Минимальные требования к образовательному процессу и выпускнику……………………………………………………..
51
Пояснительная записка примерной программы основного образования по специализированной физической культуре
Назначение программы
Примерная программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение..
Примерная программа не предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе и адресуется создателям авторских программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Примерная программа не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания примерная программа не сковывает творческой инициативы авторов учебных программ и учебников, сохраняет им широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса, выборе собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательного процесса.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности не менее) распределением учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
Примерная программа имеет специализацию: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА. Охватывает несколько направлений, основные из которых фитнес и степ аэробика
В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение. При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность». В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Цели
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Примерная программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:
В познавательной деятельности:
- использование наблюдений, измерений и моделирования;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения;
- исследование несложных практических ситуаций.
В информационно-коммуникативной деятельности:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- умение составлять планы и конспекты;
- умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы и т.п.).
В рефлексивной деятельности:
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- владение умениями совместной деятельности.
Образовательная программа «Спортивная и образовательная аэробика» разработана для обучающихся 7 – 17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к аэробике, имеющих медицинский допуск.
Необходимость разработки данной программы возникла в связи с отсутствием в учебных программах средних общеобразовательных школ спортивной аэробике как вида спорта. Имея большую популярность среди учащейся молодежи, игра в спортивная аэробика является одной из эффективных форм воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни.
При составлении программы использованы отдельные положения типовой программы для образовательных учреждений, созданной под руководством кандидата педагогических наук, Заслуженного тренера России, мастера спорта международного класса, Чемпиона Мира, старшего тренера сборной страны Головихина Е.В., действительного члена РАН академика, профессора, доктора педагогических наук Железняка Ю.Д., действительного члена РАН академика, профессора, доктора педагогических наук Краевского В.В., учтен опыт подготовки Заслуженных мастеров спорта Соловьевой, Оснара, мастеров спорта Люжановой Ю., Дороховой О., мастера спорта международного класса Жукова С.Б., кандидата педагогических наук, Заслуженного тренера России - А.Г. Миткевича.
Образовательная программа является модифицированной, по направленности - физкультурно-оздоровительной, по уровню освоения - углубленной, по способу подачи содержания и организацииучебного процесса – комплексной, вертикально – горизонтальной.
Спортивная аэробика приобщает обучающихся к здоровому образу жизни, физически совершенствует, воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха. Этим обусловлена актуальность даннойпрограммы.
Новизна программы заключается в использовании различных способов обучению навыкам спортивной аэробики.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в социально-активные формы деятельности, а именно в спортивную и оздоровительную аэробику.
Отличительной особенностью данной программы является личностно – ориентированный подход по освоению учебного материала, обуславливающий развитие у обучающихся целостной системы ценностных ориентаций.
2. Особенности занятий с учащимися 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов
Цель программы: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие обучающихся через обучение оздоровительной аэробике.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучение техническим элементам;
- обучение двигательным умениям и навыкам;
- обучение разнообразным двигательным комбинациям, а также тренировки в паре, в группе;
- обучение правилам поведения на занятиях;
- обучение правилам судейства соревнований;
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям по спортивной аэробике;
- формирование социальной активности: капитан команды, старший в группе, судья по аэробике;
В основе обучения оздоровительной аэробике лежат дидактические принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, систематичность, постепенность, доступность и прочность освоения знаний, принцип всестороннего развития.
Принципсознательности и активности реализуется методами убеждения и разъяснения. Понимание спортсменами целей и задач обучения – одно из условий воспитания сильных, ловких, смелых, волевых и интеллектуально развитых людей. В процессе занятий развиваются такие способности юных спортсменов, как память, наблюдательность, воспитывается устойчивое внимание, умений ориентироваться в любых условиях спортивной борьбы, правильно оценивать свои силы и силы соперника, творчески решать тактические задачи и тщательно анализировать ошибки в процессе занятий и соревнований. Сознание и ответственность перед коллективом, активное участие в работе объединения содействуют успешному обучению и дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства.
Принцип всестороннего развития личностиобучающихся заключается в единстве физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим. В спортивной тренировке требуется прежде всего разносторонняя физическая подготовка как основа для спортивной специализации и воспитания спортсменов. Разносторонность физического развития – непрерывный процесс совершенствования способностей человека, в результате которого создается необходимая атлетическая база для совершенствования теннисистов. В процессе обучения словесное объяснение сочетается с приказом. В объяснении выделяется основа задания, подчеркиваются его детали, а показ ускоряет и закрепляет обучение путем зрительного восприятия.
Принцип наглядности: педагог сам показывает отдельные элементы спортивной аэробики, пользуется наглядными пособиями (фотографии, кинограммы, плакаты), а также присутствует с учениками на тренировках и соревнованиях взрослых высококлассных спортсменов.
Систематичность, то есть плавность и последовательность в обучении – решающие факторы скорейшего и правильного овладения техникой спортивной аэробики. Систематичность занятий заключается не только в регулярности, но и в соблюдении правильной последовательности обучения. Важно использовать все подготовительные упражнения для воспитания и развития физических качеств, на основе которых приобретается спортивное мастерство.
Принцип постепенности - переход от простого к сложному. Новый, более сложный технический прием, например, прыжки с падением, переход к упражнению на равновесие. Освоение нового приема должно проходить в медленном темпе с постепенным нарастанием до максимальной скорости выполнения приема.
Принцип доступности основан на простоте изложения теоретического и подаче практического материала. Пройденный материал должен быть освоен так, чтобы на его основе можно было продолжать занятие, изучая новое.
Все дидактические принципы, положенные в основу преподавания, дополняют друг друга и тем самым обеспечивают успех обучения.
Цель обучения – выработка устойчивой внутренней мотивации к занятиям физической культуры и спорта.
Основные задачи:
1. Организация здорового образа жизни.
2. Развитие физических качеств.
3. Формирование положительного отношения к спортивной деятельности и умению трудиться.
4. Обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими участниками образовательного процесса.
