День | Режимные моменты | Совместная деятельность взрослого и детей | Индивидуальная работа с детьми | |
Понедельник | Утро | Прием детей. Утренний фильтр. Заполнение документации | Индивидуальная работа: Речевое развитие Д/ игра «Назови слова со звуком [с'] и [с].» Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с]. Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета. Соц. - ком. развитие Ситуативные разговоры о правилах поведения в группе. Напомнить детям, как правильно раскладывать столовые приборы. Предложить детям разложить материалы к занятиям. Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Индивидуальная работа: Познавательное развитие (ФЦКМ) Конструирование: «Ледяной городок». Ц: Упражнять в анализе конструкций, развивать конструкторские навыки. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Игровое правило: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие? Например, зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д. Физическое развитие индивидуальная работа по ФВ Метание снежков вдаль и в цель. Цель: развитие координации движений. | |
I пол дня | Соц. - ком. развитие в «Уголке природы» выставлять соответствующую картинку. Вспомнить стихи о зиме. Речевое развитие И.Суриков Зима Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес – что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы – И зима настала. Цель: совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. Познавательное развитие (ФЦКМ) логоритмическая или пальчиковая гимнастика «Снежок» Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони Вместе, гладят одной ладонью другую И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок И… сломаем. Топают Самостоятельная деятельность: Познавательное развитие (ФЦКМ) конструирование. конструирование из бумаги «Весёлый снеговик» Цель: Изготовить с детьми снеговиков из цветной бумаги и картона. Задачи; Образовательные: Учить детей из прямоугольника, путем склеивания получать цилиндр, вырезать по шаблону части для снеговика, закрепить приемы работы с ножницами. Развивающие: Развивать умения самостоятельно украшать изделие, соблюдать пропорции, конструктивные способности детей. Воспитательные: Воспитывать любовь к зимней природе, интерес к новогодней тематике. Материалы: Картон белый и цветной, цветная бумага, ножницы, фломастеры. | |
НОД | ФЦКМ: Конспект НОД по ФЦКМ Тема: «Зимушка-зима» Цель: Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость. Задачи: Формировать знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.); понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий); Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате) Развивать исследовательский и познавательный интерес к экспериментированию со снегом, произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции Воспитывать бережное отношение к природе, способности замечать красоту зимней природы. Предварительная работа: Просмотр мультипликационных фильмов: «Времена года» из серии «Уроки тетушки Совы», «Снегурочка». Чтение стихов о зиме. Рассматривание иллюстраций о зиме. Цикл наблюдений за снегом на прогулке. Дидактические игры: «Когда это бывает?». «Времена года», «Нарядим Машу на зимнюю прогулку», «Нарядим Серёжу на зимнюю прогулку» Словарная работа: Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий, тает, лежит, летят, меховая, зимняя. Материалы и оборудование: Письмо в конверте, картинки «Снег идёт», «Зима в городе» Шкатулка с вырезанными бумажными снежинками Декорация: сугробы, елочки в снегу. Таз со снегом. Предметные картинки: «Одежда». Ход работы: Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Ты мой друг и я твой друг Вместе мы огромный круг - Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу письмо, на конверте не написано кто его нам отправил, давайте откроем и прочитаем, что же там написано. - Дорогие ребята, отгадайте загадку: «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) - Молодцы, конечно же, это зима. А у нас за окном, какое время года? -Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима? -Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима? - Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети. - Ребята, посмотрите, в письме лежит какая- то картинка и там что-то написано. -Ребята, я дарю вам в подарок картинки, чтобы вы рассказали о том, какая погода бывает зимой. (Рассматривание картинки «Снегопад») - Посмотрите, как красиво! Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. (И. Суриков). -Какой бывает снег? -Когда много снега падает с неба, это называется- снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это-Вьюга, метель. -Ребята, а как воет вьюга? - Из чего состоит снег? - А вот ещё картинка от зимы «Зимний город» - Где мы видим снег? -С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т. д.) - А знаете для чего снег на деревьях и под деревьями? -Чтобы деревья не замерзли. А зачем еще зимой нужен снег? - Чем хороша зима? (много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.) - А когда можно сказать, что плохо зимой? (зимой холодно, сильные морозы, метели, надо тепло одеваться, нельзя долго гулять). -Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? -А что нам нужно сделать, чтоб не замёрзнуть в лесу? Д/и «Подбери зимнюю одежду» -Ну, вот мы теперь готовы к зимней прогулке, вставайте друг за другом, идём дружно, чтобы никто не потерялся в лесу. (Логоритмическое упражнение «Зимняя прогулка») Вот сугробы на пути - поднимают руки вверх. Здесь ребятам не пройти! - качают головой. Чтобы сделать нам дорожку, - имитируют