Цель: Изучение природного явления – листопад. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период.
Авторы-составители: воспитатели Менг Т. И., Пшеничная Л. И.
Место проведения: КГКП «Ясли-сад «Улыбка» Кадры: педагоги средней группы «Ягодка»
Адрес организации: пос. Карабалык, ул. Нечипуренко, 8 Телефон: 3-26-72 Сроки проведения: 17 - 28 октября 2016 года Количество участников проекта: 25 человек Возраст детей: 4 года Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский.
Цель: Изучение природного явления – листопад. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период.
Участники проекта: дети 4 лет средней группы «Ягодка» ясли-сада «Улыбка», педагоги, родители.
Предполагаемый результат:
-развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной теме;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Пояснительная записка
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце, снег, дождь и град. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие вопросы, поэтому ему помогают педагоги.
В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры, поэтому необходимо заинтересовать детей в происходящих вокруг нас природных явлениях. Продолжительная осень даёт возможность стимулировать интерес и детей и взрослых к совместной деятельности (игры, наблюдения, забавы) и позволяют устанавливать причинно-следственные связи.
Проект носит теоретический, практический и познавательный характер. В ходе реализации проекта детям даётся возможность проявить свою индивидуальность, а родителям - принять активное участие в деятельности детей.
Актуальность проекта:
В условиях образовательного процесса расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в саду и дома.
Принципы построения педагогического процесса:
1.От простого к сложному.
2.Системность работы.
3.Доступность.
4.Индивидуальность.
Методы и приёмы обучения:
1.Наглядные (сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, технические средства обучения, наглядные пособия).
2.Словесные (беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры).
3.Практические (экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребёнка, дополнение в уголок природы, продуктивная деятельность).
Коммуникация:
Беседы:
о деревьях, их классификации;
о листопаде;
Об овощах и фруктах.
Свободное общение:
почему деревья так важны для человека и для живых существ на планете?
какие виды деревьев ты знаешь?
почему не нужно срезать и ломать ветки?
какую пользу приносят овощи и фрукты организму человека.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:
М. Жаманбалинов, «Осень»;
А. Алимбаев, «Падают листья»;
К.Ушинский, «Спор деревьев»;
Н.Жанаев, «Дождь».
Познание:
Рассказ педагога:
об осени;
об изменениях, происходящих в природе;
об овощах и фруктах.
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций.
Исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнение опавших листьев (по форме, размеру, длине черенка);
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
«Деревья, которые лечат».
«О пользе деревьев, фруктах и овощей».
Игры и упражнения во время проведения прогулок.
Творчество:
рисование – «Осенние листья»;
аппликация – «Падают, падают листья»
Содержание проекта «Осенняя ярмарка»
Этапы проекта
Действия педагогов
Действия детей
Действия членов семьи
Организационный
(формулировка
проблемы, планирование,
прогнозирование
результатов/продуктов
проекта)
Педагоги обсуждают разные приемы и ситуации в решении познавательной деятельности детей.
Продукты проекта
-подборка иллюстраций к теме «Осень»;
Фотоальбом «Здравствуй, Осень»
С детьми ведется беседа о изменениях в природе осенью. В ходе беседы обсуждаются вопросы:
Почему листья желтеют?
Что такое листопад?
Продукты проекта
-альбом рисунков «Золотая осень»;
-выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка».
Пригласить к участию проекта родителей.
Продукты проекта
-участие с детьми в выставке поделок.
Практический
(непосредственная
деятельность по проекту,
поэтапная оценка)
-проведение непосредственно образовательной деятельности «Изменение в природе осенью»
-беседа о пользе овощей и фруктов;
-чтение и обсуждение рассказов, стихов об осени;
-подбор загадок об изменениях в природе;
-составление гербария.
Просмотр и отбор рисунков для оформления выставки.
Изготовление поделок из природного материала. Экскурсия по территории детского сада.
Завершающий
(презентация продуктов
проекта).
Открытая интегрированная ОУД «Портрет осени».
Выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка».
Выпуск газеты «Кто сказал что осень – грустная пора?»
Ожидаемый результат:
Для детей: создание эмоционально-положительного климата в группе;
получают возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в действиях;
овладевают средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учатся планировать свои действия в социуме;
получают новые знания об изменениях в природе осенью, об овощах и фруктах.
Для педагогов: расширить свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности коллектива детского сада.
Для родителей: расширить свои возможности влиять на процессы воспитания детей;
нормализуют психолого-педагогическую атмосферу;
наладят взаимоотношения с детьми.
Изучаемая литература:
1. Иванова А. И. Живая экология 2006г.
2. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
4. В.Н Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».
5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 1987г.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду 1984г.
7. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.
8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г.
9. Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г.
10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет 2004г.