Просмотр содержимого документа
«Программа по адаптации детей к условиям ДОУ»
Организация адаптационного периода детей 2-3 лет к условиям ДОО.
Основной ценностью ФГОС ДО, стало его ориентация на психолого педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша; физического, нервно-психического, и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность-здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает в создании стенах детского сада для вновь прибывших детей особую атмосферу, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша. И педагоги понимают на сколько ответственен в момент адаптации ребенка к условиям детского сада и на сколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. Положение ФГОС ДОакцент делают на создание наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Таким образом, привыкания ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитании детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарного воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов работы с детьми составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи в сопровождении ребенка в дошкольном учреждении. Несомненная значимость данной проблемы послужило основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Составили мы эту программу совместно со психологам нашего ДОУ Княжевской Ириной Валентиной.
Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ функциональному предназначению является специальной организации адаптационного периода детей раннего возраста в форме организации-групповой; по времени реализации-на период адаптации. Программа разработана по методическим рекомендациям таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М. А., Смирнова Е. О., Доронова Т. Н., и другие.
Новизна программы состоит в том, что расширено взаимодействие ДОУ. Родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребенка в ДОУ, а также получать информацию, квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей раннего возраста к условиям ДОУ, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей.
Цель нашей программы.
Создание благоприятного воспитательного пространства семья и ДОУ в организации адаптации детей раннего возраста.
Задачи программы.
Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Внедрить аффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
Привлечь внимание сотрудника ДОУ к проблеме организации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленная на благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которая создает основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
За основу процесса адаптации детей к условиям ДОУ взята модель адаптационного периода детей 2-3 годов жизни А. В. Белкиной. Для оптимизации процесса успешной адаптации в группах используется модель организации адаптационного периода через режимные процессы разработанная А. В. Белкиной. Разработан режим дня.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, мы воспитатели группы используем разнообразные методы и приемы работы с детьми. Составили перспективное планирование на адаптационный период для детей 2-3 лет. Перспективное планирование составили на один месяц. Каждая неделя называлась по разному, по мере привыкания детей.
« Мы знакомимся»
« Мы привыкаем»
«Мы освоимся»
« Детский сад наш дом родной»
На каждой недели включены такие методы и приемы; утренний прием, игры с воспитателем, ознакомление с окружающим-ориентация в пространстве, общение, подвижные игры, хороводы, пальчиковые игры, фольклор, художественная литература, индивидуальные работы с детьми, освоение социальных норм и правил, прогулки.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы, как элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры, песок и вода так-же являются релаксацией, элементы сказка терапия, музыкальные занятия и развитие движения, игровые взаимодействия с ребенком. Игры выбираются с учетом возможности детей места проведения. Все это отражается в плане-программы. Программы занятий составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих ДОУ способствуют успешной адаптации и более комфортному дальнейшему в пребыванию ребенка с детском саду.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо; знакомство, сближение детей между собой, знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений, знакомство с группой (это игровая, спальня, приемная и др.).
Знакомство с детским садом (музыкальный зал, медицинский кабинет, кухня, и. т. д).
Знакомство с персоналом детского сада.
Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам (формирование социальной осведомлённости) все это отражается в перспективном плане.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Воспитание КГН- это задача является приоритетной в программе модернизации Российского образования и выделены в образовательную область как физическое развитие.
Дети находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровье сберегающих технологий и по мере привыкания активно учувствуют во всех режимных моментах. Были поставлены задачи по формированию КГН создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе .
Использование малых фольклорных форм в период адаптации детей играет огромную роль от того как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым, сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду. Совместно с психологом нашего ДОУ мы разработали программу адаптации на месяц, куда были включены малые фольклорные жанры. Их я использую постоянно. Для пополнения этих задач подобрала серию потешек, постушек, попевок, прибоуток. При подборе обращала внимание, чтобы она были просты, коротки, с четким ритмом, побуждала к действию движений. Большое значение имеет индивидуальный подход к ребенку. Практика показала, что каждому малышу хочется услышать, то что придумано именно для него, что сближает воспитателя и малыша в период адаптации. При чтении той или иной потешки использую имя ребенка. Широко использую при адаптации различные наглядные материалы ( картинки, альбомы, фотографии, мультфильмы, прослушивание грамзаписи).
Ежегодно принимая в группу вновь пришедших малышей для меня важно как можно больше знать об условиях, в которых растет и развивается ребенок. В этом плане удачной находкой оказался детский портфолио, использование которого в первые дни пребывания ребенка вдеском саду способствует его безболезненному привыканию группе.
Детский портфолио представляет собой портфель сведения о ребенке; имя, фамилия, дата рождения, членов его семьи, любопытные сюжеты из жизни малыша, рассказы о родителях их увлечениях, что любит есть, что нет, любимая игрушка, любимые сказки и .т. д.
Презентационная с этом портфолио на ГМО города, где представляла свой опыт работы, в рамках работы над нравственно-патриотическом воспитании оформила альбом « Мои любимые, милые, родные», содержанием альбома являлись фотографии мам, пап, бабушек и дедушек, где играют с внуками, как заботятся, так-же был представлен на ГМО. При рассматривании этих альбомов дети меньше плакали, я им задавала вопросы: как тебя зовут, маму, папу, что ты любишь, и. т. д., которые в свою очередь развивали речь и память малыша. Большую работу проводили сами родители. Родители всегда готовы помочь в нашей работе.
При создании ПРС для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо создать ППС. В связи с этим я обратила внимание на главу 3 параграф 3 ФГОС ДОУ, где перечислены конкретные требования к РППС. Она должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, выразительной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды в моей группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Одним из важных при создании РППС является соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей, учитывая особенности зон развития. Каждая зона пополняется развивающими игрушками в соответствии программными задачами речевого развития, возрастными и индивидуальными особенностями, создаю пособия и необходимые атрибуты для игр (дидактических, музыкальных и. т. д.). Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх. В группе создан уголок уединения, где на стене располагаются коврики для развития мелкой моторики, подушки, мягкие игрушки, где он может спокойно уединится и играть.
Работа с родителями.
Период адаптации тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. По этому важна совместная работа воспитателя с родителями.
С этой целью в программе представлен перспективный план по работе с родителями на адаптационный период.
Задачи, методы и приемы с родителями.
Анкеты для родителей, а так-же на период адаптации разработана карта наблюдения за ребенком.
Диагностика.
Диагностика проходит по трем направлениям.
Характеристика родителям состояние своих детей (анкета).
-Оценка воспитателя состояние детей в период адаптации к условиям детского сада, основывается первоначально на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях (эмоциональная, игровая деятельность).
-Заполнение индивидуального листа адаптации
За период 2015-2016 100%
За период 2016-1017 100%
За период 1017-1018 100%
По окончании периода в ДУ собирается медико-психолого педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входит методист, педагог-психолог, старшая медсестра воспитатели младшей группы. На нем обсуждаются результаты работы в период адаптации, анализируются итоги, намечается работа по организации адаптации.