Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по речевому развитию для старшей группы"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
Рассмотрена на заседании кафедры_______________ ______________________
Протокол
от «___»________201__г. №__
Заведующий кафедрой
_________/ Паршина А.В
Согласовано:
Куратор НМР
_________/ Андреева Е.В.
Утверждена приказом от «___»___________ 201__ г.
№ _____
Директор МБОУ СОШ № 70 ____________ О.Р.Прокопенко
Рабочая программа
по
речевому развитию
( старшая группа)
воспитатели: Ушкова С. В.
Колганова Ю.А.
Липецк-2017г.
Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- «Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программы МБОУ СШ №70 (дошкольные группы), Устава МБОУ СШ №70.
1.2.Содержаниеобразовательногопроцесса в средней группе.
При выборе методик обучения предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.-2014г.
Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа «Детство» эффективно реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Рабочая программа средней группы МБОУ СШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: речевое развитие.
1.3. Задачи образовательной деятельности.
- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
- Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
- Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
- Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года жизни.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. В возрасте 5-8 лет интенсивно развивается костная система - становятся шире плечи у мальчиков и таз - у девочек. Позвоночник к этому возрасту уже соответствует его форме у взрослого человека, но окостенение скелета еще не заканчивается, в нем пока остается много хрящевой ткани.
Движения ребенка становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнообразнее.
Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры.
В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода, опыту, направленного на выяснение неизвестного.
Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
1.5.Сведения о воспитанниках.
Всего среднюю группу посещают 23 воспитанника.
Группа функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с 12 – часовым пребыванием детей (с 7.00 до 19.00 часов).
23 ребенка воспитываются в полных семьях;
Многодетных -нет
Семей группы риска – нет.
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).
В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность. Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей. В связи с тем, что в дошкольных группах спортивный зал совмещён с музыкальным, работа по физическому развитию детей, при благоприятных погодных условиях, круглогодично осуществляется на спортивной площадке дошкольных групп. Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в дошкольных группах соблюдаются следующие условия:
- выбор программ и технологий, методов и приёмов педагогической деятельности осуществляется на основе анализа уровня развития детей группы;
- воспитатели и специалисты, работающие с детьми 4-5 лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
- организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребёнку по физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому развитию;
- для родителей воспитанников организована система консультирования по основным направлениям развития ребёнка; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00.
1.7. Режим дня, структура ОД (расписание занятий, двигательный режим).
Примерный режим дня в детском саду в средней группе. Холодный период года (сентябрь-май)
Режимные моменты
Время
Приём детей, осмотр, индивидуальное общение воспитателя с детьми. Игровая деятельность.
07.00-08.30
Утренняя гимнастика
08.15-08.25
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков.
08.25-08.30
Завтрак: воспитание культуры приема пищи.
08.30-08.50
Игровая деятельность
08.50-09.15
Образовательная деятельность (образовательные ситуации на игровой основе)
09.15-09.35
09.45-10.05
Подготовка к прогулке. Прогулка (двигательная деятельность)
10.05-12.10
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, воспитание к.г.н.
12.10-12.20
Обед: воспитание культуры приема пищи.
12.20-12.50
Подготовка ко сну. Сон с использованием музыкотерапии.
12.50-15.00
Постепенный подъём. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна.
15.00-15.10
Подготовка к полднику. Полдник
15.15-15.35
Игры, досуги. Самостоятельной деятельности в центрах активности.
15.40-15.50
Подготовка к ужину. Ужин.
16.40-17.00
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой.
17.15-19.00
Теплый период года (июнь-август)
Режимные моменты
Время
Приём детей на улице, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе, индивидуальное общение воспитателя с детьми.
Самостоятельная деятельность.
07.00-08.30
Подготовка к завтраку. Завтрак
08.30-08.50
Игровая деятельность.
08.50-09.00
Самостоятельная деятельность, игры, муз. занятия.
09.00-09.40
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения),физкультурные занятия на свежем воздухе.
09.40-11.40
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду.
11.40-12.00
Обед.
12.00-12.30
Подготовка ко сну (закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика), сон.
12.30-15.00
Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна воздушные.
15.00-15.20
Подготовка к полднику, полдник .
15.20-15.45
Игры, самостоятельной деятельность, чтение худ. литературы (на прогулке).
15.45-16.45
Подготовка к ужину, ужин.
16.45-17.10
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.
17.10-19.00
1.8. Организация предметно-пространственной среды.
Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Пространственная организация.
Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов
Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.
Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не должно копировать школьный подход . Они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Изменение во времени.
В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Особенности организации предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
II. Объем образовательной нагрузки.
Годовой календарный учебный график
Содержание
Группа
старшего
дошкольного
возраста
(с 5 до 8 лет)
Начало учебного года
01.09.2017
Окончание учебного года
31.05.2018
Период каникул
29.12.2017
12.01.2018
Продолжительность
учебного года (неделя), всего, в том числе:
37 недель
1 полугодие
17 недель
2 полугодие
20 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Количество НОД в неделю
14
Длительность НОД
30 мин.
Максимальный перерыв между НОД
10 мин.
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)
(без учета дополнительных образовательных услуг):
7 час
1 половина дня
7 час
2 половина дня
-
Летний оздоровительный период
с 01.06.2017 по 31.08.2017
Учебный план группы дошкольного возраста общеразвивающей направленности
с 5х до 8х лет
Образовательная деятельность
Длительность образовательной деятельности
Количество образовательной деятельности в неделю
Коммуникация р.р/ формирование целостной картины мира
30 мин
2
Формирование элементарных математических представлений
30 мин
1
Физическая культура
30 мин
3
Музыка
30 мин
2
Художественное творчество рисование/лепка/
30 мин
1
конструирование/аппликация
20 мин
1
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)(без учета дополнительных образовательных услуг):
7 ч
10
Итого
7 ч
10
III. Планирование работы с детьми в группе.
Комплексное - тематическое планирование с итоговыми мероприятиями.
Тема
Подтема
Варианты итогового мероприятия
Взаимодействие с родителями.
Сентябрь 1 неделя
«Мы снова вместе».
День знаний.
Впечатления о лете.
Что нам лето подарило.
Я и мои друзья.
Летние дни рождения.
Презентация коллажа с фотографиями детей группы. Составление книги правил из рисунков детей.
Выставка детских рисунков « Дары лета».
Тематическое занятие: «Где живет Царица Знаний»
Подготовка в проведении тематического занятия «Где живет Царица Знаний».
Помощь в организации «Дня именинника».
Сентябрь 2 неделя
«Радужное настроение».
По дороге с радугой.
По моря по лесам.
Заплетем мы ленты в косы.
Мои карандаши.
Семеро цветных братцев.
Музыкальное развлечение
« Цветной хоровод красок».
Принять участие в музыкальном развлечении.
Сентябрь
3 неделя
«Осень золотая».
Осень золотая в гости к нам пришла.
Животные осенью.
Кладовая витаминов.
Опасные дары природы (ОБЖ).
Труд людей осенью.
Фольклорный праздник
« Осень, осень в гости просим».
Мастерская Старичка-Лесовичка.
Совместное изготовление поделок из природного материала.
Сентябрь
4 неделя
«Наш детский сад».
Наш детский сад
Наша любимая группа.
Из чего сделаны предметы?
Мои любимые игрушки.
Наведем порядок в группе.
Детский мастер-класс «Наведем порядок в группе». Коллекционирование предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (бумага, ткань, глина, пластилин и др.). Составление математического коллажа.
Участие в изготовление коллекции и помощь в организации выставки.
Октябрь
1 неделя
«Мир вокруг
Нас».
Разноцветные рыбки.
Будь осторожен.
Опасное и безопасное вокруг нас в группе.
Опасное и безопасное вокруг нас дома.
Противоположности.
Составление альбома работ (рисунки, аппликация, оригами) «Рыбки в аквариуме»
Консультация для родителей
«Маленький помощник»
Октябрь
2 неделя
«Страна, в которой я живу».
Что мы знаем о России.
Символы России.
Гимн России.
Путешествие по стране.
Россия в картинках.
Фотоколлаж «Моя Родина – Россия!»
Помощь в создании фотоколлажа.
Октябрь
3 неделя
«Наша одежда, обувь и головные уборы».
Наша одежда осенью.
Наша обувь осенью.
Головные уборы осенью.
Кто стирает нам одежду.
Кто нас спрячет от дождя?
Коллекционирование предметов демисезонной кукольной одежды в игровом уголке или в альбоме. Сюжетно-ролевые игры.
Помощь в изготовлении атрибутов к играм.
Октябрь
4 неделя
«Мы на транспорте поедем».
Правила движения.
Как вести себя на дороге.
Виды городского транспорта.
«Улица», «дорога», «тротуар».
Путешествие по городу.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Создание и презентация альбома «Городской транспорт»
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Ноябрь
1 неделя
«Мой маршрут в детский сад».
День Народного единства.
Детский сад в нашем городе.
Мой маршрут в детский сад.
Кто за нами ухаживает в детском саду.
Уголок природы в детском саду.
Коллективная аппликация (панно) «Детский сад в городе»
Составление альбома с символами России ко Дню Народного единства.
Принять участие в составлении альбома. Описание индивидуального маршрута от дома до детского сада (составляется совместно с родителями).
Ноябрь
2неделя
«Братья наши меньшие».
Мой домашний любимец.
Как я ухаживаю за своим питомцем.
Умеешь ли ты обращаться с животными?
Работа фермера, животновода.
Опасные контакты с животными.
Выставка детских работ
«Моё любимое животное»
Экскурсия в зоопарк.
Помощь в организации экскурсии в зоопарк.
Ноябрь
3 неделя
«Мой дом».
Моя улица.
Чем я люблю заниматься дома.
Как вести себя дома и в гостях.
Правила на всю жизнь.
День матери.
Выставка «Мои любимые игрушки».
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Тематический вечер: «День матери»
Консультация для родителей
«Режим дня ребенка в выходные дни »
Помощь в подготовке тематического вечера: «День матери»
Ноябрь
4 неделя
«Всё о здоровье и безопаснос-ти».
Мир здорового и безопасного образа жизни.
Слушай во все уши.
Осторожно грипп.
Сохрани своё здоровье сам.
Витамины вокруг нас.
Коллаж «Витамины вокруг нас».
Консультация для родителей
«Питание детей в осеннее – зимний период»
Ноябрь
5 неделя
«Мир вокруг нас».
Из чего сделаны предметы.
Тяжелый, легкий.
Лед – твердая вода.
Зимние превращения.
Что зима нам подарила
Сюжетно-ролевая игра
«Едем, плывём, летим...»
Помочь в приобретение атрибутов к игре.
Декабрь
1 неделя
«Здравствуй, зимушка зима».
Пришла зима.
Зимние забавы.
Птицы, зимующие в наших краях.
Покормите птиц зимой.
5. Зимняя одежда.
Изготовление и вывешивание птичьих столовых.
Помощь в изготовлении
Кормушек для птиц.
Декабрь
2 неделя
«Мой мир».
Моё чудесное тело.
Что я знаю о себе.
Я расту.
Мальчики и девочки.
Как сохранить своё здоровье.
Спортивное развлечение
«Путешествие в страну здоровья»
Консультация для родителей
«Закаливание детей дома»
Декабрь
3 неделя
«К нам
приходит
Новый год».
Традиции мира.
История возникновения Нового года.
Мастерская деда Мороза.
Новогодняя игрушка.
Новогодняя сказка.
Организация выставки
«Зимняя сказка»
Новогодний утренник
Участие в празднике и в организации выставки.
Декабрь
4 неделя
«Зимовье зверей».
В лесу зимой.
Как зимуют звери.
Как зимуют птицы.
Способы добычи пищи зимой.
Как животные защищаются от морозов.
Создание альбома о зимовке животных.
Лепная композиция «Зимовье зверей»
Развлечение: «Зимние забавы»
Консультация для родителей «Зимние игры с детьми».
Январь
2 неделя
«Рождественское чудо».
Вежливые слова.
Мы дружные ребята.
Учимся делиться игрушками.
Встречаем гостей.
Наши хорошие и плохие привычки.
Игра – инсценировка
«Медвежонок - невежда»
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Январь
3 неделя
«О правах детей».
Конвенция о правах ребёнка.
Твои права.
Твои обязанности.
Декларация прав ребёнка.
Мир вокруг нас.
Проект
«Моё любимое занятие»
Консультация для родителей
«Права ребёнка»
Январь
4 неделя
«Зимняя Олимпиада»
1.Самый быстрый и ловкий
2. Зимние забавы
3. Спортивные достижения нашей страны.
4. Зимние виды спорта
5. Польза спорта
Стенгазета
«Зимние забавы»
«Мама, папа я - спортивная семья»
Февраль
1 неделя
«Народная культура и традиции».
Устное народное творчество.
Народная игрушка.
Народные промыслы.
Игры и забавы.
Народный костюм.
Фольклорный праздник
«Весёлые посиделки»
Участие в празднике,
организация чаепития.
Февраль
2 неделя
«Мир профессий».
Чем пахнут ремёсла
Путешествие в страну профессий.
Профессии родителей.
Кем я хочу стать.
Наблюдение за работой продавца, кассира, водителя.
Игра «Чем пахнут ремёсла»
Помощь в подготовке к игре
Февраль
3 неделя
«Откуда это появилось...»
Есть такие предметы.
Наши прабабушки делали так.
В мире прошлого.
Забавы вокруг печки.
Отражение русских традиций в национальном костюме.
КВН
« Путешествие в мир прошлого»
Выставка «Предметы старины»
Помощь в организации проведения
Выставки «Предметы старины»
Февраль
4неделя
«ЗащитникиОтечества».
Мой папа.
Военная техника.
Военные профессии.
Защитники нашей страны.
Защитники, прославившие Липецкую область.
Музыкальный – праздник
«Наши защитники»
Участие в празднике
Март
1 неделя
«Весна пришла».
Первые признаки весны.
Весенние явления в жизни растений.
Весенние явления в жизни животных.
Труд людей весной.
Природа просыпается после зимы.
Изготовление альбома «Весна - красна!» с отражением признаков весны.
Консультация
«Трудовые навыки детей младшего возраста»
Март
2 неделя
«Мамин праздник».
Волшебные слова для мамы.
Мамины помощники.
Бабушка милая, бабушка любимая.
Все цветы маме.
Праздничный концерт.
Утренник посвященный 8 марта.
Участие в празднике
Март
3 неделя
«Мир весенней одежды и обуви».
Одежда весной.
Обувь весной.
Свойства резины.
Ткани для весенней одежды.
Правила выбора одежды.
Коллекционирование весенней кукольной одежды. Коллекционирование материалов для изготовления одежды: виды тканей, кожа и т.д.
Помощь в изготовление коллекции.
Март
4 неделя
«Мир вокруг нас».
Ознакомление с материалами: бумага.
Ознакомление с материалами: пластмасса.
Ознакомление с материалами: полиэтилен.
Свойства материалов.
Опыты на проверку влагоустойчивости материалов.
Пополнение коллекции материалов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (резина, пластмасса, полиэтилен, и разновидности бумаги).
Помощь в пополнении коллекции.
Апрель
1 неделя
«Тайна
третьей
планеты».
Путешествие в космос.
Планеты Солнечной системы.
Первые полёты в космос.
Ю. Гагарин - первый космонавт.
Полёт на луну.
Коллективная аппликация
«Путешествие в космос».
Игра «Космическое путешествие»
Изготовление атрибутов к игре
Апрель
2 неделя
«Что весна нам подарила».
Первые цветы.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Растения на нашем участке.
Труд людей весной.
Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли.
Коллективное
коллажирование «Весенние
первоцветы».
Фотовыставка «Весенние цветы».
Участие в подготовке выставки.
Апрель
3 неделя
«Книжкина
неделя».
Наши любимые книжки. Стихи.
Наши любимые книжки. Загадки.
Наши любимые книжки. Русские сказки.
Наши любимые книжки. Зарубежные сказки.
Наши любимые книжки. Рассказы.
Выставка любимых детских
книг и рисунков по теме
Участие в подготовке выставки.
Апрель
4 неделя
«Мир
технических
чудес».
Виды связи: телефон.
Правила общения по телефону.
Виды связи: Интернет.
Виды связи: письмо.
Письмо другу.
Социальная акция «Письмо другу»
Консультация для родителей «Опасности мобильной связи»
Апрель
5 неделя
«Квартира».
.Моя квартира.
2.Мебель.
3.Большая стирка.
4.Мамины помощники.
5.Квартира куклы Маши.
Встречаем весну
праздник
Помощь в изготовление атрибутов к празднику
Май
1 неделя
«День Победы!»
День Победы.
Памятники в честь победы в нашем городе.
Герои войны нашего города.
Имена героев в названиях улиц города.
Дети – герои войны.
Социальная акция
«Открытка для ветерана»
Тематический праздник: «Великой Победе посвящается»
Участие в акции.
Май
2 неделя
«Наш город».
Город, в котором я живу.
Родные улицы.
Городские парки.
Мой адрес.
Мой дом - моя крепость.
Выставка детского творчества
«Мой город».
Консультация для родителей
«Ребёнок в городе».
Май
3 неделя
«Если хочешь быть здоров».
1. Свежий воздух лучший друг.
2. Безопасность на природе.
3. Если хочешь быть здоров.
4. Культура закаливания.
5. Водные процедуры.
Спортивный праздник
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья »
Консультации
«Закаливающие мероприятия»
Май
4 неделя
«Права детей в России».
Что я знаю о себе.
Этикет общения.
Конвенция о правах ребёнка.
Мои достижения.
Твори добро.
Составление книги «Самые- самые» - с отражением достижений каждого ребенка группы. Продолжение оформления «Карты роста» (новые рубрики, рисунки, добрые дела ребенка).
Помощь в оформлении.
СодержаниеОО«Речевое развитие».
1.Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить). Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников; Использование средств интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).
Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов; Освоение и использование вариативных формы приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарностью (спасибо; большое спасибо), обидой, жалобой. Обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени и отчеству. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Использование в речи полных, распространенных, простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?); составление описательных рассказов из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи. Развитие речевого творчества: сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.
2.Обогащение активного словаря. Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
3.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоение произношения наиболее трудных — свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
4.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению).
5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Проявление интереса к слушанию литературных произведений. Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям.
ОО «Речевое развитие»
Вид деятельности: коммуникация
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
1
«Описание игрушек- кошки и собаки».
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.106
2
«Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.110
3
«Описание игрушек- собаки , лисы».
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.112
4
«Составление описательного рассказа о питомцах».
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.115
Месяц (октябрь)
1
«Рассказывание по набору игрушек»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.118
2
«Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.120
3
«Составление сюжетного рассказа по ролям»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.122
4
«Придумывание загадок- описаний об игрушках»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.124
5
«Рассказывание на заданную тему «Мебель»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.127
Месяц (ноябрь)
1
«Рассказывание по картинке «Собака со щенками»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.129
2
«Описание игрушек»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.131
3
«Описание и сравнение игрушек (кукол)»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.134
4
«Описание предметов « Зимняя одежда»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.137
Месяц (декабрь)
1
«Перессказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.140
2
«Рассказывание по набору игрушек «Случай в лесу»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.142
3
«Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.144
4
«Придумывание рассказа «Случай в лесу»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.146
Месяц (январь)
1
«Описание детьми внешнего вида друг друга»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.149
2
«Рассказывание по набору предметов»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.150
3
«Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.152
4
«Описание потерявшихся зайчат по картинкам»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.154
Месяц (февраль)
1
«Составление рассказа по «День рождения Тани»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.155
2
«Составление описания животных по картинкам»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.156
3
«Составление описания по теме «Овощи»»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.158
4
«Употребление в речи слов с пространственным значением»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.160
Месяц (март)
1
«Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.162
2
«Описание внешнего вида животных»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.164
3
«Рассказывание по картине «Куры»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.167
4
«Составление описаний персонажей сказки «Теремок»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.170
Месяц (апрель)
1
«Описание игрушек по их признакам»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.172
2
«Определение предмета по его специфическим признакам»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.174
3
«Описание внешнего вида детенышей животных»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.176
4
«Придумывание загадок- описаний об игрушках»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.124
5
«Составление описания по теме «Овощи»»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.158
Месяц (май)
1
«Описание детьми внешнего вида друг друга»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.149
2
«Перессказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.140
3
«Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».
«Развитие речи детей 3-5 лет»; О.С. Ушакова, стр.110
4
««Закрепление обобщающих понятий»»
Конспекты занятий по развитию речи в средней группе. Авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина с.80
Вид деятельности: чтение художественной литературы
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
1
«Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. С.218
3
«Г.Цыферов «Пугало»
С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. С.123
4
«Ознакомление с малыми фольклорными формами»
С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. С.40
5
« Заучивание стихотворения Я.Акима «Апрель»
С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. С.161
Месяц (май)
1
«В.Боков «Цветет над тихой речкой яблоня…»
С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. С.144
2
«Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Черемуха»
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. с.
3
«И. Токмакова «Мы играли в хохотушки…»
С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. С.262
4
«Ознакомление с малыми фольклорными формами»
С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. С.32
IV.Итоги освоения содержания образовательной области.
Результаты образовательной деятельности.
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;
- без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;
- инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи;
- большинство звуков произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
- самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и рассказы и загадки;
- проявляет словотворчество, интерес к языку,
- слышит слова с заданным первым звуком;
- с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.
- Малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками;
- на вопросы отвечает односложно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений;
- в речи отмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает;
- при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого;
- описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов;
- не проявляет словотворчества;
- не различает слово и звук.
- Интерес к слушанию литературных
произведений выражен слабо.
V. Социальное партнерство с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6.Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
VI. Список литературы и материально-технического обеспечения.
автор
название
издательство
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н.
Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство».
«Детство-Пресс» 2013.
Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова.
Дошкольник 4-5лет. Как работать по программе «Детство».
«Детство-Пресс» 2010.
Деркунская В.А.,
Проектная деятельность дошкольников.
«Детство-Пресс»2013.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
Развитие речи детей 4-5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.
М.: Вентана-Граф, 2008.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В.
Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий.
М.: ТЦ Сфера, 2007.
С.Д. Томилова
Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов.
Москва: АСТ, 2013.
Свирская Л.
«Утро радостных встреч» методическое пособие
Издательство «Линка-Пресс» 2010.
Кравченко И.В. , Долгова Т.Л.
«Прогулки в детском саду « младшая и средняя группы» .
М.: ТЦ Сфера, 2011.
Скоролупова О.А.
Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми дошкольного возраста.
М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
Корнилова В.М.
«Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации.