рабочая программа по информатике для старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по информатике для старшего дошкольного возраста
Данная программа по информатике для детей старшего дошкольного возраста расчитана на 34 часа в год ивключает в себя 3 раздела:
Компьютер (8 часов);
Предметы. Свойства предметов (21 час);
Элементы логики (5 часов).
Представленные темы направлны на развитие логического мышления, творческих способностей детей, умения анализировать, сравнивать. Более качественная подготовка детей к школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по информатике для старшего дошкольного возраста »
Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь «Завтра». Сегодняшний день детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем, необходимы каждому человеку.
Информатизация дошкольного и младше школьного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю в компьютерном классе.
Цель курса: Развитие логического мышления, творческих способностей детей, умения анализировать, сравнивать, более качественная подготовка детей к школе.
Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю, в компьютерном классе. Продолжительность занятий 25 - 30 минут. Время работы детей за компьютерами - 10 минут.
В результате изучения данного курса дети будут:
Знать:
Названия и функции основных частей компьютера;
Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
Понятие истинного и ложного высказывания;
Понятие симметрии;
Уметь:
Использовать в работе клавиатуру и мышь;
Осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
Называть части компьютера;
Определять истинные и ложные высказывания;
Сравнивать предметы, объединять в группы по признакам;
Находить закономерности в изображении предметов;
Соотносить элементы двух множеств по признаку;
Составлять целое из частей;
Составлять симметричный узор;
Расставлять предметы в определенной последовательности;
Объединять множества.
Содержание
РАЗДЕЛ 1. Компьютер (8 часов).
Тема №1. Знакомство с компьютером.
Цели, задачи занятий по информатике в доступной для детей форме. Беседа о значении компьютера, о его роли в жизни людей.
Тема №2. Техника безопасности в компьютерном классе.
Правила техники безопасности при работе за компьютером.
Тема №3. Устройства компьютера.
Устройства компьютера: монитор, системный блок, мышь, клавиатура, колонки. Названия и их функции.
Тема №4. Правила работы за компьютером.
Правила работы за компьютером. Клавиатура. Мышь. Разновидности щелчков мышью. Упражнения в их выполнении. Правильная посадка за компьютером.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
Знать и уметь называть основные части компьютера и их назначение;
Знать правила работы за компьютером;
Уметь выполнять все виды щелчков мышью (двойной, одинарный), перетаскивание мышью.
Обобщающее занятие: викторина «Угадай-ка!» (командное соревнование для детей подготовительной группы на лучшего знатока устройства компьютера); викторина «Фантазеры»(командное соревнование для детей старшей группы на лучшего знатока устройства компьютера.)
РАЗДЕЛ 2. Предметы. Свойства предметов (21час).
Тема №1. Сравнение предметов по свойству.
Название предметов. Свойства предметов. Поиск совпадающих свойств. Группировка предметов с одинаковыми свойствами.
Целое. Часть как элемент целого. Состав целого из нескольких частей.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Уметь составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого.
Тема №3. Симметрия по образцу.
Геометрические фигуры. Предметы. Названия предметов и фигур. Понятие симметрии. Составление симметричного узора.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Знать понятие симметрии. Уметь составлять симметрический узор.
Тема №4. Описание последовательности действий.
Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Расставлять события в правильной последовательности.
Тема №5. Обобщение по признаку.
Предметы. Названия. Действия предметов. Соотнесение элементов двух множеств по определенному признаку.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Уметь обобщать по признаку.
Тема №6. Сравнения объектов. Отличия.
Объекты. Сходство. Отличие. Поиск и выделение отличий.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Сравнивать объекты. Находить сходства и отличия.
Обобщающее занятие: коллективная аппликация (составление целого из частей, описание последовательности своих действий, расположение элементов аппликации симметрична).
Тема №7. Отображение множеств.
Объекты. Выделение множеств. Соотнесение элементов двух множеств по некоторому принципу.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Уметь соотносить элементы двух множеств по признаку.
Тема №8. Объединение множеств.
Объекты, их свойства. Объединение множеств по определенному признаку.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Уметь объединять множества по определенному признаку.
Тема №9. Лабиринты.
Лабиринты. Поиск всех возможных вариантов решения. Поиск и определение наикратчайшего пути.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Уметь находить все возможные варианты решения. Уметь находить кратчайший путь.
Тема №10. Закономерность в расположении фигур и предметов.
Предметы. Свойства. Выделение свойства, лежащего в основе закономерности. Построение закономерности объектов.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Уметь выделять свойство, лежащее в основе закономерности. Уметь продолжать закономерности объектов.
Обобщающее занятие: Занятие – путешествие (в ходе дети выполняют задания по темам повторения.)
РАЗДЕЛ 3. Элементы логики (5 часов).
Истинные и ложные высказывания. Логическая операция И.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Знать понятие истинного и ложного высказывания;
Уметь определять истинные и ложные высказывания;
Уметь объединять отдельные элементы в группы с общим названием.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во занятий
Дата проведения
Раздел 1. Компьютер (8 часов)
1
Знакомство с компьютером
1
5.09.2013
2-3
Правила техники безопасности
2
12.09.2013
19.09.2013
4-5
Устройства компьютера
2
26.09.2013
3.10.2013
6-7
Правила работы за компьютером
2
10.10.2013
17.10.2013
8
Обобщающее занятие
1
24.10.2013
Раздел 2. Предметы. Свойства предметов (21 час)
9-10
Сравнение предметов по свойству
2
31.10.2013
7.11.2013
11
Часть-целое
1
14.11.2013
12
Закрепление знаний
1
21.11.2013
13-14
Симметрия по образцу
2
28.11.2013
5.12.2013
15-16
Описание последовательности действий
2
12.12.2013
19.12.2013
17-18
Обобщение по признаку
2
26.12.2013
9.01.2014
19
Повторение тем: часть-целое, симметрия, описание последовательности действий, обобщение по признаку
1
16.01.2014
20-21
Сравнение объектов
2
23.01.2014
30.01.2014
22
Отображение множества
1
6.02.2014
23-24
Объединение множеств
2
13.02.2014
20.02.2014
25-26
Лабиринты
2
27.02.2014
6.03.2014
27-28
Закономерность в расположении фигур, предметов
2
13.03.2014
20.03.2014
29
Обобщающее занятие: сравнение объектов, отображение множеств, объединение множеств, лабиринты, закономерность
1
27.03.2014
Раздел 3. Элементы логики (5 часов)
30-31
Истинные и ложные высказывания
2
3.04.2014
10.04.2014
32-33
Логическая операция И
2
17.04.2014
24.04.2014
34
Обобщающее занятие по элементам логики
1
Список литературы
Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997
Компьютерные обучающие программы
Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.
Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.
Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.
“Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.
Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”
Электронные ресурсы:
http://malenkajastrana.my1.ru/ «Воспитываем и обучаем дошколят»