kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательное развитие в старшей группе на тему: " Маленькие исследователи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в старшей группе на тему:" Маленькие исследователи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие в старшей группе на тему: " Маленькие исследователи".»

Конспект НОД «Мы маленькие исследователи воздуха»


Конспект НОД в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»


Вид деятельности: познавательно-исследовательская


Форма деятельности: экспериментирование


Задачи:


Образовательная:


- уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;


- создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты).


Развивающая:


- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.


- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.


Воспитательная:


- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.


Словарная работа:Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный.


Предварительная работа:


Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.


Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; таз с водой; резиновые игрушки и резина по количеству детей; музыкальные инструменты, крышки от фломастеров, баночки с апельсином и чесноком по количеству детей.


Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)


Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.


(ИГРА на общение) коммуникация


Станем рядышком, по кругу,


Скажем «Здравствуйте!» друг другу.


Нам здороваться не лень:


Всем «Привет!» и «Добрый день!»;


Если каждый улыбнётся —


Утро доброе начнётся.


— ДОБРОЕ УТРО!


Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне принесли посылку. И в этой посылке я обнаружила вот эту шкатулку. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)


Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.


Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете,если отгадаете загадку:


Через нос проходит в грудь,


И обратный держит путь.


Он невидимый, но все же


Без него мы жить не сможем.


Он нам нужен, чтоб дышать,


Чтобы шарик надувать.


С нами рядом каждый час,


Но невидим он для нас!


Дети: Воздух!


Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Где работают ученые? (Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется?


Дети: Лаборатория.


Воспитатель:(Давайте все вместе скажем лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?


Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.


Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).


Чтоб природе другом стать,


Тайны все её узнать,


Все загадки разгадать


Научиться наблюдать,


Будем вместе развивать


Качество — внимательность,


А поможет всё узнать


Наша наблюдательность.


Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории.


Мы опыты начинаем


Интересно здесь бывает


Постарайтесь все понять


Много нужно здесь узнать


Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)


- А раз мы его не видим давайте проведем 1–й опыт и посмотрим действительно есть ли воздух вокруг нас. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)


Воспитатель: Эксперимент № 1 «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»


Воспитатель: Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.


Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)


Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ребята,скажите:


- Что внутри пакета? (воздух)


-Какого цвета воздух? (безцветный)


Воспитатель: Действительно воздух бесцветный, то есть у воздуха нет цвета. Подругому можно сказать прозрачный (закрепляем слово).


- На что похож мешок? (на подушку, шар)


- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).


Воспитатель:Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.)


Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)


Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.


Эксперимент №2: ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.


Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. (Работа в парах, одна емкость воды на двоих). Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде.


Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!


Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.


Воспитатель: Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)


Давайте проверим?


Эксперимент № 3 «ВИДИМ ВОЗДУХ, ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»


Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.


Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?


Дети: Выходят пузырьки.


Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).


Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.


Воспитатель: Какой вывод мы сделаем.Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.


А почему пузырьки поднимаются на поверхность? (Ответы)


Воспитатель: Потому что воздух легче воды.


Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.


Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»


Ветер дует нам в лицо,


(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)


Закачалось деревцо,


(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево) .


Ветерок всё тише, тише,


(замедлять раскачивание)


Деревцо всё ниже, ниже


(приседать, постепенно опуская руки)


Воспитатель: молодцы отдохнули немного, а теперь продолжим дальше наше исследование.


Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)


Эксперимент № 4 «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»


Воспитатель: Если в крышечку от фломастера или сдуть шарик можно услышать воздух.


Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.


Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)


С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли шарик и музыкальные инструменты).


Воспитатель: А ещё у меня на столе есть шарик. Давайте надуем шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.


С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли шарик, крышки от фломастера и музыкальные инструменты).


Вывод: воздух можно услышать разными способами. А как в природе мы слышим воздух? (Ответы) когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой шелест листвы) Звуки (запись)


В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)


Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»


Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.


Воспитатель: Каждому из вас предлагаю взять баночку с цифрой «1», и ощутить аромат. Чем же пахнет? (апельсином).


Воспитатель: Теперь возьмите баночку с цифрой «2». (чесноком).


Воспитатель: Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).


Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.


Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.


Вывод: Воздух не имеет запаха.


Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!


-воздух окружает нас со всех сторон.


-воздух можно услышать.


-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.


-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.


-человек может жить без воздуха.


-ветер – это движение воздуха.


-воздух тяжелее воды.


Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)


Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что вам понравилась больше всего?


Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Предлагаю взять вам кружочки. Если у вас хорошее настроение, возьмите веселый кружочек, если вам грустно, то возьмите грустный.


Воспитатель: Давайте друг другу улыбнемся и подарим хорошее настроение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательное развитие в старшей группе на тему: " Маленькие исследователи".

Автор: Ирина Дмитриевна Ворникова

Дата: 19.01.2025

Номер свидетельства: 663810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(164) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obiektam-prirody-chieriez-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "192431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427458972"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Организация прогулки"
    ["seo_title"] => string(24) "orghanizatsiia-proghulki"
    ["file_id"] => string(6) "292502"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455287505"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства