Программа инновационной деятельности педагогов по внедрению опытно - экспериментальной деятельности детей в образовательный процесс.
Программа инновационной деятельности педагогов по внедрению опытно - экспериментальной деятельности детей в образовательный процесс.
Создание инновационной среды для внедрения в образовательный процесс метода экспериментирования как одного из условий повышения компетентности педагога и познавательной активности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа инновационной деятельности педагогов по внедрению опытно - экспериментальной деятельности детей в образовательный процесс.»
Программа инновационной деятельности педагогов по внедрению опытно - экспериментальной деятельности детей в образовательный процесс.
Из опыта работыДьяченко Татьяны Ивановны
методиста ГККП «Детский сад №5 «Еркетай»
при отделе образования города Степногорск
Пояснительная записка
В настоящее время в образовательной практике большое внимание уделяется новой модели развития детей, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка.
Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им. Перед педагогами поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В детском саду малыши не только играют и весело проводят время, но еще и всему учатся. Для этого существует огромное количество различных способов. Сегодня важной составляющей развития ребенка является экспериментальная деятельность в детском саду.
Исследовательская деятельность является инновационной, включающей в себя совокупность исследовательских, проблемных, творческих методов, которые наиболее полно соответствуют природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы.
В ответ на эти требования педагоги д/с не только стали осваивать рекомендованные программы, но и разрабатывать авторские программы, проекты, создавать методические разработки.
Цель программы:
Создание инновационной среды для внедрения в образовательный процесс метода экспериментирования как одного из условий повышения компетентности педагога и познавательной активности детей.
Основные задачи программы:
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДО.
Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.
Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов.
Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков.
Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике.
Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.
Построение программы основано на принципах:
Гуманизм (создание в ДО эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).
Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).
Научность, аналитическая деятельность.
Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДО).
Перспективность (направленность на конечный результат).
Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).
Реальность поставленных целей.
Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
Принцип главного звена (выбор основных
целей на определенных периодах времени и этапах инновации)
Инновации в работе с педагогическими кадрами:
создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов;
разработка программы формирования кадрового потенциала;
разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска;
индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические проекты, использование ИТК-технологий и т.д.);
самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей и т.д.);
обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
использование педагогами инновационных авторских технологий;
дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДО.
Инновации в содержании образования:
-адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
- разработка и реализация собственных рабочих программ и педагогических технологий;
Типы нововведений:
По влиянию на воспитательно-образовательный процесс:
-в содержании образования;
– в формах и методах воспитательно - образовательного процесса;
Формы нововведений:
– относительная новизна
-«изобретательские мелочи»
Ожидаемый результат: системная организация опытно - исследовательской деятельности в условиях дошкольной организации будет способствовать повышению уровня форсированности познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
В работе с детьми:
использование элементарных опытов и экспериментов в игровой форме, которые максимально безопасны. Дети учатся видеть неизведанное, новое, задавать вопросы, наблюдать, исследовать, и делать простейшие умозаключения
С педагогами:
повышение уровня компетенции педагогов;
расширение методической базы;
вовлечение молодых специалистов в инновационную деятельность;
С родителями:
активное привлечение к проектной деятельности в качестве партнеров;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Итоги реализации государственной программы образования РК за 2011-2016 гг.
2. Программа развития дошкольной организации на 2016-2021гг.
Материалы творческих отчетов по результатам внедрения инновационной деятельности в воспитательно – образовательный процесс.
Справки по итогам тематических проверок
Итоговый отчет о ходе и результатах выполнения вариативной части программы по образовательной области «Познание» в средних группах.
Программы семинаров и практикумов, тренингов для педагогов.
Материалы периодических печатных изданий в СМИ.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Создание информационно-правовой и научно-методической базы.
Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов:
- место для приборов: лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разных объѐмов и форм;
- место для хранения природного материала: раковины, камешки, глина, песок, спил и листья деревьев, семена и т.д.;
- место для хранения "бросового" материала: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- место для проведения опытов (уголок с наличием песка, воды, пенопласта и др.);
Материальное стимулирование участников инновационной деятельности;
Издательская деятельность (выпуск методических рекомендаций, брошюр, буклетов, бюллетеней).
Используемые педагогические технологии педагогами:
Технология интегрированного обучения;
Здоровьесберегающие технологии;
ИКТ в обучении;
Триз – технология;
Технология детского экспериментирования;
Ее можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Проектная деятельность
Этапы реализации Программы инновационной деятельности
Сроки реализации
Этапы реализации инновационной деятельности
Подготовительный этап
май-август
2018 год
Диагностическая функция. Выявление конкретных затруднений в деятельности педагогов, потребностей педагогического коллектива, родителей в организации педагогических условий для решения насущных проблем, связанных с овладением всех субъектов педагогического процесса необходимыми универсальными действиями в соответствии с возможностями.
Прогностическая функция. Обсуждение идеи инновационной работы, методических рекомендаций «Проектно - исследовательская деятельность детей в условиях реализации ГОС ДВО» Астана 2017г. и индивидуальных программ педагогов. Определение параметров для отслеживания результативности.
Организационная функция. Обеспечение условий для реализации программы: определение участников инновационной работы, распределение функциональных обязанностей, консультирование по разработке индивидуальных программ педагогов по опытно – экспериментальной деятельности детей.
Подбор диагностического инструментария.
Утверждение на педагогическом совете авторской и рабочих программ воспитателей средних групп по опытно –экспериментальной деятельности детей.
Постановка и осмысление проблем образовательного процесса.
Поиск путей их решения.
Организационный этап:
сентябрь-октябрь
2018 год
Подготовка воспитателей к инновационной деятельности (педсовет, мастер-классы, семинары, самообразование, психологическое тестирование, консультирование);
Пересмотр и усовершенствование дидактических материалов, предметно –пространственной среды в группах;
Усовершенствование службы психолого – педагогического и социального сопровождения образовательного процесса;
Интеграция образовательных областей.
Организация инновационной работы и отслеживание в соответствии с программой.
Практический этап:
2018 -2019 гг.
Апробация опытно – экспериментальной деятельности, интегрированного подхода в обучении.
Организация психологического сопровождения учебного процесса.
Разработка положений к профессиональным конкурсам
Разработка издательской продукции (грамоты, дипломы, буклеты)
Разработка и реализация проектов (по годовому плану).
Аналитический этап:
2019 год
Функция социализации полученного результата. Оформление пакета программно-методических материалов по результатам инновационной деятельности,
Анализ полученных результатов (уровень развития компетентностей педагогов и детей) Соотнесение их с целями инновационной деятельности.
Обобщение хода и результатов инновационной деятельности.
Мониторинг инновационной деятельности педагогов.
Заключительный этап:
2019 год
Подведение итогов.
План мероприятий по реализации
Программы инновационной опытно - экспериментальной деятельности
Мероприятие
Планируемый результат
Сроки
Организация работы педколлектива по вопросам перехода работы в режиме развития
Анализ использования инновационной деятельности воспитателями
Разработка программы опытно – экспериментальной деятельности, плана мероприятий по реализации программы .
Сентябрь, 2018 г
Проведение консультаций по вопросам опытно – экспериментальной деятельности Создание условий педработ-никам для внедрения опытно – экспериментальной деятельности с детьми
Поиск и изучение эффективных технологий и образовательных методик в области воспитания и обучения воспитанников.
постоянно
Взаимосвязь с отделом образ-ования, с социальными партнерами, научно-методическими центрами, интернет ресурсами
Участие в конкурсах всех уровней «Инновационные технологии в воспитании и обучении»
постоянно
Обновление и пополнение информации на официальном сайте
Информирование общественности
постоянно
Создание материально-технической базы
Создание инновационной развивающейся предметно-пространственной среды
постоянно
Поэтапная подготовка педагогических кадров к переходу работы в режиме инновации
Перспективный план повышения квалификации работников
Обобщение результатов по опытно – экспериментальной деятельности и систематизация
накопленного опыта
Протокол по обобщению опыта О.О. и МС ДО №5
Ноябрь
текущего года
Заключение
Применение опытно – экспериментальной деятельности детей в ходе реализации обновленного содержания дошкольного образования способствует полноценному развитию каждого ребенка.
Как показывает опыт многих современных педагогов, технология детского экспериментирования представляет собой важную сферу познавательной
деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Предлагаемый опыт по опытно – экспериментальной деятельности – результат активного поиска творческих подходов в воспитании, нестандартных и оригинальных методов обучения педагогов, родителей и детей.