Ст. воспитатель Синогина И. И. _____________ Заведующий МАДОУ Кузнецова О.В. _________
ПРОЕКТ
по ПДД для старшей группы
«Дети и дорога»
Составил:
Кухта С. И.
Томск - 2018
Проект «Дети и дорога»
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города стремительно увеличиваются. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов – детей.
Актуальность темы.Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определенный опыт профилактики ДДТП. Однако, проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решают задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На мой взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных интересов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, мышление, речь), эмоционально – волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращающие их в устойчивые привычки и стереотипы, являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитывающим процессом, требующим активного взаимодействия воспитателей, родителей и детей.
Реализация проекта «Дети и дорога»
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
Развивающие: Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Ожидаемые результаты
Ребенок усвоит первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице;
Сформируются качественно новые двигательные навыки бдительного восприятия окружающей обстановки;
Ребенок будет уметь предвидеть возможную опасность в конкретной меняющейся ситуации и построить адекватное безопасное поведение;
Ребенок будет совершенствовать знания о родном городе.
Содержательная составляющая проекта «Дети и дорога»
строится на:
Основе интеграции таких образовательных областей, как:
Безопасность;
Чтение художественной литературы;
Социализация;
Коммуникация;
Музыка;
Труд;
Физическая культура
Художественное творчество.
Основе интеграции разных видов деятельности:
Виды деятельности
Основные формы работы с детьми
Игровая
игровые ситуации с использованием литературных произведений, игры с речевым сопровождением, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры и др.
Продуктивная
Рисование, конструирование, аппликация, творческие задания, изготовление пособий для оформления стенгазеты по ПДД
Чтение художественной литературы
Чтение рассказов, стихотворений, разгадывание загадок, рассказ с дальнейшим обсуждением, пересказывание главных событий
рассматривание иллюстраций по ПДД, дорожных знаков, наблюдение за работой светофора, регулировщика
Двигательная
подвижные игры, логоритмика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика
Музыкально - художественная
использование элементов театрализации в сюжетно – ролевых играх, разучивание песен о ПДД, прослушивание песен по ПДД
Основные формы работы с родителями
знакомство с содержанием проекта через беседы, консультации, папки – передвижки;
привлечение родителей к изготовлению игрового оборудования в уголке ПДД, организация выставки рисунков «Я – светофор!», организация фото – выставки;
создание памятки для родителей по обучению детей ПДД;
изготовление буклетов по ПДД;
проведение родительского собрания на тему: «Дети и дорога»;
оформление творческого отчёта о проделанной работе;
проведение развлечения детей и родителей «Дети – родителям о ПДД»;
рассылка СМС – памяток по ПДД.
Этапы реализации проекта «Красный, желтый, зеленый»
1 этап - подготовительный этап (срок - август 2018г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Формы организации работы 1 этапа: 1. Подбор материала по Правилам дорожного движения. 2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях. 3. Просмотр видеоматериала. 4. Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Дядя Степа – милиционер», Н. Носов «Автомобиль», А. Усачев «Азбука хорошего поведения», Н. Терентьева «ПДД для детей», Н. А. Извекова «ПДД. Как Буратино ходить учился», А. Чувилин «Зачем слоненок светофор повесил?», Д. Мондельшан «ПДД для детей дошкольного и младшего школьного возраста», С. Волков «Про правила дорожного движения» и т.д.
5. Изготовление дидактических игр по ПДД. 6. Использование игр: Дидактических: Лото «Играй, да смекай!», «Собери знак», «Транспорт», «Подумай – отгадай», «Собери машину» и т.д. Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т.д. 7. Изготовление макетов домов, светофора, проезжей части дороги.
8. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Анкетирование родителей.
2 этап - основной этап работы (Срок – сентябрь 2018- май 2019г.). Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Формы организации работы 2 этапа: 1. Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, коррекционная работа, организация двигательного режима)
- Рассматривание картины «Улицы нашего города»;
- Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Транспорт», «Лото. Играй, да смекай!», «Виды транспорта», «Собери знак», «Собери машину» и т.д.;
- Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Таксист», «Ловкий пешеход», «Автомобилисты и пешеходы» и т.д.;
- Беседы: «Правила поведения на дороге», «Пора не пора – не ходи со двора!», «О полосатой зебре и дорожном знаке «Пешеходный переход»», «Сравнение грузовой и легковой машины»;
- Наблюдения: «За легковым автомобилем», «За пожарной машиной», «Наблюдение за специальным транспортом»;
- Творческая деятельность. Рисование: «Мчат пожарные машины», «Улицы нашего города», «Машины на нашей улице». Конструирование: «Улицы нашего города». Аппликация: «Дорожные знаки»;
- Выставка в книжном уголке;
- Просмотр мультимедийных презентаций: «Детям о ПДД», «Мой друг – светофор!», «Дорожные знаки»;
- Просмотр обучающих мультфильмов по ПДД: «Смешарики. Азбука безопасности». «Светофор», «Пешеходный переход». 2. Работа с родителями (оформление папок – передвижек, привлечение родителей к организации досугов, привлечение к изготовлению игрового оборудования в уголке ПДД, организация выставки рисунков «Я – светофор!», организация фото - выставки).
- Памятка для родителей «Причины детского дорожно транспортного травматизма»;
- Консультации: «Детям о ПДД», «Правила поведения в общественном транспорте», «Дети на дорогах», «Ты - велосипедист»;
- Изготовление буклетов по ПДД;
- Родительское собрание на тему: «Дети и дорога». 3 этап – заключительный (обобщающий, срок – май 2019г.). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Формы организации работы 3 этапа: - Совместное развлечение детей и родителей «Дети – родителям о ПДД»; - Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы по проекту «Дети и дорога»»);
- оформление наглядной информации для родителей.
Прогноз возможных негативных последствий:
- Отказ родителей сотрудничать по данному направлению (некоторые родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме (об этом свидетельствует анкетирование родителей)). В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Для этого разработан цикл консультаций для родителей по ПДД, брошюры, анкеты, запланировано родительское собрание на тему «Дети и дорога!».
Литература:
Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД./ Сост. Т.И. Данилова. – СПб, «Детство - Пресс», 2009;
Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Авт. Н. В. Коломеец. - Волгоград: Учитель 2014;
Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии./ Авт.сост. Г. Д.Беляевскова, Е. А. Мартынова, О. Н.Сирченко, Э. Г. Шамаева. Волгоград: Учитель 2013;
Дорожная азбука. И.А. Лыкова, В. А. Шипунова. – Москва. Издательский дом «Цветной мир» 2015;
Занятия по ПДД/ Сост. Н. А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. – М.: ТЦ Сфера, 2013;
Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. Е. Я. Хабиббулина. – СПб, «Детство - Пресс», 2016;
Ребенок в детском саду. 2-2017.
Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. Авт. Т. А. Шорыгина: ТЦ Сфера, 2010;
Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения.Сост. Вдовиченко Л. А. – СПб, «Детство - Пресс», 2008;
Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.- сост. М. С. Коган – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. .изд-во, 2007