Покопаем мы немножко. - показ Ох, устали мы копать. - вытирают «пот» со лба, Дорожку надо протоптать - двигаются за воспитателем -топающим шагом. (Воспитатель с детьми подходят к сугробу) - Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку! (Дети подходят к елочке, воспитатель достаёт ведро со снегом. Дети трогают снег ладошкой) -Рассмотрим, какой снег? -А как вы думаете, снег состоит из чего? - А теперь возьмите немного снега в ладошки. -У моей Иринки Две красивые снежинки. Всем хотела показать, Глядь – снежинок не видать. - Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег? - Во что превратился? - Почему? -Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно тает. - Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки. -Ребята, посмотрите, а что это под ёлочкой лежит? - Да, это нам Зимушка-зима подарок оставила, давайте скорее откроем шкатулку и посмотрим, что в ней лежит. - Посмотрите, сколько много снежинок, да они не настоящие, а бумажные, такие не растают. - Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад возвращаться. Давайте в снежинки превратимся и мигом в группе очутимся. - Раз-два-три, повернись, И в снежинки превратись! ( Логоритмическое упражнение «Снежинки») -Дует, дует ветер, Дует, задувает, Белые снежинки В поле разметает. Снежинки, снежинки по ветру летят. Снежинки, снежинки на землю хотят. А ветер все дует сильней и сильней, Снежинки кружатся быстрей и быстрей. Вдруг ветер утих, стало тихо кругом. Раз-два-три, повернись, И в ребяток, превратись! - Ребята, ну вот наше путешествие закончилось, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались? Физкультура. (по плану физ. Инструктора). | |
Прогулка | Познавательное развитие (ФЦКМ) Снег. Сколько радости доставляет детям первый снег. Обратите внимание детей, как красиво зимой. Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима»: Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Предложите детям понаблюдать, как падает снег, кружась. Когда снег будет идти хлопьями, обратите внимание детей, что его легко сгребать. Рассмотрите хлопья снега через лупу и сделайте вывод, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. Скажите детям, что между снежинками воздух, поэтому снег пушистый и лёгкий. Рассмотрите отдельные снежинки. Спросите у детей, на что они похожи (на звёздочки, цветы, иголочки). Скажите, что чаще всего у снежинок бывает шесть лучей. Объясните детям, что когда мы в морозную погоду идём по снегу и слышим, как он скрипит, то это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами. «Что прячется за сугробом» Цели: Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме. Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет. «Когда это бывает». Цели: Учить детей называть времена года по их признакам. Развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года, загадки о временах года. Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт. - Снег на полях, Лед на реках Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой) - Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветами полна. Растет травка молодая, Все мертвое оживает, Когда это бывает? (Весной). - Солнце печет, липа цветет, Вишня поспевает, Когда это бывает? (Летом) - Голые поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью) Физическое развитие Игра: «Снежки». Цель: Развитие общей и мелкой моторики. Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)». Игра «Замороженные». Дети выбирают Деда Мороза со считалкой. Кто в шубе? Кто в шапке? У кого красный нос? Это ты — Дед Мороз! После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз! Бабу снежную принес! Баба, баба-снеговуха, разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик). Познавательное развитие (ФЦКМ) Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок. Беседа: «Кому зимой хорошо» - Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях. | |
Работа перед сном/подъём | Чтение Р. Н. Сказки «Зимовье зверей». Цель: Развивать умение различать жанр произведения, выявлять идею сказки и рассказывать, чему учит сказка. Бодрящая гимнастика № 8 | |
II пол дня | Речевое развитие Чтение русской народной сказки «Морозко». Развивать способность отвечать на вопросы по содержанию текста. Д/И: по обогащению словаря: зима примораживала, трещит, стужа, вьюжлива. Соц. - ком. развитие «Где снежинки?» Цель: закрепить знания детей о временах года и их признаках. Материалы и оборудование: Ход игры: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Самостоятельная деятельность: Познавательное развитие (ФЦКМ) развитие мелкой моторики рук Мороз Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Но вечер приближается (разведите руки в стороны), Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону). Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) —Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос) Руки стали замерзать (потрите ладони) Надо их отогревать (подышите на ладони). Вечер приближается (разведите руки в стороны) Темнота сгущается. Нам домой давно пора —До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание) | |