Задачи обучения:
Образовательные:
- ознакомление с основными этапами развития спортивной аэробики, с оборудованием и инвентарем для занятий аэробикой и фитнесом;
- обучение правилам поведения на занятиях по спортивной аэробике;
- обучение основным техническим элементам (махи, упражнения на гибкость, равновесие, прыжки, комбинации из элементов);
Развивающие задачи:
- овладение основными техническими элементами из спортивной аэробики (махи, упражнения на гибкость, равновесие, прыжки, комбинации из элементов);
- развитие умений трудиться на тренировке;
-формирование основных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости, выносливости, силы);
-развитие специальных психических качеств (чувство партнёра, положение тела в пространстве, музыкальное сопровождение, чувство ритма, чувство площадки, чувство времени).
Воспитывающие задачи:
- воспитание интереса к аэробике и здоровому образу жизни;
- воспитание основных морально-волевых качеств (уважение к окружающим, вежливости, взаимопонимания, взаимопомощи).
-воспитание коммуникативных навыков;
Направленность образовательной программы первого года обучения, воспитания и развития – заключается в создании условий для работы и решении возникающих проблем на данном этапе.
При работе с детьми, пришедшими заниматься спортивной аэробикой в образовательное учреждение выявлены необходимые условия, которые необходимо создать и возможные проблемы, которые необходимо устранить для выполнения задач воспитания, обучения и развития. Рассмотрим основные из них:
Проблемы, влияющие на проведение образовательного процесса.
Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребёнке.
Отсутствие у детей знаний о правильном поведении на тренировке или занятии.
Небольшой объём знаний в области физической культуры.
В большинстве случаев слабое физическое развитие.
Отсутствие привычки трудиться.
Низкий уровень двигательной активности.
Ослабленное здоровье.
Возможные вредные привычки.
Антисоциальные ценности в группах общения этих детей.
Отсутствие положительного примера и влияния в семьях. Во многих семьях конфликтные ситуации или другие социальные проблемы.
Отсутствие положительного опыта занятий физкультурной или спортивной деятельности.
Воспитание в группах, где определяющим качеством лидера являлась СИЛА.
Отсутствие, каких либо целей в жизни.
Отсутствие общественно полезных авторитетов.
Низкий уровень развития психологических качеств.
Отсутствие должного интереса к занятиям, непонимание и нежелание укреплять свое здоровье.
Отсутствие элементарных теоретических знаний по анатомии, гигиене, здоровому образу жизни.
Низкий уровень основных учебных умений. Отсюда боязнь быть непонятыми или осмеянными товарищами.
Слабо развито или деформировано умение самовыражаться, строить отношения с окружающими людьми.
Стереотип мышления о будущих занятиях единоборствами не соответствует действительности.
Ограниченный ресурс двигательной активности занимающихся.
Сравнение отношения спортивного коллектива к индивидууму и отношения семьи к индивидууму.
Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия тренера-преподавателя, который определяет собой ту или иную степень успешности образования. Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию педагога соответствует определённая деятельность учеников. Учителя специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и внешних поощрений.
Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов, для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции. На каждом из этапов освоения программы важна оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка действий и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного образования. Но при этом существенно учитывать те моральные и физические усилия со стороны занимающегося.В процессе образования постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием образования. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются всё более отдалённые от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся всё менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными. Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов.
Цель последующего обучения (6-9 классы): формирование индивидуального стиля обучающихся.
Образовательные задачи:
- ознакомление с тенденциями развития современной аэробики (резкое увеличение темпа движений, усложнение элементов, разнообразие движений);
- обучение техническим элементам (сложных движений на гибкость, на равновесие, прыжков с разных положений),
- обучение соревновательным комбинациям в медленном и среднем темпе.
- обучение правилам судейства соревнований;
Развивающие задачи:
- повышение уровня специальных психических качеств (быстроты реакции, чувства партнёра, чувства положения тела в пространстве, быстроты маховых движений, быстроты перемещений по площадке);
- повышение функциональной подготовленности, расширение диапазона технических действий (сложных двигательных комбинаций),
- развитие умений совместных групповых выступлений в паре в медленном и среднем темпе.
- формирование навыков судейства соревнований; приобретение соревновательного опыта.
Программа предназначена для всех желающих заниматься спортивной аэробикой без учета физической подготовленности, поэтому прием в объединение ведется без предварительного отбора, но при персональном разрешении врача. Возраст обучающихся от 10 до 15 лет. Начало обучения возможно с любого возраста в пределах данного диапазона лет.
Программа рассчитана на шесть лет обучения,так как оздоровительная аэробика является техническим видом спорта и овладения элементами аэробики на уровне юношеских разрядов возможно только в течение 2-3 –ёх лет обучения.
Образовательный процесс первого года обучения рассчитан на 102 часов в год (2 занятия в неделю по 2 часа), второго года обучения - 68 часов в год (1 занятие в неделю по 1 часу).
Занятия оздоровительной аэробикой способствует развитию высокой координации движений, ловкости, выносливости и других физических качеств обучающихся, а также укрепляют опорно-двигательный аппарат, костно-мышечную систему, развивают органы дыхания, улучшают обмена веществ.
Обучающиеся знакомятся с основами организации и проведения соревнований, работой судей и тренеров.
Данная программа имеет высокую степень адаптивности к условиям учреждений дополнительного образования, а именно: учебно-тематический план составлен с учетом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Программа обучения состоит из четырех разделов:
- первый раздел «Введение» – содержит краткие сведения по истории оздоровительной и спортивной аэробики, а также сведения об инвентаре, форме занимающихся и оборудовании для аэробике;
- второй раздел «Техника спортивной и оздоровительной аэробики» посвящен технике движений, уделяется внимание правильному положению тела занимающихся, выполнению аэробных базовых шагов;
- третий раздел «Тактика оздоровительной аэробики. Спортивная этика» – тактика спортивной аэробики, решение простейших тактических задач начинающими спортсменами. В этом же разделе рассказывается об основах этики, о том, какими должны быть взаимоотношения обучающихся в объединении;
-в четвертом разделе «Общая и специальная физическая подготовка» представлены общефизические и специальные упражнения, используемые при подготовке учащихся первого года обучения;
Программа последующего обучения состоит из трех разделов и направлена на повышение физического уровня развития учащихся:
- первый раздел «Введение» – в нем раскрываются тенденции развития оздоровительной и спортивной аэробики, описывается спортивный путь выдающихся аэробистов России.
- второй раздел «Повышение качество специального физического развития учеников» - изложена техника выполнения аэробных элементов, перемещений по площадке, выполнения аэробных базовых шагов, а также разнообразных элементов;
-третий раздел «Освоение судейства» - изложены основные правила оздоровительной и спортивной аэробики, учёт ошибок в исполнении.
Методы иформы образовательного процесса.
Основная формаобучения – проведение комбинированных и практическихзанятий в течение учебного года. По формезанятия самые разнообразные: беседы, соревнования, сдача нормативов, зачет, творческий отчет. Совокупность творческих методов обучения имеет не только образовательный и развивающий потенциал, а также выполняет функцию воспитания. Часть занятий отводится под резерв. Резервные занятия используются для дополнительной отработки наиболее сложных комбинаций. Обучающиеся приобретают знания, накапливают умения, представляют результат тренировочной работы в соревнованиях, сдачах нормативов, что способствует развитию самоконтроля, мотивации и социализации.
Аналитико-диагностический блок дополнительной образовательной программы включает в себя:
диагностику обученности (знания, умения, навыки по профилю программы);
диагностику обучаемости;
текущую диагностику (зачеты по темам, результаты участия в соревнованиях и т.д.).
Диагностика обученности по профилю программы проводится два раза в год:
1 – входная диагностика (сентябрь-октябрь);
2 – итоговая диагностика (апрель-май).
Диагностика проводится по следующим параметрам
Таблица № 1 развития физическ- их качеств на основе ежемесячного мониторинга
Ф.И.О
Год рождения
сент.
2007
Октб
2007
Нояб
2007
Дек
2007
Янв
2008
Февр
2008
Март
2008
Апр
2008
Май
2008
Июнь
2008
возраст
8.8
8.9
8.10
8.11
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
Бег 3х10м
Прыжок в длину с места
Прыжки через препятствие (гимнастическая палка) за 1 мин
Отжимание от пола
Подтягивание
Пресс с фиксацией ног из положения лёжа на спине, руки на поясе, подъём туловища вперед до касания руками носков ног за 30 сек
Бег 30м
Бег 100м
Мост гимнастический
Шпагат (три варианта)
Вес
Рост
Гибкость:
-выполнить наклоны из положения стоя с касанием пола ладонями;
высокий уровень – достает ладонями до пола;
средний уровень - достает кончиками пальцев до пола;
низкий уровень – достает руками до щиколоток;
Содержательная часть 1 –го года обучения:
Таблица № 1
Тематический учебный план подготовки на год. 1 год обучения.
№ п/п
ВИД ПОДГОТОВКИ
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Март
апрель
май
Июнь
Всего за год
1.
Теория
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3,5
2.
ОФП
2.1
Гибкость
1
1
1
1
1
1
1
1
2
10
2.2
Ловкость
1
2
1
1
1
1
1
1
2
10
2.3
Быстрота
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
2.4
Сила
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
2.5
Выносливость
1
1
1
1
1
5
Итого ОФП
5
5
5
5
5
5
6
8
8
45
3.
СФП
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
5
4.
Техника
4
4
4
4
4
4
5
5
5
35
5.
Спец.подг. упр.
1
1
1
1
1
1
2
7
6.
Контрольные нормативы соревнования
1
1
1
1
1
1
0,5
6,5
Практические занятия
12,5
13,5
9,5
10,5
6,5
14,5
7,5
12
12
98,5
ВСЕГО
13
14
10
11
7
15
15
12
12
102
Примечание: октябрь, январь, апрель - увеличение количества часов за счет каникул. Июнь летний спортивно-оздоровительный лагерь (14-21 день).
Примечание: спец. подготовительные упражнения предусматривают упражнения на укрепление суставов, связок, мышц и сухожилий.
Контрольные нормативы предусматривают ежемесячный мониторинг общего физического развития
Таблица № 2
Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы образовательных учреждений по оздоровительной аэробике
Класс
Возраст для зачисления
Максимальное количество учебных часов
Численность групп
Соотношение разрядников
В неделю
В год
Группы начальной подготовки
4
10
3
102
12-25 человек
Без разряда
5,6,7,8,9
11 и старше
2
68
10-20 человек
Без разряда
Таблица № 3 Примерный годовой план-график распределения учебных часов 4 класс
Содержание занятий
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Всего
Теория
Физическая культура и спорт
0,5
0,5
Оборудование, инвентарь и уход за ним
0,5
0,5
Краткий обзор развития и истории аэробики в России и за рубежом
0,5
0,5
Гигиена, питание и режим дня спортсмена
0,5
0,5
Краткие сведенья о строении и функций организма человека.
0,5
0,5
Морально-волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовка аэробиста
0,5
0,5
Правила поведения в спортивном зале
0,5
0,5
ИТОГО часов:
3,5
Практические занятия
ОФП
5
5
5
5
5
5
5
5
5
45
СФП
1
1
1
1
1
5
Изучение, совершенствование техники
3
3
3
4
4
4
4
4
4
35
Специальные подготовительные упражнения
1
1
1
1
1
2
7
Участие в соревнованиях
Контрольные нормативы
На основании календарного плана соревнований.
1
1
1
1
1
5
ИТОГО часов
12,5
13
13
14
14
13
13
15
15
98,5
ВСЕГО часов
13,5
14
14
15
15
14
14
15
15
102
*примечание: при необходимости возможные дополнительные тренировочные занятия, время которых не указано в годовом плане-графике распределения часов. Поощряются самостоятельные занятия, которые должны быть контролируемые.
Учебный материал для 1-го года обучения 4 класс
Теоретический материал
Физическая культура и спорт (1 часа)
Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите Родины
Влияние вредных привычек на организм человека (курение, алкоголь, наркотические вещества).
Оборудование и инвентарь(1 часа)
Правила использования оборудования и инвентаря.
Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках.
Правила безопасности при занятиях в зале аэробики.
Краткий обзор истории и развития аэробики(1 часа)
История и развитие аэробики в мире, история первых соревнований по фитнесу, спортивной и оздоровительной аэробики в СССР, РФ
Гигиенические знания и навыки закаливания, режим и питание спортсмена (1часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий в зале.
Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха и воды в целях укрепления здоровья и закаливания.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека (1 часа)
Общие сведения о строении организма человека. Двигательный аппарат - костная и мышечная система.
Морально-волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовка учащихся (1 часа)
Поведение спортсмена. Спортивная честь. Культура и интересы юного спортсмена
Тактическая подготовка в развитии интеллекта и соревновательного мышления
Психологическая подготовка: регуляция эмоций и развитие внимания
Спортивные ритуалы и традиции.
Правила соревнований (1 часа)
Программа соревнований. Правила проведения соревнований.
Практический материал
Общая физическая подготовка
Упражнения на гибкость
1.Силовые упражнения,
2. Упражнения на расслабление мышц.
3. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий.
Упражнения для развития ловкости
Прыжки в длину с места, многоскоки, тройной прыжок на заданное расстояние;
Подскоки вверх на заданную высоту;
Стойка на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами с различным положением свободной ноги и рук до потери равновесия на ограниченной площади опоры и различной высоте
Разнообразные упражнения на гимнастической скамейке, рейке гимнастической скамейки, бревне без предметов и с предметами
Игры, эстафеты, полосы препятствий с элементами удержания равновесия на двух или одной ноге
прохождение отрезков различной длины с закрытыми глазами после многократных вращений вокруг себя
Кувырки вперед, назад.
Кувырки через левое, правое плечо.
Колесо через левое, правое плечо.
Колесо через левое, правое плечо на одной руке
Стойка на лопатках
Вставание со стойки на лопатках прогибом в стойку на ногах
Стойка на голове
Стойка на руках у опоры
Вставание со стойки на руках в положение мостик
Страховка при падении на левый, правый бок, назад, вперед
Упражнения с мячами и предметами различного веса и конфигурации. Ловля предметов при бросках в парах
Упражнения набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг)
Упражнения на гимнастических снарядах (турник, брусья)
Первый элемент — время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал).
Второй элемент— скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в спортивной аэробике,
Третий элемент — быстрота бега или частота движений рук, ног и туловища.
Упражнения для развития быстроты
1. Подвижные игры. Спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, чем стандартные, площадках
2.Эстафеты.
3. Бег с гандикапом (шансы на победу уравновешивают на старте расстановкой участников забега на определенном расстоянии один от другого в соответствии с уровнем развития быстроты).
4. Имитация движений руками или ногами с максимальной или вариативной частотой и из разных исходных положений (стоя, лежа, сидя).
Бег с максимальной или вариативной частотой движений.
Бег с ускорением.
Выполнение циклических упражнений со старта (стартовый разгон) без команды или по команде стартера.
9. Бег с вариативной скоростью в пределах 70—100 % индивидуального максимума в конкретном упражнении.
10. Скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной поверхности.
Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения.
Скоростные упражнения в облегченных относительно обычных условиях (бег по ветру или под гору и т.п.). Облегчение условий должно быть таким, чтобы не приводило к нарушениям структуры движений основного упражнения.
Скоростные упражнения в усложненных относительно обычных условиях (бег в гору, и т.п.). Усложнение не должно нарушать структуру движений основного упражнения.
Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов. Они способствуют лучшему расслаблению мышц, принимающих участие в выполнении конкретного упражнения, и совершенствованию координации работы мышц, не несущих основной нагрузки. Например, если при выполнении скоростного бега взять в руки мягкие картонные трубочки, то станет значительно легче контролировать напряжение мышц рук. Это позволит быстрее избавиться от чрезмерной координационной и скоростной напряженности мышц рук и плечевого пояса и окажет содействие улучшению координации напряжения и расслабления мышц ног.
Выполнение скоростных циклических упражнений с применением звуколидеров темпа движений.
Скоростно-силовые упражнения: прыжки с ноги на ногу; скачки на одной ноге; прыжки через набивные мячи, установленные на разном расстоянии; прыжки (влево-вправо) через гимнастическую скамейку с продвижением вперед; выпрыгивание из полуприседа; прыжки через скакалку и т.п.
Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увеличения амплитуды движений
При этом следует руководствоваться такими методическими положениями.
Реагирование выполнять с максимально возможной быстротой.
Концентрировать внимание на быстром начале движения-ответа (моторный компонент реагирования), а не на восприятии сигнального раздражителя. Это дает возможность сократить латентный период реагирования.
После подготовительной команды целесообразно немного напрячь мышцы, которые несут основную нагрузку в движении-ответе. Повышение их тонуса оказывает содействие улучшению оперативной готовности к началу движения.
Количество реагирований в одной серии должно быть таким, чтобы в очередных попытках не было тенденции к увеличению времени реагирования. В среднем это составляет от 4—6 до 15-20 повторений.
Количество серий реагирований зависит от состояния тренированности конкретного человека, сложности и энергоемкости моторного компонента (движения-ответа) и составляет в среднем 3—6.
Интервал отдыха между сериями длится в среднем 2—3 мин. Наряду с этим целесообразно ориентироваться на субъективные ощущения готовности к следующей серии реагирований.
Характер отдыха между сериями — активный (упражнения на расслабление и умеренное растягивание мышц, которые несут основную нагрузку в движении-ответе).
Выполнять реагирования из разных исходных положений.
Вариативно изменять продолжительность пауз между подготовительной и исполнительной командами в границах от 1 до 2—3 с. Оптимальная продолжительность паузы между указанными командами составляет 1,5 с.
Изменять характер сигнального раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный).
Изменять силу сигнального раздражителя. Применение этого методического приема улучшает быстроту реагирований на 5,5-11,6 %.
Предоставлять спортсменам срочную информацию относительно фактического времени реагирования. Сопоставление индивидуальных ощущений более и менее удачных реагирований содействует развитию быстроты.
Выполнять упражнения по развитию быстроты реагирований необходимо в состоянии оптимальной оперативной работоспособности, то есть непосредственно после качественной разминки.
