kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа для старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура рабочей программы для старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 комбинированного вида г. Новозыбкова»





«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом Приказом по МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 2» «Детский сад №2»

Протокол № 1 от «31» августа 2017 г. от «31» августа 2017 г. № 32

Заведующий ______ Т.А. Кравцова





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

старшей «Б» группы

на 2017 – 2018 учебный год









Автор – составитель:

воспитатель

Грецкая Галина Сергеевна.





г. Новозыбков, 2017 год


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ...............................................................................................................3


1.1. Пояснительная записка ......................................................................................................3

Цели и задачи Программы .......................................................................................................... 3

Принципы и подходы к формированию Программы .............................................................. .4

1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей старшей «Б» группы

1.3. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры……………...5

Целевые ориентиры в раннем возрасте .................................................................................... .6

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы ............................................6



2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................7


2.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении………...7

2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………….8

2.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в группе………………………………………………………………………………………...….9

2.4. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………..…12



3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................12


    1. Учебный план реализации ООП ДО в старшей «Б» группе………………………..12

    2. Содержание психолого-педагогической работы …………………………………......16

    3. Перспективные тематические планы………………………………………………….23

    4. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………….....23

    5. Взаимодействие с родителями……………………………………………………..……24

    6. Индивидуальные маршруты детей…………………………………………………..…24



  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ



    1. Особенности организации образовательного процесса в группе……………..…….25

Климатические особенности………………………………………………………………25

Демографические особенности……………………………………………………………25

Национально – культурные особенности…………………………………………………25



  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



    1. Список литературы………………………………………………………………………26



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. Перспективные тематические планы……………………………………………………27

    2. Планы по работе с родителями……………………………………………………………





  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


    1. Пояснительная записка


Рабочая программа по развитию детей старшей «Б» группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ «Детский сад № 2», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Нормативная правовая база, на основании которой сформирована программа:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся воспитанников»;

- письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин 2.4.1.3049 – 13) и др.;

- Устав МБДОУ «Детский сад № 2».


Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Цели и задачи Программы


Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (обязательная часть):

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.


1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей старшей «Б» группы.


Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д..

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.



1.3. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры


В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности

дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного

возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение

целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-

исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства:

младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их

свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные

предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.)

и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со

взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с

вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

– в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые

замещения;

– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими

навыками самообслуживания;

– любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под

музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно

включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

– с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать

различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает

чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и

прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и

желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения

речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка

складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет

основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения

и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать

объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к

моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у

разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей

дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь

качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития

личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы МБДОУ,

реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ),

должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.


Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она осуществляется педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


    1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении



Режимные моменты

Старшая группа (холодное время года)

Старшая группа (теплое время года)

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность




7.15 – 8.25



7.15 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак


8.25 -8.50


8.35 – 9.00

Игры, подготовка к занятиям


8.50 – 9.00


9.00 – 9.15

Занятия (общая длительность, включая перерывы)


9.00 – 10.30


9.15 – 9.45

Подготовка к прогулке, прогулка


10.30 -12.25


9.45 – 12.15

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность



12.25 – 12.35


12.15 – 12.30

Подготовка к обеду, обед


12.35 - 13.10


12.30 -13.00

Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон



13.10 – 15.00



13.00 – 15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность


15.00 – 15.25


15.00 – 15.25

Полдник

15.25 – 15.40

15.25 – 15.45

Самостоятельная деятельность



15.40 – 16.30


15.45 – 16.30

Подготовка к прогулке, прогулка



16.30 – 18.00


16.30 – 18.00


2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.


Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно - развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Развивающая среда группы соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает:

-физкультурно-оздоровительную работу с детьми:

- спортивно-игровое оборудование;

- физкультурный уголок с набором необходимого оборудования;

-познавательное развитие ребёнка:

- зона речевого развития:

- наглядный и раздаточный материал;

- пособия для детей;

- книжный уголок;

- уголок природы;

- уголок экспериментирования;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- игры для конструктивной деятельности;

- игры по развитию мелкой моторики;

-художественно-эстетическое развитие ребёнка

- театральный уголок (ширма для кукольного театра, наборы кукол, шапочки, маски);

- «уголки ряженья» (наборы костюмов, декораций, атрибутов).