ОД | Лепка Тема занятия: «Зимушка – зима». Цель занятия: Формировать умение создавать зимний пейзаж из цветной бумаги и с помощью ватных дисков. Задачи: 1. Расширить представление детей о зиме, о признаках зимы; 2. Учить детей симметричному вырезыванию вдвое сложенной цветной бумаги и наклеиванию на основу готовых форм из бумаги. 3. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, фантазию, творческие способности; 4. Развивать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации речи детей; 5. Воспитывать любовь к зимнему времени года, к природе, к прекрасному. Оборудование и материалы: цветная бумага, сложенная пополам с нарисованными контурами деревьев, основа для аппликации белого цвета, ватные диски, разрезанные пополам, клей-карандаш (на каждого ребенка, образец аппликации, репродукции картины И. Шишкина «Зима», иллюстрации с изображением зимних природных явлений, магнитная доска. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей, знакомство с поэзией, пословицами, загадками о зиме, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», на прогулке лепка из снега разнообразных фигур, наблюдение и рассматривание местного пейзажа. Ход занятия: 1. Организационный момент. (Воспитатель вместе с детьми собираются на ковре в круг.) Воспитатель: Сегодня с утра довольно снежная погода, как думаете? Зима показывает какой она может быть разной. И потому я приготовила для вас несколько загадок: Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это – зимние… Дети: Метели! Воспитатель: Молодцы! Следующая загадка: Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. Дети: Мороз! Воспитатель: правильно! И последняя загадка: Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня. Дети: Зима! Воспитатель: Все правильно! Кто из вас любит это время года и за что? Дети: Можно строить снеговика, кататься на санках, на коньках, играть в снежки. 2 Основная часть Воспитатель: Зима – замечательное время года. С ним в природе связано много явлений. Отгадайте, о каких зимних явлениях природы я вам буду рассказывать. (При каждом отгадывании загадки воспитатель прикрепляет на доску иллюстрацию с изображением ответа.) Серебром все деревья уберет. (Иней.) Детки сели на карниз И растут все вниз и вниз. (Сосульки.) Прозрачен, как стекло, А не вставишь его в окно. (Лед.) Не снег и не лед, С неба – звездой, На ладошку – водой. (Снег.) Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали, а сейчас давайте отдохнем: Физкультминутка С неба падают снежинки Как на сказочной картинке, Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. Воспитатель: Отдохнули? Дети: Да! Воспитатель: Ребята, посмотрите, как увидел и изобразил зиму художник И. Шишкин (показ репродукции картины И. Шишкина «Зима»). Что изображено на картине? Дети: Зима, лес, кругом снег. Воспитатель: Что вы можете сказать про снег? Какой он? Дети: Белый, серебристый, холодный, пушистый. Воспитатель: Назовите снег ласково? Дети: Снежок. Воспитатель: Посмотрите, как снег укрыл всю землю и деревья, как он искрится, красиво блестит на солнышке. Давайте и мы с вами попробуем изобразить заснеженный лес. Садитесь, пожалуйста, на свои места. (Напомнить правила работы с ножницами). Воспитатель: Сначала мы берём в руки ножницы и вырезаем из цветной бумаги, сложенной пополам силуэты деревьев, затем наклеиваем их на белый картон. Дети: (Выполняют задание.) Воспитатель: Вот какой у нас замечательный получился лес. Теперь нам нужно сделать сугробы. Для этого и понадобятся наши ватные диски, которые я порезала пополам. Разъедините каждую половинку на две, и каждый пусть припасет себе по пять или шесть таких половинок. Теперь мы будем их аккуратно приклеивать округлостями вверх, чтобы у нас получились сугробы. (По ходу объяснения воспитатель показывает приемы приклеивания деталей.) Воспитатель: Интересно, а какой зимний лес получится у вас? 3. Заключение. Воспитатель: Ребята, сейчас мы устроим выставку, разместите свои работы на стене. (Дети несут свои работы и вывешивают на стену. Воспитатель: Какие красивые картины зимнего леса у нас получились. | |
Прогулка | Наблюдение за продолжительностью дня. Цель: Продолжать устанавливать связь между положением солнца и температурой воздуха. Закреплять знания о том, что солнце является источником света и тепла. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа. | |
Работа с родителями: Индивидуальные педагогические беседы с родителями «Как мы отдыхаем с ребёнком дома? Чем занимаемся?» Цель: Подвести к пониманию того что, с детьми необходимо заниматься и дома. Выявить предпочтение детских игр и занятий дома. | |
День | Режимные моменты | Совместная деятельность взрослого и детей | Индивидуальная работа с детьми | |
Вторник | Утро | Прием детей. Заполнение документации | Индивидуальная работа: Речевое развитие «Зимний круиз по стране умных игр Задачи: • обогащение словарного запаса и уточнение значения слов; • согласование существительных с местоименениями «мой», «моя», «мои», «моё»; • практическое усвоение приставочных глаголов и употребление их в речи; • согласование числительных с существительными; • обогащение словаря антонимами за счет прилагательных, глаголов, наречий; • работа над выразительностью речи и интонацией; Словарь «Пройди не упади». Задачи: Развивать равновесие, координацию движений прыжки через препятствия Индивидуальная работа: Худ.-эст. развитие Лепка Тема: Снежинка Задачи: Учить передавать в лепке образ Снежинки закреплять умение передавать фигуру: форму, расположения и величину частей. Воспитывать стремление доводить работу до конца. | |