Сила
Упражнения на перекладине
Упражнения на брусьях
Упражнения с лёгкими отягощениями
Упражнения с массой собственного тела (отжимания от пола)
Упражнения с сопротивлением партнёра
Выносливость
Кроссовый бег
Лыжи
Плавание
Спортивные игры.
Специальная физическая подготовка
Специальная гибкость - направленное развитие суставов, связок, мышц и сухожилий, необходимых для выполнения соревновательной техники спортивной специализации
Специальная ловкость – выработка умений и навыков, связанных с выполнением специфических технических движений
Специальная быстрота – локальное развитие основных групп мышц, влияющих на технику избранного вида спорта
Техническая подготовка
Методы организации занимающихся при разучивании действий аэробистов- новичков
Организация занимающихся на месте.
Организация занимающихся в движении.
Усвоение элемента по заданию тренера.
Методические приемы обучения основам техники выбранных специализаций
Изучение базовых шагов.
Изучение элементов на гибкость.
Упражнения на равновесие.
В передвижении под музыку выполнение базовой программной техники.
Методические приемы обучения технике спортивной аэробике
Обучение движениям на месте
Обучение движениям в движении
Обучение комбинированным элементам на месте
Обучение комбинированным элементам в движении
Сдача нормативов. Соревнования
В течение года провести не менее 5 соревнований по общей физической подготовке:
октябрь - Первый старт
декабрь - Призы Деда Мороза
февраль – День Защитника Отечества
май – День Победы
июнь – спартакиада в спортивном лагере по разным видам спорта
Основным показателем диагностики обучаемости (процесса обучения) является темп усвоения материала:
Например, программой предусмотрено освоение базовых аэробных шагов за 10 занятий, перемещений по площадке, выполнения ритмичных движений с перемещениями, а обучающийся освоил эти действия за 12 занятий, следовательно обучаемость = 83%.
Диагностика позволяет педагогу анализировать результаты своей работы и вносить необходимые коррективы.
Аттестация знаний, умений, навыков обучающихся в объединении проходит в виде зачетов, сдачи контрольных упражнений и нормативов, товарищеских встреч, турниров, соревнований, конкурсов, викторин, тренингов, спортивных праздников.
Содержательная часть обучения старших классов 5,6,7,8,9.
Таблица № 4
Тематический учебный план подготовки на год. 2 год обучения.
№ п/п
ВИД ПОДГОТОВКИ
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Март
апрель
май
Июнь
Всего за год
1.
Теория
1
1
1
1
4
2.
ОФП
2.1
Гибкость
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
5
2.2
Ловкость
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
5
2.3
Быстрота
1
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
5
2.4
Сила
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
5
2.5
Выносливость
1
1
1
5
Итого ОФП
4
4
4
5
3
1
2
2
25
3.
СФП
1
1
1
1
1
1
6
4.
Техника
4
4
4
5
3
1
2
2
25
5.
Спец.подг. упр.
2
2
2
2
6
6.
Контрольные нормативы соревнования
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,4
2
Практические занятия
7
9
7
7
5
6
7
8
8
64
ВСЕГО
8
10
7
7
5
7
8
8
8
68
Примечание: октябрь, январь, апрель - увеличение количества часов за счет каникул. Июнь летний спортивно-оздоровительный сбор (14-21 день).
Примечание: спец. подготовительные упражнения предусматривают упражнения на укрепление суставов, связок, мышц и сухожилий.
Контрольные нормативы предусматривают ежемесячный мониторинг общего физического развития
Раздел 1 Введение (2 часа)
Занятие 1
Тенденции развития современной аэробики.
Цель: познакомить с основныминаправлениями современной аэробики.
Задачи:
образовательные:
ознакомление с прогрессивными изменениями фитнеса на современном этапе;
воспитание уважительное отношение к избранному виду спорта, к здоровому образу жизни.
Таблица №5
Примерный годовой план-график распределения учебных часов ГРУППА (Н.П. 2- года)
Содержание занятий
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Всего
Теория
Краткий обзор истории какбоксинга в России и за рубежом
0,5
0,5
Краткие сведенья о строении и функций организма человека.
0,5
0,5
Гигиена, питание и режим дня спортсмена
0,5
0,5
Психологическая подготовка
0,5
0,5
Врачебный контроль и самоконтроль
0,5
0,5
0,5
Правила соревнований и методика судейства
0,5
0,5
Оборудование, инвентарь и уход за ним
0,5
0,5
ИТОГО часов:
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4
Практические занятия
ОФП
4
4
4
5
3
1
2
2
25
СФП
1
1
1
1
1
1
6
Изучение, совершенствование техники и тактики
4
4
4
5
3
1
2
2
25
Специальные подготовительные упражнения
2
2
2
2
4
Участие в соревнованиях
Контрольные нормативы
На основании календарного плана соревнований, но не более 6-10 боев за год.
2
2
4
ИТОГО часов
7
9
7
7
5
6
7
8
8
64
ВСЕГО часов
8
10
7
7
5
7
8
8
8
68
Теория. Спорт высших достижений на современном этапе своего развития проходит сложный процесс адаптации к условиям эволюции мирового сообщества и его потребностям. С одной стороны, это - все возрастающая популярность традиционных, зрелищных видов спорта, благодаря их пропаганде в средствах массовой информации: в газетах и на телевидении; на грандиозных праздниках открытия Олимпийских игр, мировых и Европейских первенствах. С другой стороны, зарождение новых, модных видов спорта, которые претендуют на завоевание внимания со стороны зрительской аудитории, что позволит им привлечь финансовые ресурсы и в будущем претендовать на включение в официальную программу зимних или летних Олимпийских игр - самых масштабных и престижных состязаний современности.
К числу таких видов относится и спортивная аэробика, которая возникла на любительских фестивалях и конкурсах инструкторов оздоровительных клубов, постепенно приобретавших черты официальных соревнований.
На качественно новый соревновательный уровень спортивная аэробика вышла совсем недавно - лишь в середине 90-х годов двадцатого века, когда руководство старейшей в мире Международной федерации гимнастики (ФИЖ - Federation Internationale de Gymnastique - FIG) стало культивировать данный вид спорта. В мае 1994 года Генеральная ассамблея ФИЖ приняла решение о том, что спортивная аэробика стала официальной, равноправной с другими, соревновательной дисциплиной в структуре этой организации. С этого момента спортсмены, выступающие в данной дисциплине, стали именоваться гимнастами в правилах соревнований и всех других официальных документах Федерации. Начиная с 1995 года, регулярно проводятся чемпионаты мира, с 1999 года - чемпионаты Европы, с 2000 года - Кубки мира, спортивная аэробика включена в программу Мировых игр по не олимпийским видам спорта. Она претендует на вхождение в официальную программу Олимпиад. Неуклонно растет число стран, развивающих спортивную аэробику под эгидой и руководством своих национальных федераций гимнастики.
Несмотря на то, что российские спортсмены сразу стали лидерами в этом виде спорта на мировой арене и постоянно подтверждают свой высокий класс, комплексного исследования различных аспектов подготовки высококвалифицированных спортсменов в аэробике до настоящего времени не проводилось. Не разработаны классификация упражнений, типология учебно-тренировочных занятий, требования к оснащению специализированных залов для занятий данным видом спорта. Все эти обстоятельства и определяют актуальность данного исследования.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ для 5-9 классов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Физическая культура и спорт
Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите Родины. Основные положения системы физического воспитания. Значение сотрудничества в области спорта для усиления борьбы за мир и дружбу.
Краткий обзор развития аэробики.
История первых соревнований по аэробике.
Развитие аэробики в СССР, РФ, в родном городе.
Перспективы развития аэробики в образовательном учреждении.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека
Общие сведения о строении организма человека. Двигательный аппарат - костная и мышечная система. Сердечно-сосудистая система.
Гигиенические знания и навыки закаливания, режим и питание аэробистов - школьников.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий в зале какбоксинга. Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха и воды в целях укрепления здоровья и закаливания. Значение зарядки для здоровья школьников. Гигиена спортсмена.
Морально-волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовка аэробиста
Поведение школьника - спортсмена. Спортивная честь. Спортивная злость. Ответственность. Целеустремлённость. Культура и интересы юного аэробиста. Особенности поведения на соревнованиях.
Правила соревнований
Посещение соревнований. Анализ аэробных комбинаций. Разделы программы. Программа соревнований. Правила проведения соревнований. Внешние и внутренние факторы, влияющие на результат соревнования.
Оборудование и инвентарь
Правила использования оборудования и инвентаря. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Правила безопасности при занятиях в зале аэробики.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Общая физическая подготовка
Прыжки, бег и метания.
Прикладные упражнения.
Упражнения с теннисным мячом.
Упражнения со скакалкой.
Упражнения набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг)
Упражнения с отягощениями. (Лёгкие блины от штанги 2.5-5 кг)
Упражнения на гимнастических снарядах. (Турник, брусья)
Упражнения для укрепления шеи, кистей, спины, пресса.
Упражнения в самостраховке и страховке партнера.
Футбол, регби, баскетбол, настольный теннис.
Подвижные игры и эстафеты.
Лыжный спорт.
Плавание.
Специальная подготовка
Методы организации занимающихся при разучивании действий аэробистов новичков
Организация занимающихся школьников на месте. Организация занимающихся школьников в движении.
Усвоение элементов по заданию тренера.
Условные комбинации из аэробных элементов по заданию.
Танцевальные элементы на самовыражение.
Соревновательное выполнение в группе.
Методические приемы обучения основам техники спортивной аэробики
Изучение базовых шагов аэробистов.
Из базовых стоек выполнение элементов на гибкость и равновесие
Отработка падений и прыжковых элементов.
Маховые элементы на месте и в движении.
Техническая подготовка
Обучение и совершенствование техники всех элементов спортивной аэробики:
Инструкторская и судейская практика
Основные методические принципы организации и проведения тренировочных занятий. Умение провести самостоятельно утреннюю зарядку. Организация проведения утренней зарядки, самостоятельного занятия. Спортивная терминология. Правила соревнований. Судейская терминология, жесты. Определение победителей.
Сдача контрольных переводных нормативов.
Соревнования
В течение года участвовать в спортивно-массовых мероприятиях. По возможности участвовать в соревнованиях: классификационные, матчевые встречи, открытое первенство, первенство ДЮСШ, первенство района, первенство города.
Переводные нормы О.Ф.П. и С.Ф.П.
Бег 30 м / сек. 6,2 сек - 7,0
Бег 100 м / сек 16 сек - 17,0
Бег 300 м /мин 2 мин – 2,3 мин
Толкание ядра - набивного мяча 1 кг /левой 2м 0 - 3 м 0
Толкание ядра – набивного мяча 1 кг/ правой 2 м 50 – 3 м 50 см
Подтягивание /раз 2-3 раза
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 13 - 20 раз
Прыжки через скакалку за 30 сек.- 15-25 раз
Подъём туловища к ногам в положении лёжа за 30 сек. – 12 раз.
Теоретический материал для учащихся 5-9 классов
1. Физическая культура и спорт в бывшем СССР, России.
Важнейшие решения Правительства по вопросам физической культуры и спорта. Основные положения системы физического воспитания, единая Всероссийская спортивная классификация. Принципы и методы физической подготовки аэробиста. Международные связи спортсменов. Успехи российских спортсменов на международной арене. Значение сотрудничества в области спорта для усиления борьбы за мир и дружбу.
2.История развития аэробики
История зарождения фитнеса и аэробики в мире, России. Первые соревнования аэробистов в России. Первые соревнования аэробистов в Ульяновске. Ведущие спортсмены города: Люжанова Юлия, Головихина Дина, Дорохова Олеся, Умнов Михаил.
3. Краткие сведения о строении и функциях организма
Общие сведения о строении организма человека. Двигательный аппарат. Кости (названия), мышцы (названия), функции и взаимодействие органов. Сведения о кровообращении, состав и значение крови. Сердце и сосуды. Органы пищеварения. Органы выделения.
4. Гигиенические знания и навыки
Гигиена - отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. Значение состояния воздуха в жилых, учебных, спортивных помещениях. Рациональное питание. Гигиена сна. Уход за кожей, полостью рта. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Правила и приемы закаливания солнцем, воздухом, водой. Значение утренней зарядки, тренировки. Режим, значение режима спортсменов в период тренировок и при участии в соревнованиях.
5. Врачебный контроль, самоконтроль
Показания и противопоказания к занятиям спортом. Самоконтроль. Его значение и содержание. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, частота и ритм дыхания, потоотделение. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, болевые ощущения, нарушение режима. Утомление, переутомление, перетренировка, их признаки и меры предупреждения. Значение систематических занятий физической культуры и спортом для улучшения здоровья, физической подготовленности.
Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий спортивной аэробиклй: патриотизма, гражданственности, отношения к спорту, сознательности, дисциплинированности, инициативы, трудолюбия, чувства коллективизма, уважения к старшим, смелости, выдержки, решительности, настойчивости. Поведение спортсмена - аэробиста. Спортивная честь. Культура и интересы аэробистов.
7. Правила соревнований
Форма аэробистов. Продолжительность соревнования. Музыкальное сопровождение. Составление музыкальных и соревновательных комбинаций. Спортивная единая всероссийская классификация.
8. Оборудование и инвентарь
Зал спортивной аэробики. Площадка 12Х12. Размеры. Инвентарь. Уход и бережное отношение к спортивным сооружениям, инвентарю. Правила поведения в спортсооружениях, на тренировках. Соблюдение техники безопасности.
Практический материал для учащихся 5-9 классов
1. Общая физическая подготовка
Строевые упражнения на месте, в движении. Ходьба, специальная ходьба, бег с ускорениями, кроссовый бег, бег под гору. Тренировка в зале. Общие подготовительные и специальные подготовительные упражнения. Прыжки с места, через скакалку, с разбега, в длину, в высоту, прыжки с преодолением препятствий. Метание теннисного мяча, камней, гранаты, диска, набивных мячей. Упражнения с теннисным мячом, с набивным мячом. Упражнения с отягощениями. Упражнения на гимнастических снарядах: канат, шест, перекладина, брусья. Акробатические упражнения: кувырки, перевороты, стойка на голове. Упражнения в положении на мосту. Подвижные и спортивные игры, эстафеты: игры с мячом, с переноской предметов, с метаниями, лазанием, бегом, прыжками, комбинированные эстафеты: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Упражнения в самостраховке и страховке партнера. Лыжная подготовка, плавание. Игры на воде.
2. Специальная физическая подготовка
Специальные упражнения для развития гибкости, быстроты, силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости мышц. Упражнения с отягощениями, с преодолением собственного веса, упражнения с набивным мячом, с гантелями, амортизаторами, на тренажёрах.
Специальные упражнения для укрепления суставов.
Специальные упражнения для развития быстроты, скорости, ловкости: бег с ускорениями, спортивные игры, эстафеты, упражнения с отягощениями.
Специальные упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, бег по пересеченной местности, бег в мешках, спортивные игры, плавание.
Специальные упражнения для развития специальной выносливости: упражнения на выносливость, со скакалкой, тренировка в беге по пересечённой местности.
Специальные имитационные упражнения: танцевальная разминка, музыкальное самовыражение с партнером для развития координации, ловкости, чувства площадки.
Методическое обеспечение
По первому разделу «Введение. Тенденции развития современной аэробики» занятие проводится в форме беседы с использованием плакатов, кинограмм, фотографий. Проводится входная диагностика.
По второму разделу «Повышение уровня подготовленности спортивной аэробики» занятия проводятся в форме устного объяснения, показа, тренировки с применением тренажеров, схем, рисунков, плакатов. Подведение итогов в форме тренировочных соревнований в паре, группе, индивидуально.
По третьему разделу «Освоение судейства» занятие проводится в форме устного объяснения с использованием нормативно- методической литературы. Схем, рисунков. Подведение итогов в форме устного опроса, тестирования, судейства товарищеских турниров и встреч.
Следует обратить внимание на основные компоненты спортивной аэробики:
Техника элементов в спортивной аэробике
Группа А – динамическая сила:
подгруппа отжимания в упоре лёжа;
отжимания венсон и плиометрические;
«взрывная рамка» и перемахи;
круги ногами и геликоптер;
капоиера.
Группа В – статическая сила:
упор углом, ноги врозь;
упор углом, высокий угол;
горизонтальный упор, с опорой на локти «крокодил»;
упор «венсон».
Группа С – прыжки с двух и одной ноги:
вертикальные;
гейнер;
сагиттальное равновесие;
tuck;
согнувшись, ноги врозь;
казак;
pike;
согнувшись;
split;
шпагат;
фронтальный шпагат;
разножка;
махом;
перекидные;
Группа D – равновесие и гибкость:
1.3 Базовые элементы группы и их подгруппы
Степ-аэробика появилась в 80-х гг. и быстро завоевала популярность. Уже в середине 90-х гг. в США ею занималось около 9 млн людей. В таких странах, как США, Германия, Дания, Швеция и др., степ-аэробика составляет около 50 % от всех видов аэробики. Особенностью ее является использование специальной степ-платформы, производство которой стало развиваться с выходом этой разновидности на «аэробическую сцену». Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях. Ее можно применять для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины, а также использовать как отягощение для развития силы и силовой выносливости рук и плечевого пояса. Регулируемая высота платформы позволяет заниматься в одной группе людям различного уровня физической подготовки. Подъем и спуск с платформы по интенсивности приравнивается к бегу со скоростью 12 км/ч. В основе степ-аэробики лежит в основном хореография базовой аэробики, что не исключает, однако, некоторой танцевальной стилизации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андерсон Н. «Суэт системз» (Sweat Systems) // Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. М.: Национальная школа аэробики, 1990. 89 с.
Андресян К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М.: ДРОФА, 1996. 123
Бабушкин Г.Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 35—39.