- зоны художественного творчества с набором карандашей, красок, пластилина, бросового материала, выставки.

В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Такой подход к организации жизненного пространства в группе создаёт у детей эмоциональное состояние, желание общаться друг с другом и взрослыми. Ребёнок в предметной среде постоянно выбирает материалы, а предметы в свою очередь, наталкивают его на новые формы активности и стимулируют рождение новых замыслов, без навязывания учебных задач и регламентации деятельности.

В летнее время, когда большую часть времени дети проводят на прогулочных площадках, развивающая среда переноситься на свежий воздух, в беседки, на игровые площадки, где дети смогли бы реализовать свои потребности в развитии, самостоятельности, движении, игре в любое время года.

В соответствии со Стандартом РППС группы обеспечивает и гарантирует:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального

благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на

возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного

самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных

представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их

поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,

ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого

ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных

образовательных программ в МБДОУ, для детей, принадлежащих к разным национально-

культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную,

воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.


2.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в группе


Культурно - досуговая деятельность – важная часть системы организации жизни детей и взрослых в детском саду, которая имеет широкий спектр влияния на образование и развитие ребёнка и основывается на традициях дошкольного учреждения.

Традиции направлены на сплочение участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), стремление объединиться и разнообразить свою жизнь, эмоционально её украсить, внести позитивные моменты, связанные со значимым событием, памятью о добрых делах. Традиции помогают воспитанникам освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Культурно - досуговая деятельность предполагает освоение человеком мира культуры. Побудительными моментами для неё служат культурные потребности личности в познании, творчестве, общении, общественной деятельности, спорте, различного рода игровых занятиях.

Досуг как деятельность предназначен для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей. В группе мероприятия досуга организуются в различных формах:

- праздники и развлечения различной тематики;

- выставки детского творчества, совместного творчества детей, педагогов и родителей;

- спортивные и познавательные досуги, в том числе проводимые совместно с родителями (другими членами семей воспитанников);

- творческие проекты, площадки, мастерские и пр.

Содержание праздников и культурных практик в целом планируется педагогами (воспитателями, музыкальными руководителями и другими специалистами) совместно, исходя из текущей работы, времени года, пожеланий родителей, содержания образовательных областей ООП ДО.

Традиционными мероприятиями в группе стали:

- «Праздник Осени»,

- праздничные мероприятия в преддверии Нового года,

- музыкально-спортивные развлечения к Дню Защитника Отечества,

- концерты дошкольников к Международному женскому дню 8 марта,

- «Масленичные гуляния»,

В различных формах ежегодно планируется ряд мероприятий к следующим календарным датам:

- «День знаний» (1 сентября),

- «День дошкольного работника» (27 сентября),

- «День города Новозыбкова» (сентябрь),

- «День матери» (последнее воскресенье ноября),

- «День Победы» (9 мая),

- «День семьи» (15 мая),

- «День защиты детей» (1 июня).

В рамках работы по приоритетному направлению - физкультурно - оздоровительная и работа.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Под руководством медицинского персонала следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

По решению администрации, медицинского персонала дошкольного учреждения и родителей необходимо проводить специальные закаливающие процедуры.

Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки.

В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.

Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику.

В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минуты.

Ежегодно проводится ряд мероприятий, «Недели здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и.д..

Открытые показы образовательной деятельности педагогов с детьми организуется в рамках «Дня открытых дверей» в течении учебного года.

На группах имеются свои традиции:

Игровые программы для именинников («День Рожденья только раз в году»);

Украшение групп к Новому Году совместно с родителями;

Регулярное предоставление фото- и видеоматериалов о жизни детей в группе (Фотовыставки: «Мы живем в детском саду», «Семейные секреты здоровья», «Любимый город», «Наш любимый детский сад!», «Выходной с пользой», «Любимые уголки Новозыбкова», «Наша дружная семья» и др.);

Оформление выставки совместных семейных творческих работ («Умелые руки», «Умелые руки не знают скуки», «Осенний вернисаж»);

Семейные творческие конкурсы («Зимняя сказка», «Покормите птиц зимой» и др.);

Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.


2.4. Материально-техническое обеспечение Программы


МБДОУ для группы создает материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения

Программы;

2) выполнение группы требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

группе, ее оборудованию и содержанию,

естественному и искусственному освещению группы,

отоплению и вентиляции,

водоснабжению и канализации,

организации питания,

медицинскому обеспечению,

приему детей,

режиму дня,

организации физического воспитания,

личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

– охране здоровья воспитанников;

3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Группа имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности

воспитанников (в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих

игр);

– развивающие зоны для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру,

общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и

воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей данной группы,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь

для художественного творчества, музыкальные инструменты.



  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


    1. Учебный план реализации ООП ДО в « старшей «Б» группе


Нормативное обеспечение учебного плана.


Учебный план МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида г. Новозыбкова» на 2017 - 2018 учебный год разработан в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273;

- Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384);

- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 г. № 2562;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», 2.4.1.3049 - 13 от 30.07.2013г.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Уставом МБДОУ.


Программное обеспечение образовательного процесса МБДОУ «Детский сад № 2».


- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2014 г.

- Общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 2», 2017 г.

- Программа Шевченко С.Г. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание детей с ЗПР».

Особенности реализации инвариантной и вариативной части учебного плана.


  Содержание воспитательно-образовательного процесса реализуется общеобразовательной программой дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г., общеобразовательной программой МБДОУ, 2016 г.

Учебный план распределяет учебное время, используемое для усвоения ребёнком дошкольного возраста необходимых представлений, умений и навыков в процессе образовательной деятельности по основным направлениям (инвариантная часть) и образовательной деятельности по выбору (вариативная часть).

Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю и регулирует предельно допустимую нагрузку на воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) и инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

В Учебный план включены образовательные области познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Образовательная деятельность организуется из базовых видов деятельности:

  • Физическая культура в помещении и на прогулке;

  • Познавательное развитие;

  • Развитие речи;

  • Рисование, лепка, аппликация;

  • Музыка.

Учебный год в МБДОУ «Детский сад № 2» установлен с 1 сентября по 31 мая. В середине учебного года проводятся зимние каникулы - 01.01.18 г. – 10.01.18 г. В конце учебного года проводятся летние каникулы – 14.07.2018 г. – 24.08.2018 г. В летний период с 01.06.2018 г. – 13.07.2018 г. проводится совместная образовательная деятельность художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности.

Формы организации  образовательной деятельности:


-  для детей раннего возраста – подгрупповые и фронтальные

- для детей дошкольных групп – фронтальные

- для детей коррекционной группы - подгрупповые и фронтальные.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 минут,

Продолжительность образовательной деятельности

для детей 6-го года жизни - не более 25 минут



В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла занимает  не менее 50% общего времени, отведенного на образовательную деятельность.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей (ФЭМП, Развитие речи, Обучение грамоте и т.п.), проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.

Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Кружковая работа в МБДОУ № 2 предусмотрена с детьми среднего и старшего возраста (кружок «Дельфиненок» (физкультрно-спортивной направленности) по программе «Обучение детей плаванию в детском саду», Т.И.Осокиной.


Учебный план для групп общеразвивающей направленности


1.

Базовый вид деятельности


Вторая группа раннего возраста

(2-3 года)

Младшая

(3-4 года)

Средняя

(4-5 лет)

Старшая

(5-6 лет)

Подготовительная к школе группа

(6-7 лет)


Организованная образовательная деятельность (кол-во в неделю, продолжительность)

1.1

Образовательная область «Познавательное развитие»


Познавательное развитие

1

10 мин.

2

30 мин.

2

40 мин.

3

1 ч. 15 мин.

4

2 ч


- ФЭМП

-

1

1

1

2



- Формирование целостной картины мира (предметное и социальное окружение). Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

1


1


1


1


1



- Ознакомление с миром природы.

-

-

-

1

1


1.2

Образовательная область «Речевое развитие»


Развитие речи

2

20 мин.

1

15 мин.


1

20 мин.

2

50 мин.

2

1 ч



- Развивающая речевая среда. Формирование словаря. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь.

2

1

1

1

1


- Обучение грамоте.

-

-

С марта месяца

1

1



Чтение худ. литературы

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1.3

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»


Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Работа по данным областям осуществляется в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и др.


Ребенок в семье и сообществе


Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Формирование основ безопасности

1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»


Музыка

2

20 мин.

2

30 мин.


2

40 мин.

2

50 мин.

2

1 ч.



Изобразительная деятельность

2

20 мин.

2

30 мин.

2

40 мин.

3

1 ч. 15 мин.

3

1ч. 30 мин.



- Рисование

1

1

1

2

2


- Лепка

1

0.5


0.5

0.5

0.5


- Аппликация

-

0.5

0.5


0.5

0.5

1.5

Образовательная область «Физическое развитие»








Физическая культура

3

30 мин.

3

45 мин.

3

60 мин.

3

1 ч. 15 мин.

3

1 ч. 30 мин.



- В помещении

2

2

2

2

2


- На прогулке

1

1

1

1

1


ИТОГО



10

1 ч. 40 мин.

10

2 ч. 30 мин.


10

3 ч.

20 мин.

13

5 ч. 25 мин.



14

7 ч.






2.

Дополнительный вид деятельности

Вторая группа раннего возраста

(2-3 года)

Младшая

(3-4 года)

Средняя

(4-5 лет)

Старшая

(5-6 лет)

Подготовительная к школе группа

(6-7 лет)


Организованная образовательная деятельность (кол-во в неделю, продолжительность)


2.1

Приоритетные направления ДОУ


Физкультурно-спортивная направленность


Бассейн кружок «Дельфиненок»

-

-

1

20 (25) мин.

1

25 (30) мин.

1

30 мин.




















2.2

Факультативные занятия


Познавательно-речевая направленность



Кружок «Читайка»

-



-




-




-

2

60 мин.


Художественно-эстетическая направленность (конструктивно-модельная деятельность)


Конструирование

1

10 мин.

1

15 мин.

1

20 мин.

1

25 мин.

1

30 мин.


ИТОГО

1

10 мин.


1

15 мин.

2

40 мин.

2

50 мин.


4

2 ч.



    1. Содержание психолого-педагогической работы

ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;

- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;

- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;

- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;

- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;

- формировать позицию гражданина своей страны;

- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;

- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;

- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками:

- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;

- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;

- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;

- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;

- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;

- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;

- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;

- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;

- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;

- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий:

- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;

- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе:

- прививать знания основ безопасности;

- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;

- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;

- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;

-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;

- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;

- добиваться выполнения правил дорожного движения.

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме «Социально-коммуникативное развитие»:

А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду».

Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».

Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

Е.К. Ривина «Российская символика».

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в д/с».

Н.А. Ветлугина «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в д/с».

Р.С. Буре «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду».

В.Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде».

А.Ф. Мазурина «Наблюдения и труд детей в природе».

Е.В. Соловьева «Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

Н.В. Елжова «ПДД в детском саду»

Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет».


Познавательное развитие

Развитие любознательности и познавательной мотивации:

- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Формирование познавательных действий, становление сознания:

- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;

- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;

- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.

Развитие воображения и творческой активности:

- создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;

- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;

- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;

- актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей,

- способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;

- развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего;

- содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;

- содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;

- развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;

- развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию

Планета Земля в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:

- формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;

- способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;

-развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме «Познавательное развитие»:

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметами и социальным окружением», М., «Мозаика -Синтез», 2014 г.

В.Н.Волчкова, В.Н.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», Воронеж, «Учитель», 2004 г.

О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», М., «Мозаика -Синтез», 2012 г.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, «Учитель», 2002г.

Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», М., «Просвещение», 1988 г.

И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений», М., «Мозаика -Синтез», 2013 г.

Д.Альтхауз, Э.Дум «Цвет. Форма. Количество», М., «Просвещение», 1984 г.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М., «Просвещение», 1990 г.


Речевое развитие

Владение речью как средством общения:

- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.

Обогащение активного словаря:

- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;

- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

- побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;.

- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;

- поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

- объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;

- знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи:

- побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

- побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;

-упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);

- упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок;

- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;

- обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;

- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций;

- начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Развитие связной диалогической и монологической речи:

- вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;

- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ;

- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);

- побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

- развивать речевое дыхание и речевое внимания;

- формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

- упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);

- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

- познакомить с ударением;

- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме «Речевое развитие»:

Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Тумакова Г.А. – М., 1991г.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», М., «Мозаика -Синтез», 2014 г.

Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., Просвещение, 1988 г.

Е.В.Колесникова «От звука к букве», М., «Гном и Д», 2001 г.

Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», М., «Школьная пресса», 2001 г.


Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы:

- содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;

- воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;

- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.

Становление эстетического отношения к окружающему миру:

- вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;

- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);

- вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;

- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова;

- развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.

Формирование элементарных представлений о видах искусства:

- формировать элементарные представления о видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве (песня, танец, марш) театральном, фото - и киноискусстве, дизайне;

- знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;

- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:

- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;

- развитие основ художественного вкуса;

- помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.;

- побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.):

- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;

- поддерживать стремление детей к творчеству;

- содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;

- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;

- развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;

- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др..

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме «Художественно-эстетическое развитие»:

Д.Н.Колдина «Рисование», М., «Мозаика -Синтез», 2013 г.

Д.Н.Колдина «Лепка», М., «Мозаика -Синтез», 2013 г.

Д.Н.Колдина «Аппликация», М., «Мозаика -Синтез», 2013 г.

Т.С.Комарова «Занятия по изодеятельности в детском саду», М., «Просвещение, 1991 г. Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М., «Просвещение», 1982 г.

Н.Б.Хализова «Народная пластика, декоративная лепка в детском саду», М., «Просвещение», 1984 г.

Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,

М., «Владос», 2001 г.

Э.К.Гульянс, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала», М., «Просвещение», 1984 г.




Физическое развитие

Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму:

- удовлетворять потребность детей в движении;

- повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;

- расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;

- целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно- силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость);

- развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость;

- обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания;

- формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры.

Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны):

- развивать основные движения во время игровой активности детей.

Ходьба (скрестным шагом, выпадами, в приседе, спиной вперед; с закрытыми глазами (4 – 6 м); по узкой рейке гимнастической скамейки прямо и боком; в разных построениях; совершая различные движения руками).

Бег (из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки; сидя спиной по направлению движения и т.п.), спиной вперед, сохраняя направление и равновесие; по уменьшенной, приподнятой, наклонной поверхности.

Прыжки (подпрыгивания на месте разными способами – с поворотами кругом, смещая ноги вправо-влево; в сочетании с различными положениями и движениями рук; прыжки сериями по 30 – 40 прыжков (2 – 3 раза), на двух и на одной ноге, с продвижением вперед (многоскоки); через линии, веревку, невысокие предметы; вверх из глубокого приседа; боком с опорой руками на предмет; через длинную вращающуюся скакалку; через большой обруч, как через скакалку; прыжковые упражнения, сидя на больших гимнастических мячах (гимниках): повороты вокруг себя, поочередный подъем ног, постановка стоп на мяч и т.д.).

Бросание, ловля, метание (бросание мяча вверх, о землю и ловля его одной и двумя руками, то же с хлопками, поворотами и другими заданиями; то же из одной руки в другую, с отскоком от пола; перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (снизу из-за головы, сидя по-турецки, стоя на коленях и т.п.); через сетку; перекидывание набивных мячей весом 1 кг; отбивание мяча об пол, о землю с продвижением вперед (не менее 6 раз); метание мяча (мешочка с песком) в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4 – 5 м, в движущуюся цель, вдаль метание вдаль ведущей рукой на 5 – 8 м.