I пол дня | Речевое развитие Просмотр сказки Г. Андерсен «Снежная королева» - отметить характеры героев, их положительные и отрицательные стороны, выявить воспитательную ценность сказки. Соц. - ком. развитие Тема «Безопасность Зимой» Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах безопасности во время зимних игр, необходимых мерах предосторожности. Задачи: Обучающая: - закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на улице зимой; - учить детей находить противоречия и решать их; -активизировать речь детей, совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы; - закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве; Развивающие: - развивать диалогическую и монологическую речь; - развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций. Воспитательные: - воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство доброжелательности, отзывчивости; - воспитывать умение работать в группах, договариваться, согласовывать свои действия, высказывать общее мнение. «Ах, ты, зимушка-зима» Цель: активизировать словарь по теме: «Зима», формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию Задачи: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления; развивать речевое дыхание; развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать эмоции с помощью мимики, выразительности движений; развивать воображение, фантазию. воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями. воспитывать любовь к природе, к музыке, к прекрасному Самостоятельная деятельность: Худ.-эст. развитие Рисование Работа по рисованию: «Маленькой елочке холодно зимой» Цель: Учить рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. | |
НОД | Развитие речи: «Зимушка-зима» Основная образовательная область: «Познавательно - речевое развитие». Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: Закрепить знания детей о зиме. Образовательные задачи: Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима». Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы, учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью». Развивающие задачи: Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные, ситуации выслушивать своих товарищей. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; Совершенствовать умение работать кисточкой. Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изодеятельности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде, воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. Оздоровительные: следить за осанкой детей во время работы. Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение. Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся…. Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов. Оборудование, наглядный материал: картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев», Картон чёрного или синего цвета, вазоны с солью, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки. Планируемый результат: - приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе. Ход занятия: Круг приветствия Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, беленький снежок! Слайд 1. Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. Давайте откроем и прочитаем. Зима прислала нам письмо, В снежинках-звездочках оно. (Слайд 2) "Пора нам встретиться, друзья, Вам без меня прожить нельзя. Как на санях не покататься? Как не слепить снеговика? Ну как, ребята, вам остаться Без снежной горки, без катка? Я белоснежная Зима, Я вам построю терема И сад, и лес посеребрила, Большую ёлку подарила. Везде найдёте вы меня, Среди сугробов прячусь я… Хочу проверить ваши знания и приготовила задания… Снежинка№1 (слайд 3) Вы скажите мне друзья, А какая бывает зима? Беседа: Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль) -А сейчас какой месяц? (декабрь) (Слайд 4-5 )Теперь давайте вспомним: - Какие бывают природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа - Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) А сейчас мы с вами немного поиграем: Снежинка№2 Есть слова похожие, Как родственники схожие, Они живут одной семьей, Поиграть хотят с тобой. Хотите поиграть? Игра называется: «Доскажи словечко». «Снегопад». Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. снег. С неба всё скользят пушинки – серебристые … снежинки. Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад. Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …снежки. Словно в белый пуховик мы одели …. снеговик. Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка. Физкультминутка «Мы с тобой снежки лепили» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежки лепили. Круглый, крепкий, очень гладкий, И совсем, совсем не сладкий. Раз – подбросим, два – поймаем, Три – уроним, и сломаем! Молодцы ребята! Снежинка№3 (Слайды 10-12) Вот ещё одна снежинка Посмотрите на картинки. Вы скажите мне друзья, Что здесь лишнее убрать? Проводится игра «Убери лишнюю картинку» (На доске расположены картинки: зима, весна, осень, лето. Необходимо убрать лишние картинки) -Ребята, а как зимуют дикие животные? - Правильно, медведи, суслики, барсуки, ежи впадают в спячку. Зайка меняет свою шубку на белую. Белочки, мыши ищут свои припасы, заготовленные осенью. -Ребята, звери, впадающие в спячку, не увидят, какой бывает снег. Как вы думаете, чем мы сможем помочь им? Я предлагаю нарисовать снежинки, но необычными красками, а с помощью клея и соли. Такие снежинки не растают до весны. (Дети рассматривают образец). Для этого нам необходимы вот такие листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать, мы подарим их животным. Молодцы, ребята! (во время самостоятельной деятельности детей, включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Танец снежных хлопьев») Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Я благодарю вас, спасибо! Музыка по плану муз. руководителя | |
Прогулка | Познавательное развитие (ФЦКМ) Наблюдение за огородом Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Ход наблюдения Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты корми нас целый год И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком. Воспитатель задает детям вопросы. Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.) Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период. Беседа: «Как узнать зиму?». Цель: Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой. Физическое развитие «Кто дальше?». Задачи: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении Русская народная игра «Мороз красный нос» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит: Я Мороз-Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места. Соц. - ком. развитие Труд: Наведение порядка на участке, сбор веток, расчистка дорожек от снега. Создать условия для СРИ «Магазин лыж» - учить детей при руководящей роли взрослого объединять несколько игровых действий. | |
Работа перед сном/подъём | Чтение сказки «Мальчик – с - пальчик» Цель: Упражнять в умении внимательно слушать сказку, пересказать понравившиеся фрагменты с опорой на иллюстрации, пояснить смысл поступков героев, дать им оценку. Развивать речь. Бодрящая гимнастика № 8 | |
II пол дня | Совместная деятельность: Соц. - ком. развитие «Ты – большой, я - маленький» Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге; прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД. «Ёлочка» Цель: Упражнять в изготовлении объёмной ёлочки из бумаги, путём сложения треугольников пополам. Настольно-печатные игры: Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре Настольно-печатная игра " Лото" по теме " Зима" Физическое развитие Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания Самостоятельная деятельность: Соц. - ком. развитие развивающие игры Зимние забавы. Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах. Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья. Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др. | |
Прогулка | Познавательное развитие (ФЦКМ) Наблюдение за огородом Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Ход наблюдения Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты корми нас целый год И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком. Воспитатель задает детям вопросы. Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.) Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период. Беседа: «Как узнать зиму?». Цель: Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой. | |
Работа с родителями: Беседа с родителями о занятиях, проводимых в д.саду. Цель: Познакомить с занятиями, проводимыми в группе. Повысить информационный уровень родителей. | | |
День | Режимные моменты | Совместная деятельность взрослого и детей | Индивидуальная работа с детьми | |
| Утро | Прием детей утренний фильтр. Заполнение документации. | | |
Среда | I пол дня | Соц. - ком. развитие «Наблюдение за транспортом зимой» Цель: научить различать и называть виды общественного транспорта. расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; упражнять в навыке находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского транспорта. Трудовые поручения: уборка снега. Побуждать детей оказывать помощь взрослым, учить выполнять посильные трудовые действия. Речевое развитие Соц. - ком. развитие Краеведение Тема: «Скверы города» Задачи: Познакомить со скверами городка как местом отдыха жителей и местом проведения разных мероприятий. Воспитывать бережное отношение к строениям скверов. Самостоятельная деятельность: Физическое развитие двигательная активность Ловишки парами. Цель: научиться бегать в паре. Дети становятся попарно один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются поймать их (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями. | Индивидуальная работа: Худ.-эст. развитие Рисование Тема: «Белая береза под моим окном» Задачи: Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета. Физическое развитие индивидуальная работа по ФВ «Передай и встань». Цель: воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины. «Ловишки с ленточками». Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом | |
НОД | Познание. ФЭМП. «Проказы зимушки — зимы» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы зимушки — зимы» Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте? Доминирующая область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) Интеграция областей: коммуникация, социализация, физкультура. Образовательные задачи: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма, Вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10; Вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы, Выкладывать множество с заданным количеством элементов, Учить выполнять игровые действия. Развивающие задачи: развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года. Материал: письмо, карточки с загадками, цифровой ряд 1-10, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, д/и «Отгадай по описанию», д/и. «Найди пару», сигнальные карточки. Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Что лишнее?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам, «Соседи числа». Ход занятия 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Дети: письмо, конверт. Воспитатель: Правильно письмо. Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его: Дорогие ребята, Пишет вам зимушка-зима. Хотите, чтобы я пришла? Все снегом белым замела? Чтоб смогли построить горку Кати, Павлики, Егорки? Чтоб смогли скатиться с санок Вани, Сони и Оксаны? На коньках по льду скользить? У елки хоровод водить? Выполняйте все заданья, Проявляйте вы вниманье, Постарайтесь и тогда, все укатаю в снега. Воспитатель: Ребята, кто же написал письмо? Дети: Зима. Воспитатель: Ребята, хотите, чтобы пришла настоящая снежная зима? Дети: Да. Воспитатель: Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить надо отгадать ее загадки. 2. Количественный и порядковый счет Воспитатель: Итак, первая загадка: Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) Дети: Снежинка. Воспитатель: Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима. Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего снежинок? Давайте сосчитаем от одного до десяти. От десяти до одного. Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Воспитатель: Назовите соседей числа 4? Дети: 5 и 3. Воспитатель: Назовите соседей числа 7? Дети: 6 и 8. Воспитатель: Назовите соседей числа 3? Дети: 2 и 4. Воспитатель: Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 6 снежинок разных цветов) Дети: синяя, малиновая, белая, красная, желтая и фиолетовая. Воспитатель: Какая по счету белая снежинка? Дети: третья. Воспитатель: Какая по счету синяя снежинка? Дети: первая. Воспитатель: Какая по счету желтая снежинка? Дети: пятая. Воспитатель: Какого цвета четвертая по счету снежинка? Дети: Красная Воспитатель: Какого цвета шестая по счету снежинка? Дети: фиолетовая Воспитатель: Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку. 3. Образование множеств с заданным количеством элементов. Работа с демонстрационным и раздаточным материалом Воспитатель: У нее одежки колки: Все иголки, да иголки. Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож". Приходит с подарками, блестит огнями яркими, Нарядная, забавная, на Новый год - главная. (Елка.) Дети: елка. Воспитатель: Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками) Воспитатель: Игрушками какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной). Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске) Воспитатель: Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов) Дети: у круга нет углов. Воспитатель: У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал) Дети: у овала. Воспитатель: Кто поможет мне выбрать овал? Молодец! Воспитатель: А кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны). Дети: у квадрата четыре угла. Воспитатель: Молодцы! А теперь выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке. (4) Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы. (8) Воспитатель: Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Дети: 4 Воспитатель: Сколько кругов? Дети: 8 Воспитатель: Чего больше кругов или квадратов? Дети: кругов Воспитатель: А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке (5). А во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. (3) Воспитатель: Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Дети: красных Воспитатель: Каких меньше? Дети: желтых Воспитатель: А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный. Какая фигура здесь лишняя? (из 3–ех фигур – синий круг, желтый круг и зеленвй квадрат – выбрать лишнию). Почему, объясните. Дети: квадрат лишний, потому что у квадрата есть четыре угла и они равные, а у кругов нет углов. 4. Физкультминутка «Мы топаем ногами» Мы топаем ногами. Топ, топ, топ Мы хлопаем руками Хлоп, хлоп, хлоп Качаем головой Мы руки поднимаем Мы руки опускаем Мы руки разведем И побежим кругом. 5. Дидактическая игра «Отгадай по описанию» Воспитатель: Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью: Что за нелепый человек Пробрался в двадцать первый век. Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла. (Снеговик) Дети: снеговик Воспитатель: Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются? (выставляются 4 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц») Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю и сказать под каким номером этот снеговик. Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию» Воспитатель: У этого снеговика нос морковкой, бантик красный и в руке метла. Под каким номером этот снеговик? (2) Дети: 2 Воспитатель: У этого снеговика есть пуговицы, шарфик синего цвета и держит коробочку в руке. Под каким номером я описывала снеговика? (3) Дети: 3 Воспитатель: У этого снеговика есть разноцветный шарфик, валенки на ногах и несет под мышкой елочку. Под каким номером это снеговик? (1) Дети: 1 Воспитатель: У этого снеговика есть шляпа, шарфик разноцветный и на руках варежки черного цвета. Под каким номером я описывала снеговика? (4) Дети: 4 Воспитатель: Молодцы ребята! 6. Дидактическая игра «Найди пару» Воспитатель: Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка? Две сестрички, Две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - их надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) Дети: варежки Воспитатель: Правильно. Варежки носят по одной? Дети: нет Воспитатель: Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек. (из 4 варежек необходимо выбрать 2 одинаковые) Проводиться дидактическая игра «Найди пару» 7. Работа с сигнальными карточками. Дидактическое упражнение «Это правда или ложь» Воспитатель: А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете синею карточку, если ложь, красную карточку. Воспитатель: Зимой метет метель. (синяя карточка). Зимой цветет сирень. Красная карточка). Зимой можно кататься на лыжах. (синяя карточка). Зимой медведь спит. (синяя карточка). Зимой можно играть в снежки. (синяя карточка). Дед Мороз приходит зимой. (синяя карточка). Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! 8. Подведение итогов. Воспитатель: Молодцы, ребята! Все задания мы выполнили Физкультура по плану физ. работника | |
