Просмотр содержимого документа
«Путешествие в стану звуков»
Тема:« Путешествие в страну звуков и букв»
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе комбинированной
направленности
(подготовительная группа)
Омельченко Наталья Николаевна Учитель – логопед
Программное содержание
Коррекционно- образовательные задачи:
1.Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
2.Совершенствовать умение делить слова на слоги.
3. Учить детей правильному физиологическому дыханию.
4.Учить детей составлять предложения с заданным словом и с предлогом.
5. Продолжать учить детей придумывать слова из заданных букв, подбирать
слова на заданный звук.
Коррекционно - развивающие задачи:
1. Закреплять у детей умение осуществлять звуковой анализ слова, используя
фишки и интонационно выделять звуки в слове.
2. Развивать у детей общую и мелкую моторику,ориентироваться на
листе бумаги.
3.Развивать у детей психические процессы: зрительное внимание, память,
мышление.
Коррекционно- воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать, запоминать
задание и точно его выполнять.
2. Самостоятельно преодолевать трудности при достижении цели и принимать
активное участие в организованной деятельности.
Материал:картинки с героямисмешариков, картинка: «паровозик из Ромашково», предметные картинки, звуковые домики: гласный, согласный, мягкий согласный, картинка сундук, карточка№1: « графический диктант», карандаш, полки, цветы, бабочки для дыхательной гимнастики, фишки для звукового анализа, буквы, медали, полоски- схемы для составления предложения, карточка №2 : « Расшифруй слово».
Методы и приёмы: словесные, наглядно- действенные, практические.
Предшествующая работа: игры на фонематический слух, чтение слогов, составление слов из заданных букв, графический диктант, дыхательное упражнение: «Порхающие бабочки», заучивание логоритмики: «Заботливое солнышко», деление слов на слоги, звуковой анализ слова из 5-6 звуков, заучивание правил при выкладывании схемы предложения, игра: « Расшифруй слово».
Л:Дети, сегодня к нам пришли Нюша и Крош. Вы узнали этих сказочных героев?
Д: да
Л:Из какого мультфильма эти герои?
Д: Из смешариков
Л: Нюша и Крош приглашают вас в необычное путешествие в страну звуков и букв. В пути вас ждут интересные задания.За каждое выполненное задание вас ждёт награда. Хотите отправиться в такое путешествие?
Д: да
Л: На чём можно отправиться в путешествие?
Д: на самолёте, на машине, на автобусе, на поезде…
Л: Нюша и Крош предлагают вам отправиться в путешествие на паровозике из Ромашково. Занимайте места, поехали! Чух, чух, чух……….( Приложение1)
А чтобы не скучать в дороге Нюша предлагает поиграть в игру:
Игра: «Раз, два, три – быстрей сообрази».
1.Сколько звуков в слове дорога.
2. Назовите слово, которое начинается с того же звука, что и слово «сумка».
Узнали, кто из смешариков живёт в этом доме? (Приложение 4).
Д: Лосяш.
Л: Лосяш приглашает вас в гости. Дети у Лосяша есть большой, старинный сундук сделан он из дерева ( если сундук сделан из дерева, то он какой?)
Д: деревянный
Л: правильнопо смотрим, что в нём находится, ой дети сундук закрыт. Надо открыть его. Чем будем открывать?
Д: ключом
Л: возьмите карточку под номером №1 и простой карандаш.
Графический диктант: « Ключ» ( Приложение 4)
Одна клеточка вправо,одна клеточка вверх,одна вправо,одна вниз,одна вправо, одна вниз,восемь клеточек вправо,одна вверх,одна вправо,одна вверх,одна вправо,одна вниз,одна вправо,одна вниз,одна вправо,одна вниз,двенадцать влево,одна вниз,одна влево,одна вниз,одна влево, одна вверх,одна влево,три вверх.
С помощью этого ключа мы откроем сундук. А в сундуке хранятся различные предметы:(банка,шапка,яблоко,рубашка,брюки,корзина,балалайка,бант, мяч, Буратино,булавка, ботинки,перчатки, барабан) . ( Приложение 4)
Дети ,Лосяш хочет узнать, в каких предметах есть звук (Б) назовите их.
Л: молодцы! Но эти предметы надо разложить по полочкам:
- если в слове 1 слог, то на первую полочку,
- если 2 слога, то на вторую полочку,
- если 3 слога то на третью полочку,
- если в слове 4 слога ,то на четвёртую полочку.
Лосяш благодарит вас и даёт вам медаль.