Безматерных, Н.Г. Методика воспитания гибкости у детей 7-9 лет на занятиях спортивной аэробики / Н.Г. Безматерных // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы 9 Всероссийской научно-практической конференции. – Томск : изд-во Томск. гос. пед. университет, 2006. – С. 151-154.
Безматерных, Н.Г.Совершенствование функциональных способностей у детей 7-9 лет при обучении равновесиям в спортивной аэробике / Н.Г. Безматерных // Физическое воспитание и спортивная тренировка : сб. науч. тр. – Омск : СибАДИ, 2006. – С. 108 - 111.
Безматерных, Н.Г.Совершенствование техники «отжимания» юных спортсменов в аэробной гимнастике с применением паралоновых кубиков и фиксатора тазобедренных суставов / Н.Г. Безматерных // Физическая культура и спорт : интеграция науки и практики: материалы 2 международной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2005. – С.18-19.
Борилкевич В.Е. Организационные и методические принципы системы «Аэро-фитнесс» // Теория и методика физической культуры. 1998. 13. Ñ. 24—25.
Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения М.: Физкультура и спорт, 1988. 142 с.
Гимнастика и методика преподавания: Учеб. для ин-тов физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1987. 336 с.
Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т. Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. М.: Сов. спорт, 1991. 96 с.
Губанов В.А. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением: Метод, разработки для студентов Сов.спорт. М:., 1980. 130 с.
Гуськов СИ., Дегтярева Е.И. Новые виды физической активности женщин — веление времени // Теория и практика физической культуры. 1998. № 2. С. 56—57.
Ермолин С.Н., Сиднева Л.В. Питание и контроль массы тела при занятиях аэробикой. М.: Тровант, 1999. 94 с.
Иванова О.А, Подцубная Ж.В. Все о стретчинге. М.: Национальная школа аэробики, 1991. 31с.
Иванова О.А. Танцевальные упражнения в американской аэробике: Учеб. пособие. М., 1990. 34 с.
Иванова О.А., Поддубная Ж.В. Сто упражнений стретчинга для различных групп мышц. М.: Национальная школа аэробики, Минск 1992. 133 с.
Кристофер Освальд, Стенли Баско. Стретчинг для всех. М.: Анви-юниор, 2001. 192 с.
Крючек Е.С, Кудашова Л.Г., Малышева О.М. и др. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: Учеб. пособие. СПб., 1994. 59 с.
Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Олимпия-Пресс, 2001. 64 с.
Купер К Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физ культура и спорт, 1987. 191 с.
Лин И., Ивлев М.П., Григоренко А.В., Мякинченко А.В., Шестаков М.П. Международная система подготовки специалистов по аэробике // Теория и практика физической культуры. 1995. №12. с 54-57.
Лисицкая Т.С Аэробика на все вкусы. М.: Просвещение: Аран, 1994. 92 с.
Миссет Д. Джазэсайз. М.: Национальная школа аэробики, 1992. 41 с.
Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. и др. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике // Теория и практика физической культуры. 1997.№ 5. с. 39—42.
Нестерова Т.В., Овчинникова Н.А. Теория и методика преподавания аэробики: Метод, материалы. Киев, 2002. 33 с.
Нестерова Т.В., Овчинникова Н.А. Техника базовых элементов, терминология и язык профессионального общения в аэробике: Учеб.-метод. пособие. Киев, 1998. 33 с.
Сиднева Л.В. Степ-аэробика. Троицк, 1997. 12 с.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике. М.: Тровант; Троицк, 1997. 48 с.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по персональному тренингу / Федерация аэробики России. М., 1996. 64 с.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Фитнесс для детей и подростков. М.: Тровант; Троицк, 1997. 60 с.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П., Половинке О.Н. Базовая аэробика. Второй уровень / Федерация аэробики России. М., 1998. 127 с.
Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Учеб. пособие. М., 2000. 74 с.
Слайд-рибок: базовый курс / Reebok International LTD. Reebok University press, 1999. 44 с
Слайд-рибок: программа тренировки на выносливость / Reebok International LTD. Reebok University press, 1998. 27 с
Смирнов Н., Ципляускас А. Музыка и скорость // Легкая аэробика. 1999. № 8. 97.с.
Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1999. 80 с.
Степ-рибок комбинации и вариации / Reebok International LTD. Reebok Univeisity press, 1994. 41 с
Столбова Т.Т., Иванова О.А. Построение танцевальных комбинаций в аэробике (по материалам видеозаписи учебной программы калифорнийского клуба «Кирпичные тела» (США)). М., 1989. 30 с.
Толковый словарь спортивных терминов /Сост. Ф.П. Суслов, СМ. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. 352 с.
Томсон Д. Как победить лишний вес. М.; СПб., 1997. 192 с.
Учебное пособие по аэробике на мячах (А-бол-аэроби- ка) / Федерация аэробики России. Троицк, 1996. 31с.
Френсис Л. Методика преподавания оздоровительной аэробики. М.: Национальная школа аэробики, 1992. 46 с.
Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя АЭРОБИКИ М., 2004. 179 с.
Чичикин В.Т. Профессиональная готовность педагога к преподаванию оздоровительных аэробных систем. Нижний Новгород, 2001. 101
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩЕМУСЯ, ПОЛУЧИВШЕМУ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Отличительной особенностью занятий ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ аэробикой является изучение базовой техники, на основе которой строится вся система учебно-воспитательного процесса:
Выпускник должен знать:
знать терминологию применяемою на тренировке;
Основы истории развития фитнеса и спортивной аэробике в своём городе, области, крае, страны и за рубежом, становление аэробики в родном крае;
Формы организации и планирования учебно-тренировочного процесса;
Закономерности индивидуального развития человека, санитарно-гигиенические нормы;
Основы здорового образа жизни, формы сохранения и укрепления здоровья;
Врачебно-педагогический контроль;
Формы организации и проведения соревнований;
Формы и средства организации самостоятельных занятий;
Выпускник должен уметь:
Владеть техникой избранного вида спорта;
Самостоятельно проводить занятия утреннюю зарядку и некоторые формы физических упражнений;
Наблюдать, фиксировать педагогические ситуации;
Владеть навыками судейства соревнований;
Выполнять правила техники безопасности на занятиях по спортивной аэробике;