Прогулка | Познавательное развитие (ФЦКМ) Наблюдение за воробьем Цели: - продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; - формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; - учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца — Покормите молодца. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц. Речевое развитие Разучивание стихотворений и песен к новому году - развивать умение говорить громко и чётко. Физическое развитие «Попади в цель» - упражнять в метании мяча в горизонтальную цель Мороз - Красный нос. Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит: Я Мороз — Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих. Познавательное развитие (ФЦКМ) Цель: формирование исследовательского интереса через экспериментирование со снегом. Задачи: -Расширить знания детей о свойствах снега; -Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения; -Воспитывать умение взаимодействовать в парах; -Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; -Развивать умение работать по мнемосхемам. Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Найди пару. Обучающая задача. Показать детям возможность использования палочек из сухих веточек в игровых целях. Материалы: палочки различной длины, коробка. Содержание игры. Воспитатель предлагает ребенку коробочку с палочками. Высыпав палочки из коробки, предлагает сравнить палочки и найти пары одинаковых по длине, по толщине, цвету. Посчитать, сколько пар получилось. | |
Работа перед сном/подъём | Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». Беседа по содержанию. Цель: Познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания о русском народном творчестве: сказках и, пословицах. Прививать любовь к сказкам. Усидчивость. Бодрящая гимнастика № 8 | |
II пол дня | Соц. - ком. развитие Ситуативный разговор «Хорошо – плохо». Закрепить правила поведения при катании с горки. Обсуждение ситуации правильного и неправильного поведения детей на горке. Худ.- эст. развитие Речевое развитие Чтение И. Соколов – Микитов «Зима в лесу». Цель: развивать умение детей следить за ходом прочитанного произведения, слушать внимательно; воспитывать умение видеть красоту зимнего леса Индивидуальная работа: Соц. - ком. развитие Напомнить детям, что и игрушки надо содержать в порядке. Проследить за тем, как дети убирают игрушки, наводят порядок в центрах активности. Самостоятельная деятельность: Соц. - ком. развитие СРИ «Парикмахерская»: сюжет «Делаем прическу на праздник» Задачи: развивать интерес к игре, учить вежливому тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия. | |
Работа с родителями: Консультация «Леворукий ребенок». Цель: Повысить информационный уровень родителей. | | |
День | Режимные мометы | Совместаня деятельность взрослого и детей | Индивидуальная работа с детьми | |
| Утро | Прием детей. Утренний фильтр. Заполнение документации. | Индивидуальная работа: Худ.-эст. развитие «Зима в городе» Цель: развитие творчества у детей в работе с разными изобразительными материалами. Задачи: - учить создавать выразительный образ зимнего города, выполняя аппликацию, в том числе и с использованием ватных дисков; - развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, чувство композиции; - формировать умение сравнивать дома по величине, строению, положению в пространстве; - развивать наблюдательность (передавать в аппликации различные по высоте дома); - закреплять навыки в разрезании полоски, сложенную в несколько раз, располагать окна на одном уровне; - вызывать у детей интерес к зимней тематике; - воспитывать аккуратность при работе с клеем. Физическое развитие индивидуальная работа по ФВ «Перебрось снежок» - учить детей выполнять замах и бросок, метать снежок на дальность, развивать координация движений, подвижность суставов рук, глазомер. | |
Четверг | I пол дня | Речевое развитие Цели и Задачи: Развивать восприятие речи (слуховое внимание и речевой слух, формировать произносительную сторону речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.) Развивать слухо-речевую память, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи и мимики. Учить детей отчетливо произносить звуки [C]. Упражнять в определении места звука в слове, в придумывании слов с этим звуком. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Словесные игры по теме «Зима» Игры «Подбери подходящее по смыслу слово» Ну вот и наступила …. зима Много снега выпало этой…. зимой Мы очень долго ждали эту…. зиму Все дети рады приходу… зимы Мы рассказали бабушке о …. зиме Нам было весело играть…. зимой Тихо, тихо, как во сне падает на землю… снег С небо всё скользят пушинки серебристые… снежинки На дорожки, на лужок, всё снижается…снежок Вот веселье для ребят, всё сильнее …. снегопад Все бегут вперегонки, все хотят играть в…. снежки Словно в белый пуховик нарядился… снеговик Рядом снежная фигурка- это девочка…. Снегурка На снегу-то, посмотри с красной грудкой… снегири Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег Соц. - ком. развитие Игра-викторина «Мои права» Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры Самостоятельная деятельность: Соц. - ком. Развитие развивающие игры «Снежинки» Цели: Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога На. У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть. | |
НОД | Обучение грамоте «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: -Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги, слова, делить слова на слоги. Развивать навыки звуко–слогового анализа слова. - Развивать фонематическое восприятие, слухоречевую память, координацию движений с речью. -Воспитывать желание помогать птицам. Оборудование: картинки: машина, лыжи, зимующие птицы; снежинки с буквами; написанные слоги и слова: са он ух ла шум сон; кормушка, семечки, зерно; фишки для звуко – слогового анализа слова «сало». Ход занятия: В. - Ребята, у нас сегодня гости. Давайте пожелаем им здоровья, подарим улыбку и улыбнитесь друг другу. Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес, но лес тот необычный. В лесу нам потребуются знания о звуках, буквах, словах. Сначала вспомним правила поведения в лесу (Дети называют). Угадайте, на чём мы отправимся в лес: на машине или на лыжах. В этом слове 2 слога. (Дети определяют количество слогов). Речевая зарядка. - А чтобы в пути не замёрзли губы, давайте их разомнём. Ма-ма-ма – наступила зима Ме-ме-ме – рады мы зиме Ду-ду ду в зимний лес иду. Итак, в путь! (имитация ходьбы на лыжах) Чтение букв, слогов, слов. - Мы на лесной поляне. Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна, Словно белою косынкой повязалася сосна… Ой, смотрите снегопад, и снежинки к нам летят. - Ребята, а снежинки не простые, а буквенные. Давайте назовем буквы на снежинках. (Дети называют буквы, написанные на снежинках). - Ребята, посмотрите, сколько следов на снегу. Кто их оставил? Значит, чьи это следы? Давайте прочитаем, что они написали? (чтение слогов, слов: СА ОН УХ ЛА МЫ ШУМ СОН) Работа со словами: деление слов на слоги. -Ребята, посмотрите, что за стол среди берёз под открытым небом, угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (кормушка) А как ещё называют кормушку? (птичья столовая) Встаньте и подойдите к кормушке, насыпьте зерна в кормушку (дети сыплют корм в кормушку). В кормушке зерна есть, а что-то не видно птиц. Давайте их позовём, прохлопаем названия птиц и поможем им найти кормушку. (Дети отгадывают загадки, делят слова на слоги, помещают птиц в кормушку). Сначала позовём птичку-невеличку, которая ножки имеет, ходить не умеет, хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей) Спинкою зеленовата животиком желтовата, Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица) Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор. (Дятел) Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) Северные гости клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, на головках – хохолки. (свиристель) - Пока птички клюют, мы с вами поиграем. Давайте отойдем в сторону, чтобы не спугнуть птиц. Физкультминутка «Хочу быть птичкой». Выполнение звуко – слогового анализа слова. - Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, одна птица улетела. Кто улетел? (синица) А почему?! Что же ей не понравилось? Я, кажется, догадалась. У нас в кормушке – семечки, пшено. А синички что любят? (сало) Давайте угостим синиц салом. Мы выполним звуко – слоговую схему этого слова. (Дети составляют, проводится индивидуальная работа). Итог занятия. - Ребята, а вы хотите узнать, что птицы думают о вас? (чтение слова «умны»). Наша прогулка по лесу заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Понравилась вам в лесу? Каких птиц вы видели? Ребята, я довольна вашими знаниями и поведением в лесу. Вы – настоящие друзья природы. Музыкальное занятие:(по плану муз. работника). | |
Прогулка | Познавательное развитие (ФЦКМ) Наблюдение за работой дворника Цели: - продолжать наблюдение за работой дворника; - совершенствовать словарный запас; - формировать стремление к порядку и чистоте; - прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой? Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит Беседа: «Зима в лесу». Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира. Подведения итогов конкурса Зимние фантазии. (голосуют дети) Награждения. Соц. - ком развитие Снежная карусель. Цель: упражнять в ориентировке на местности. Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется. Физическое развитие Театрализация русской народной сказки «Рукавичка» ( кукольный театр). Цель: вызвать желание внимательно слушать, понимать, запоминать сказку с опорой на наглядность. Соц. - ком. развитие «Зимнее путешествие» Цель: учить детей объединятся в игровые группы. Формировать умение считаться с мнением товарищей. «Почему в группе должен быть порядок». Цель: формировать навыки безопасного поведения, воспитывать желание поддерживать порядок в группе. | |
Работа перед сном/подъём | Чтение Сказки «Белоснежка». Цель: Прививать любовь к художественной литературе и русскому народному творчеству. Развивать усидчивость. Бодрящая гимнастика № 8 | |
II пол дня | Познавательное развитие (ФЦКМ) Наблюдение за состоянием погоды: сильный ветер, (качание деревьев, белья на верёвках, откуда дует ветер и т. д. Вспомнить загадку: «Без рук, без ног, а ворота отворяет». Речевое развитие Физическое развитие «Белые медведи», упражнять в ходьбе на ладонях и ногах с прямыми коленями. Индивидуальная работа: Соц. - ком. развитие Д/И: Упражнение на развитие речи «Подбери слова –действие» (снег, мороз, лед, горка, снеговик и т д.). Самостоятельная деятельность: Познавательное развитие (ФЦКМ) игры на развитие мелкой моторики Поделка «Новогодняя игрушка». Ц Научить делать игрушку из грец. ореха. Развивать фантазию. Развивать мелкую моторику. | |
Прогулка | Наблюдение за солнцем. Цель: Упражнять детей участвовать в наблюдении за солнцем, помочь установить при помощи несложных опытов, что зимой солнце греет слабо, а весной теплее. Выяснить, что оно поднимается зимой не высоко, путь его по небу становится короче, а весной греет сильнее, День становится длиннее. | |