Ползание, лазанье (ползание на животе, спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; лазание по гимнастической стенке, лестнице, меняя темп, используя одноименный и разноименный способы лазания; передвижение с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали).

Упражнения для мышц головы и шеи (плавно выполнять движения головой, рисуя в воздухе цифры от 1 до 10; при приседании и ходьбе удерживать на голове разнообразные предметы (расстояние 6 – 10 м).

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (поднимать, разводить, сгибать, вращать, выпрямлять руки из разных исходных положений одновременно и попеременно; выполнять разнонаправленные движения; разводить и сводить пальцы рук; смыкать поочередно пальцы рук с большим пальцем руки; вращать обруч перед собой и сбоку одной рукой на кисти и предплечье руки).

Упражнения для мышц туловища (наклоняться вперед, в стороны, назад из различных исходных положений; сидя, руки в упоре сзади, поднять обе ноги, оттянуть носки и удерживать ноги в этом положении; лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги, пытаясь дотянуться до лежащего за головой предмета; лежа на животе, стараться захватить руками щиколотки ног и удержаться в таком положении; лежа на животе прогибаться, приподнимая плечи над полом и разводя руки в стороны).

Упражнения для мышц брюшного пресса и ног (выставлять ногу вперед на носок скрестно; на носок-на пятку с притопами; переступать на месте, не отрывая носки ног от пола; выполнять мах прямой ногой вперед, стараясь достать носком выпрямленной ноги ладони вытянутых рук; мах в сторону; приседать вниз - в стороны из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь; захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу; пытаться рисовать, удерживая карандаш пальцами ног).

Самостоятельные построения и перестроения: в шахматном порядке; расчет на «первый-второй»; перестроение из одной шеренги в две; из построения парами в колонну по одному («цепочкой»).

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры и выполнять упражнения.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

- содействовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни;

- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах , связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта.

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме: «Физическая культура», используемых в МБДОУ «Детский сад № 2»:

К.К.Утробина «Занимательная физкультура в детском саду от 5 до 7 лет», М., Издательство ГНОМ и Д, 2003. г.

Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду», «Мозаика -Синтез», 2014 г.

П.Л.Буцинская, В.И.Васюкова, Г.Б.Лескова «Общеразвивающие упражнения в детском саду», М., «Просвещение», 1990 г.

Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фомина «Игры и развлечения ребят на воздухе», М., «Просвещение», 1983 г.

В.Я.Лысова, Т.С.Яковлева, Л.Б.Зацепина, О.И.Воробьёва «Спортивные праздники и развлечения. Средний дошкольный возраст», М., «Аркти», 2000 г.




    1. Перспективные тематические планы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    1. Способы и направления поддержки детской инициативы

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные программой МБДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.



5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;

  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.





    1. Взаимодействие с родителями

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    1. Индивидуальные маршруты детей

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка


Ткаченко Таисия


Дата рождения 04.04.2013г


Фамилия имя отчество матери: Переплёт Татьяна Витальевна.


Дата начала ИОМ: 1.10.2017г


Проблема: Ребёнок не успевает на занятиях не всегда понимает что у него спрашивает воспитатель, речь развита слабо, в речи многие слова заменяет междометием, на вопросы отвечает не внятно, испытывает трудности в общении с детьми.



Возраст на начало развивающей работы: 4 года 6 мес.

Цель (ИОМ): Помощь в адаптации к коллективу детей, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, вовлечение родителей в педагогический процесс.

Задачи: Овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности

Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю при наличии необходимого материала. Работа ведется индивидуально.

Форма проведения: игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.

Ожидаемый результат: Ребёнок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми и детьми, понимает обращённую к нему речь, отвечает на вопросы. Речь эмоциональна.

Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.