Дети паровозик из Ромашково очень любит цветы и когда он увидел поле с цветами он не смог поехать дальше и предлагает отдохнуть. Выходите из вагончиков. Посмотрите как много цветов. Дети если цветы растут в поле, то они какие?
Д: полевые
Л: Кто сидит на цветочках?
Д: бабочки
Дыхательная гимнастика: «Порхающие бабочки»
Бабочки очень любят порхать над цветочками . Возьмите бабочку и положите на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос и сильно выдыхаем на бабочку(2-3 раза).
Дети бабочки любят порхать над цветочками только тогда, когда светит солнышко.
Логоритмика: « Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает, ритмично скрещивают руки
лучик, лучик, лучик над головой
И им смело разгоняет, плавно покачивают руки вверху
тучи, тучи, тучи
Летом нежно согревает, ритмично потирают щёчки
Щёчки, щёчки,щёчки
А весной на носик ставит, ритмично постукивают пальцем по носу
Точки, точки, точки.
Л: Мы с вами отправляемся дальше чух, чух, чух…
Поезд наш едет
Колёса стучат
А в поезде нашем
Ребята сидят
Следующая станция : « Угадай-ка». На этой станции нас встречает Бараш. Бараш очень любит сочинять стихи, загадки. Он для вас сочинил загадку, попробуйте отгадать:
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку, через лес
Повисел он и исчез
Д: радуга
Л: правильно, выложите из фишек звуковой анализ слова :радуга
( дети выкладывают схему слова за столами)
Р- согласный, твёрдый, звонкий и обозначим синей фишкой
А- гласный, хорошо произносится и поётся, обозначается красной фишкой
Д-согласный, твёрдый, звонкий и обозначим синей фишкой
У-гласный, хорошо произносится и поётся , обозначается красной фишкой
Г-согласный, твёрдый, звонкий и обозначим синей фишкой
А- гласный, хорошо произносится и поётся, обозначается красной фишкой
Дети назовите, сколько всего звуков в этом слове
Д: 6 звуков
Л: назовите все звуки, которые стоят в середине слова.
Д: А, Д, У, Г
Л: сколько слогов в этом слове
Д: три
Вы справились с заданием, получайте медаль
Л: Чтобы добраться до последней станции надо выполнить ещё одно задание составьте предложение из этих слов:
книга, полка, предлог на
Д: ответы детей
Л: составьте предложение со словом «школа»
Д: ответы детей
Чтобы выложить схему предложения, что нужно знать?
Д:три правила
Первое слово пишется с большой буквы.
Каждое слово пишется отдельно.
В конце предложения ставим точку.
(дети выкладывают схему предложения на столе)
Скоро дети пойдут в школу.
Л: Маша, сколько слов в предложении ?
М: В этом предложении пять слов.
Л: В этом предложении есть предлог?
С: Есть предлог В.
Л:Справились с заданием, получайте медаль. Нам пора возвращаться в детский сад.
Пока мы едем у нас физкультурная минутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину
Через правое плечо оглянулись
Через левое плечо оглянулись
Дружно присели, пяточки задели
На носочки поднялись
Опустили руки вниз.
Л: Но пока мы ехали, уже стемнело, а как мы доберёмся до детского сада?
Я догадалась, возьмите карточку№2. ( Приложение 7)
Если мы расставим буквы по порядку в соответствии с цифрами и прочитаем слово, то с помощью этого предмета мы сможем добраться до детского сада.
Д:это слово фонарик
Л: отгадали молодцы, получайте медаль. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну звуков и букв. Вы хорошо потрудились , посчитайте сколько медалей вы заработали?
Д:семь
Л:дети эти медали не простые, а секретные (переворачиваю их)
М О Л О Д Ц Ы !
Список использованных источников.
1. З.Е. Агранович Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников –
СПб.: «Детство- Пресс», 2006г.
2. И.А.Морозова , М.А.Пушкарёва . Подготовка к обучению грамоте.
Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет.- М.: «Мозайка-Синтез»,2007г.
3. Журнал « Дошкольная педагогика» № 7,8,2009г.
4. Т.А.Алтухова, Н.А.Егорова « Занимательные игры и упражнения для речевого
и интеллектуального развития детей 6-7 лет с ОНР» тетрадь№2.-
М.:АРКТИ,2005.-56 с.: ил.
5. Л.Н.Смирнова , С .Н . Овчинников «Логопедия в детском саду. Для занятий 6-7
лет: пособие для логопедов- М.: « Мозайка - Синтез»,2009- 88с.