Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников.»
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148»
Протокол № __ от________2017 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №148»
_________________Н. В. Чекунова
_________________________ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
совместной деятельности
педагога дополнительного образования по экологии с детьми 4-5лет
( средних групп )
« Зайчата», « Лисята», « Гуленьки».
(средние группы)
Составленная в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г)
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
ФИО: Симонова Е.Н.
Квалификационная категория __1кк__
Общий педагогический стаж__6__
Педагогический стаж в должности __6__
Воронеж 2017
Оглавление
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей программы
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Целевые ориентиры
Содержательный раздел
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Организационный раздел
Режим дня воспитанников
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Приложения
4.1. Приложение 1 –планирование по дням
4.2. Приложение 2 –работа с воспитателями
4.3. Приложение 4 –методическая подборка
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Экологическое воспитание дошкольников) для детей средних групп («Зайчата», « Лисята», «Гуленьки») МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» (далее ДОУ) является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагога, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для средних групп («Зайчата», « Лисята», « Гуленьки»).
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает ДОУ.
Нормативно-правовая база:
Конституция РФ, ст. 43, 72
Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ
Конвенция о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559-1
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 148».
Рабочая программа ориентирована на детей средних групп (дети в возрасте от 4 до 5 лет).
1.2Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы–создание условий и организация образовательного процесса, которые позволят решить следующие задачи.
Задачи.
Основными задачами дошкольного воспитания являются:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- бережного отношения к своему здоровью.
Основными задачами экологического воспитания в средней группе являются следующие:
• развивать наблюдательность и любознательность детей в процесcе ознакомления их с явлениями природы;
• формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
• воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);
• развивать эстетическое восприятие природных явлений;
• упражнять в определении состояния погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
• воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
• закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
• научить называть 3—4 дерева разных пород, один цветущий кустарник, 3—4 травянистых растения, 2 вида ягод, 2 вида грибов, 2-3 птицы, 3—5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;
• приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе, ухаживанию за рыбками в аквариуме.
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа разработана на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;
С использованием следующих нормативов:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Программа разработана с учетом:
Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Парциальной программы экологического воспитания С.Н.Николаевой «Юный эколог»
Учебно-методического пособия по краеведению «Давайте сохраним…», О.Р.Меремьяниной, С.А.Суворовой.
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.
МБДОУ детский сад № 148 функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 7-00 до 19-00 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом основной программы МБДОУ детский сад № 148. Объем обязательной части Программы составляет 80% от ее общего объема. Иные 20% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие воспитанников, поддержку детской инициативы и свободной спонтанной игры.
Сведения о семьях воспитанников
Педагоги средних групп МБДОУ д/с № 148 строят свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. В разновозрастной группе МБДОУ детский сад № 148 изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников.
1.4Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей средних групп.
Рабочая программа ориентирована на детей средней группы (дети в возрасте от 4 до 5 лет). В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится не ситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
1.5Целевые ориентиры
Образовательная область «Познавательное развитие»
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города.
Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.
Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.
Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.
Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.
Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.
Имеет такие качества личности как: воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности
Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.
Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Имеет первичные представления:
- об истории своей семьи (кто такая бабушка?Кто такой дедушка?);
- о промыслах и ремеслах Воронежской области;
- с интересом слушает произведения воронежских писателей;
- имеет первичные представления, что Воронежская область – часть России, Воронеж - главный город в Черноземье.
-Ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности сверх образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности.
Формирование целостной картины мира
Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
Ориентируется в помещениях детского сада.
Называет свой город.
Знаете, называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
-Ребенок проявляет интерес к малой родине: знает название края - Воронежский край, Воронеж, города, улиц, на которой находится детский сад
-Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах Воронежа. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
-Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
-С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, созданием мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
-Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях: проектах, акциях, трудовых практикумах и десантах, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
-Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет.
-Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре кубанских казаков, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Воронеж и нашу страну в целом.
-Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности, на материале культуры кубанского фольклора: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Воронежский край - моя Родина», «Воронеж – мой город родной», проявляет инициативность и самостоятельность
-Ребенок называет свою национальную принадлежность, знает народы, каких национальностей населяют Воронеж, проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой.
-Ребёнок толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, с удовольствием рассказывает о своих друзьях других национальностей.
2.Содержательный раздел.
1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Средняя группа (4-5 лет) Задачи образовательной деятельности.
2. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
3. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
4. Обогащать представления о мире природы.
5. Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
6. Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
Содержание образовательной деятельности.
Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.
Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т.д.) в наблюдении и экспериментировании.
Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут).
Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.).
Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.
Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.).
Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.).
Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения,. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.
Формы работы с детьми 4-5 лет: непосредственно образовательная деятельность, наблюдение за природными объектами окружающего мира, беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и упражнения, пальчиковые и творческие игры, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, экскурсии, индивидуальная НОД, конкурсы. Старшая группа (5-6 лет) Задачи образовательной деятельности. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов.
2.2 Учебно-тематический план
Средняя группа
Сентябрь
Задачи:
1. Формировать представления о первых осенних изменениях в
неживой природе: понижение температуры воздуха; стало больше
пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое
серое; в живой природе: листья меняют окраску, некоторые птицы
улетают на юг (журавли, ...), потому что исчезают насекомые.
2. Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах.
3. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные
признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и
временные связи.
4. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать
наблюдательность и желание общаться с природой.
Закреплять представления детей об одном из органов чувств - зрении, учить
делать гимнастику для глаз. Развивать зрительную память, внимание.
Беседы: «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают
птицы», «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке». 21
сентября - Осенины (изготовление детьми кормушек для птиц). 23 сентября
- день осеннего равноденствия (день по долготе равен ночи)
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Паучок-пилот»; Г.
Глушнев «Стихи о насекомых», «Кузнец и кузнечики»; А. Майков «Пейзаж»;
Э. Машковская «Осень»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Н. Трутнева
«Улетай, наше лето»; Э.Успенский «Как растили капусту»; Г. Цыферов «Как
лягушонок искал папу». Фольклор. Песенки-потешки, загадки, пословицы и
поговорки.
Экологические игры: «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение
«Раньше — позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем»,
«Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве»,
«Опиши, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», «Вижу –
не вижу», «Что изменилось?».
Подвижные игры: «Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Все по домам»,
хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Превращение бабочки».
Наблюдения и опыты:
♦ Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды
(солнечная, пасмурная, дождливая).
♦ Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит
солнышко утром, куда садится вечером.
Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней
прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных
наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить
представления о свойствах солнечных лучей.
♦ Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке
кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в
песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)
Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на
солнышке, потрогать одежду друг у друга.
♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:
качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать
против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать
легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.
♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут
медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный
и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,
каким окажется облако, если его потрогать.
♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий
дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний
или осенний.
♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.
Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках
постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока
остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень
еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что
деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения
на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,
почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян
в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.
♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать
насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В
солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на
кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке
перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется
под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,
они уничтожают мух — разносчиков болезней.
♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети
заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как
они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:
кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего
есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.
Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В
солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,
какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет
(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),
предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она
стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она
стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала
холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-
водит к изменению состояния почвы.
Труд в природе:
Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями и животными
уголка природы. Уход за букетами срезанных цветов. На участке совместно с
воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев,
пересадка цветущих растений.
Самостоятельная деятельность детей:
Изобразительная деятельность
Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в
природе. В уголке самостоятельной художественной деятельности поместить
обводки фруктов, овощей, грибов, деревьев.
Уголок природы
Поместить модели признаков осенних изменений в природе и модели
признаков насекомых.
Октябрь
Задачи:
1. Продолжать формировать представления об осенних изменениях в
природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в
одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы:
заморозки по ночам, появление инея). Уметь устанавливать
простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе
(деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья — закрепить понятие
«листопад», — холодный воздух заставил спрятаться насекомых в
старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать
на юг).
2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения,
формировать элементарные понятия.
3. Формировать навык пользования моделями в практической
деятельности.
4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.
5. Продолжать знакомить детей с органами дыхания человека. Дать детям
представление, что нос помогает нам различать различные запахи. Учить
делать дыхательную гимнастику.
Беседы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в
детский сад», «Осень — это хорошо или плохо», «Где рыбке лучше
живется»(в реке или в аквариуме).
Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Улетают, улетели...»,
«Осень»; Э. Машков-ская «Дело к зиме»; Майков «Осень»; А. Блок
«Зайчик»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; К. Ушинский «Бишко».
Фольклор. Песенки-потешки, загадки, скороговорки.
Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на
дереве», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Найди пару»,