолжать учить детей рисовать красками с помощью штампа. Ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки рядом друг с другом.
1.Отгадывание загадок на тему «Насекомые»
2.Раздать детям листы бумаги с предложением нарисовать гусеницу.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые»
Учить видеть и использовать выразительность цвета в рисунке, различать, называть и подбирать цвет.
Краски – гуашь, фломастеры чёрного цвета; листы бумаги; вода в банках; тряпочки, салфетки.
апрель
30.03.2018
«Что мы знаем о рыбах» (Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов)
29
«Смешиваем краски»
Е.А. Янушко стр. 37
Закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
1.Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»
2. Предложить детям смешать краски: жёлтый – синий, жёлтый и синий, жёлтый и красный, красный и синий.
Развивать координацию в системе «глаз - рука»
Краски – гуашь; пластиковые стаканчики; бумага для рисования; кисти; вода в банках; тряпочки, салфетки.
06.04.2018
«Друзья-герои сказок» (Международный день детской книги)
30
«Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги»
Т.Н.. Доронова,
С.Г. Якобсон стр. 41
Продолжать учить правильно пользоваться краской и рисовать железнодорожные билеты. Учить наносить штрихи и проводить прямые линии.
1.П/и «Паровозик»
2. Показ способа рисования рельсов.
3. Слушание песни «Голубой вагон».
Учить видеть движущиеся объекты: мяч катится, летит. Наблюдать на улице за движением транспорта.
Листы бумаги для рисования в виде железнодорожных билетов; краски; кисточки; баночка с водой.
13.04.2018
«Мой город Ноябрьск» (Праздник весны и труда)
31
«Конфетти»
Е.А. Янушко стр. 41
Продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; рисовать бытовые навыки.
1.Показать детям хлопушку в которой находятся конфетти и рассказать о ней.