Просмотр содержимого документа
«Проект "Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников"»
Чуприна Е. А.
МБДОУ г. Иркутска, детский сад №41
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Безопасность детям
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать!
Паспорт проекта:
Продолжительность проекта: с 1июля 2021г. по 27 августа 2021г.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно – ориентированный
Участники проекта: педагоги, работники детского сада, воспитанники и их родители.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста.
Проблема: Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.
Актуальность проекта:
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н. Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К. Шойгу, Н.Н. Авдеева. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности — это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
постепенная подача материала от простого к сложному
частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Пояснительная записка
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, социумом. Это позволяет объединить усилия всех субъектов образовательного процесса в решении данной проблемы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначенные критерии оценки могут быть использованы при определении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию, а также для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.
Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
организованные формы обучения – непосредственно-образовательная деятельность:
совместную деятельность взрослого и ребенка,
самостоятельную деятельность ребенка,
воспитание навыков поведения,
культурно — досуговую деятельность,
игру.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
В соответствии с целью сформированы задачи:
Задачи проекта:
изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
создать систему воспитательной — образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;
создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Задачи в работе с педагогами:
создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей ста
систематизировать и обобщить работу методической службы МДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;
создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).
Задачи в работе с детьми:
формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями:
знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
Критерии эффективности проекта:
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Дети:
осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
знание правил безопасного поведения на улицах города.
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
Мир вокруг
Пожарная безопасность
Безопасная дорога
Блок «Мир вокруг»:
Дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
Если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными
Острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.
Блок «Пожарная безопасность»:
Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
Блок «Безопасная дорога»:
Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
Рабочий план реализации проекта:
- Организационная работа
- Помощь воспитателям в составлении планов работы по ОБЖ
(ст. воспитатель)
- Оформление уголков безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности в группах для родителей и детей (воспитатели)
- Памятки и буклеты для родителей в течение года (воспитатели)
- Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих» (ст. воспитатель)
Контроль организации работы с детьми по теме «Безопасность»:
ПДД
противопожарная безопасность
личная безопасность
безопасность на природе (Заведующий, ст. воспитатель)
Подбор и систематизация игр по всем группам по теме «Безопасность» (ПДД, противопожарная безопасность, личная безопасность, безопасность на природе) в течение года ст. воспитатель, воспитатели
Работа с детьми:
-Участие в конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность» (ст. воспитатель, воспитатели)
-Участие в конкурсе детского рисунка «Помни правила движения, как таблицу умножения!», посвящённого профилактике нарушений правил дорожного движения, в рамках Всероссийской акции «Внимание, дети!» (ст. воспитатель, воспитатели)
Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность»:
ПДД
противопожарная безопасность
личная безопасность
безопасность на природе в течение года (ст. воспитатель
воспитатели)
-Участие в конкурсе детских творческих работ «Осторожно, огонь!» (ст. воспитатель, воспитатели)
-Участие в конкурсе детских агитационных бригад на тему безопасности дорожного движения (ст. воспитатель, воспитатели)
Целевые прогулки:
Младшая и средняя группы;
Старшая и подготовительная группы(воспитатели)
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) (воспитатели)
Тематические вечера или досуги (Муз. рук, инстр-р по физ-ре, воспитатели)
Занятия в группах:
ОБЖ
ознакомление с окружающим
развитие речи
изобразительная деятельность
конструирование по сетке занятий (воспитатели)
-Чтение художественной литературы (воспитатели)
-Чтение и заучивание стихотворений по тематике (воспитатели)
-Загадывание детям загадок на тему «Безопасность» (воспитатели)
-Просмотр видеофильмов, м/ф (воспитатели)
-Проведение учений по противопожарной безопасности
(с приглашением представителя ГИБДД и просмотром видеофильма; Заведующий, ст. воспитатель)
-Участие в семейном конкурсе поделок «Безопасные дороги-детям» (ст. воспитатель, воспитатели)
-Участие в спортивном конкурсе «Пристегни, а то потеряешь!» (ст. воспитатель, воспитатели, инстр. по физ. культуре)
-Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий по теме: «Безопасность» в МДОУ (Заведующий)
Межведомственные связи:
-Участие представителя ГИБДД в проведении общего родительского собрания (Заведующий)
-Участие инспектора ГИБДД, ПЧ-11 в проведение мероприятий (Заведующий)
-Привлечение школьников – выпускников детского сада к изготовлению атрибутов для игр и проведению занятий по тематике (ст. воспитатель)
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
Познавательные занятия
Беседы
Рассказ
Рассказ – объяснение
Работа с наглядным материалом
Дискуссии
Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
Игровые ситуации — загадки
Моделирование ситуаций
Просмотр тематических фильмов
Просмотр мультфильмов
Конкурсы
Викторины
Кроссворды
Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
Развлечения
Праздники
Экскурсии и т.д.
Средства обучения.
Плакаты;
Иллюстрации;
Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
Разрезные картинки;
Мозаики;
Настольно-печатные игры;
Дидактические игры;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
Компьютерные презентации;
Карточки для индивидуальной работы;
Видеоуроки по ОБЖ;
Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
Альбомы по ОБЖ;
Дорожные знаки;
Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
Аптечка;
Карточки с телефонами служб спасения;
Телефон;
Картотека подвижных игр по ОБЖ;
Подборка художественной литературы по теме;
Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
Папки-передвижки;
Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Цель: выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
Мониторинг с детьми проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года (критерии указаны высокого уровня развития).
Мониторинг проводится по следующим показателям:
Знание о безопасной деятельности в природе.
Знание правил безопасного поведения.
Умение принимать решение.
Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания:
Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Показатели Критерии:
5-6 лет 6-7 лет
Знание о безопасной деятельности в природе Ребёнок имеет представление о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые. Ребёнок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды, растения.
Знание правил безопасного поведения Ребёнок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Ребёнок знает назначение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дородных знаках. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Место стоянки», «Круговое движение», «Автозаправочная станция», «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», умеет ориентироваться в дородных знаках.
Умение принимать решение. У ребёнка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребёнок выбирает правильное решение. Ребёнок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
Коммуникативность Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм. Вступает во взаимодействие с взрослыми. У ребёнка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым.
Обследование детей по данной теме проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной.
Заключение
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.