  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ



    1. Особенности организации образовательного процесса в группе

  1. Климатические особенности:

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Брянская область расположена в западной части Восточно-Европейской равнины и входит в состав Центрального Федерального округа Российской Федерации. Административный центр – город Брянск. Брянская область граничит на севере со Смоленской областью, на востоке – с Калужской и Орловской областями, на юге – с Черниговской и Сумской областями Украины, на западе – с Гомельской и Могилевской областями Белоруссии. Наиболее крупными городами области являются: Брянск, Клинцы, Новозыбков, Дятьково, Унеча, Карачев, Стародуб, Жуковка, Сельцо, Почеп, Навля. Протяженность области с запада на восток 270 км, с севера на юг – 190 км. В Брянской области протекает 125 рек, протяженностью 9 тысяч километров, а также имеется 49 крупных озер

Климат Брянской области умеренно-континентальный, с теплым летом и умеренно холодной зимой. В атмосферной циркуляции преобладает западный перенос с Атлантического океана, для которого характерна частая смена волн теплого и холодного воздуха. Такой характер атмосферной циркуляции приводит к неустойчивости погодных процессов и вызывает грозовые дожди летом, а также частые кратковременные оттепели зимой.

Зима в Брянской области продолжается 4,5-5 месяцев и начинается в первых числах декабря. В это время замерзают реки и озера, и образуется постоянный снежный покров. Зима в Брянской области сравнительно мягкая, с самым холодным месяцем – январем, со средней температурой –9 градусов. Зимой преобладает пасмурная погода, сопровождающаяся снегопадами. В среднем устойчивый снежный покров держится 3,5-4 месяца и достигает в конце февраля максимальной высоты 20-40 см.

Погода весной в Брянской области неустойчивая. В разные годы весна может быть ранней или поздней, затяжной или короткой, теплой или холодной. Обычно весна начинается во второй половине марта, и к концу месяца происходит разрушение устойчивого снежного покрова. Температура начинает заметно повышаться только к середине апреля, но даже в мае еще возможны заморозки. В конце мая среднесуточная температура воздуха превышает +15 градусов, и это можно уже считать началом лета.

Лето в Брянской области продолжается 3-3,5 месяца. Самым теплым месяцем является июль, со средней температурой воздуха +20 градусов. Осадки летом выпадают по времени неравномерно, и иногда бывает несколько недель без дождя, что может приводить к засухе. Август характеризуется преобладанием малооблачной, сухой и жаркой погоды.

Осень в Брянской области начинается в первых числах сентября и продолжается около двух месяцев. Погода в сентябре обычно ясная и солнечная. В начале октября возможны возвраты тепла, называемые «бабье лето», которые продолжаются около недели. В начале октября уже часты заморозки в воздухе. Для конца осени характерна пасмурная погода с затяжными дождями. Заканчивается сезон в середине ноября, когда среднесуточная температура опускается ниже ноля градусов.

Брянская область находится в зоне достаточного увлажнения. Среднегодовое количество осадков составляет около 600 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в июле, а наименьшее – в декабре-феврале.



  1. Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей «Б» группе воспитываются дети из полных (75 %), из неполных (17% %) и многодетных (8%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (35 %) и средним профессиональным (65%) образованием.


  1. Национально – культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы: русские. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь 2 ребенока в селе). Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально- культурными особенностями города Новозыбкова. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты, рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов и т.д..


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева Примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». М.,2014 г.

2. Л.С.Маркова «Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР». М., 2002 г.

3. Н.Ю.Борякова «Корреционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР». М., 2007 г.

4. И.А.Патронова «Учебные планы ДОУ». М., 2006 г.

5. Методические рекомендации по использованию основной образовательной программы ДОУ при разработке рабочей программы группы.



13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа для старшего дошкольного возраста

Автор: Грецкая Галина Сергеевна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 458051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "рабочая программа по информатике для старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-dlia-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "117812"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412924120"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) "
    ["seo_title"] => string(76) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhka-abvgdieika-starshii-doshkol-nyi-vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "139193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417678444"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "237176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444240968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Программа по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «путешествие в мир профессий»"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_po_formirovaniiu_rannei_proforientatsii_detei_starshego_doshkolnogo_vo"
    ["file_id"] => string(6) "523284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1571506568"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства