Развитие речи «НАСЕКОМЫЕ» Цель: Совершенствовать описательную и диалоговую речь. Задачи: 1. формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже. 2. развивать зрительное внимание; формировать грамматический строй речи, учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа. 3. совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза. Новая лексика Существительные: жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца. Глаголы: летать, виться, порхать, парить, нестись, зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться. Прилагательные: быстрый, трудолюбивый, веселый, проворный, дружный, заботливый. Игра «Улитка» Цели: развивать чувство ритма, работать над чёткостью дикции. Развивать общую моторику. ХОД игры. Воспитатель предлагает на каждую строчку стихотворения делать два удара мяча об пол. Улитка, улитка, Шагаешь ты не прытко: От калитки до меня Проползёшь четыре дня. Я.Аким Диалоги Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи). РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ Меня ужалила пчела. Я закричал: — Как ты могла? Пчела в ответ: — А как ты мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен: Я берегла его на ужин. М. Боровицкая МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК — Мотылёк, мотылёк, Сядь поближе на цветок, — Я не сяду на цветок, У тебя в руке сачок. — Мотылёк, мотылёк, Я тебя ловить не стану. Подойду поближе, гляну, Посчитаю, сколько ног У тебя, мотылёк. — Я и сам могу считать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять... Сосчитаю, сколько ног, Без тебя, мой дружок. И. Иованович-Змай Игра «Насекомые» Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать мелкую моторику. Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом картинок), а затем нарисовать насекомых, которых дети запомнили. Слушай и запоминай, Насекомых называй. Муравей, пчела, оса, Бабочка и стрекоза. А теперь бери тетрадку, Нарисуй всех по порядку. С. Чешева Игра «Сосчитай-ка» Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже. Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10). Например: Один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких комар... десять маленьких комаров. Слова: надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка и т. п. Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?» Цели: развивать зрительное внимание; формировать грамматический строй речи, учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа. Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать, кого они на ней видят. Дети должны отвечать полным предложением. Например: Я вижу на картинке стрекозу, кузнечика... Игра «Назови ласково» Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель называет насекомое и бросает мяч ребёнку. Задача ребёнка назвать насекомое «ласково». Например: муравей — муравьишка комар — комарик гусеница — гусеничка пчела — пчёлка жук — жучок Загадки Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки). Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Шевелились у цветка Домовитая хозяйка Все четыре лепестка. Полетает над лужайкой, Я сорвать его хотел — Похлопочет над цветком — Он вспорхнул и улетел. Он поделится медком. (Бабочка) (Пчела) В лесу у пня — На ромашку у ворот Суета, беготня, Опустился вертолёт, То народ рабочий Золотистые глаза. Снует и хлопочет. Кто же это? (Муравейник) (Стрекоза) На большой цветной ковёр Села эскадрилья. То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки на лугу) Игра «Почини слово» Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза. Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить. Например: ХА-МУ — муха РА-ВЕЙ-МУ — муравей ЛА-ПЧЕ — пчела МАР-КО — комар ЧОК-ЖУ — жучок ЗА-СТРЕ-КО — стрекоза Игра «Поймай звук» Цели: развивать фонематическое восприятие. Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова). Например: Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей. Звук [к]: гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей. Игра «Весёлые звуки» Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза. Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми звуковые схемы слов и картинки. Дети должны соотнести картинку со схемой. Картинки: муха, комар, оса. Игра «Собери слово» Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно- пространственные представления. Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на ориентировку. Например: назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.). Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой). Например: 1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР 5, 6, 4, 8 — МУХА 3, 7, 8 — ОСА Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово. К Р О X М У С А 1 2 3 4 5 6 7 8 Стихи для чтения и заучивания наизусть Девятнадцать гусениц Под листом капустным Обживали новый дом, Очень, очень вкусный. Прогрызали окна спешно Двери и ходы, конечно. Так прилежно обживали, Что свой дом совсем сжевали. Где вчера росла капуста — Там теперь на грядке пусто. Т. Крюкова МУРАВЬИ В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник — дом. Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки в детский сад. Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит В траве и под листвой. С. Михалков ПЧЁЛКА Села пчёлка на цветок, Опустила хоботок, Подлетает к ней комар: —Что ты ищешь там? —Нектар. —А тебе не надоело? Не наскучило искать? —Нет! Тому, кто занят делом, Просто некогда скучать! Г. Ладонщиков БАБОЧКА Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется — Тут же опустится. Носиком водит По краю ромашки: Мёд или чай В этой беленькой чашке? Г. Глушнев Текст для пересказа СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ Осенью у муравьев подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: — Что ж ты летом не собрала корму? Она сказала: — Недосуг было: песни пела. Они засмеялись и говорят: — Если летом пела, зимой пляши. Л. Толстой Вопросы: Что случилось у муравьев осенью? Чего просила стрекоза у муравьев? Почему стрекоза не запасла корм летом? Что ответили муравьи на просьбу стрекозы? Худ тв апплик «Насекомое» Цель. Развитие мелкой моторики у детей. Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация, труд, здоровье, художественная литература. Задачи: - учить детей работе в новой технике выполнения аппликации – аппликация из скрученных жгутиков. - учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации. - закрепить умение работать с трафаретом. - продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;. - закреплять навыки коммуникативного поведения; - развивать творческие способности детей - развивать мелкую моторику рук; - развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры - воспитывать интерес к художественному творчеству; - самостоятельность; - художественный вкус. Предварительная работа: 1. Беседы о насекомых; 2. Рассматривание картин, иллюстраций, открыток данной тематике; 3. Прослушивание стихотворений, загадок данной тематики; 4. Просмотр презентаций на тему «Какие бывают насекомые». 5. НОД «Нелюбимые животные» Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация, труд, здоровье, художественная литература. Материал к занятию: Квадраты синего и коричневого картона с трафаретом паутины, полоски цветной черной и синей бумаги, квадраты цветной оранжевой бумаги, розетки с клеем, кисточки, ножницы, салфетки белого цвета. Ход занятия. 1 часть. Организационная Воспитатель. Ребята, сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Жил-был на свете маленький паучок. Его звали «Кроха». Паучок сплел себе красивую паутинку под березовым листочком. Там он и спал, там встречал своих друзей. А крона березы спасала его дом от дождя. Но вот однажды на лес налетел ураган. Паучок чуть не погиб, так как паутинка его порвалась, и он едва удержался за ее край. Кроху бросало из стороны в сторону до тех пор, пока не прекратился ветер. Без сил паучок упал на ветку березы. Он остался без домика, и начавшийся дождь его промочил насквозь. Я думаю, паучку нужно помочь построить новый дом, свить красивую паутинку и позвать других паучков в гости. - Как вы с этим, согласны, ребята? 2 часть. Практическая. Воспитатель: сейчас давайте рассмотрим паучка, который получился у меня. Кто может описать паучка: из каких деталей от сделан, сколько у него лапок, какой формы туловище, какого цвета бумагу нужно взять для лапок, туловища, глаз? Ответы детей. Воспитатель: Давайте с вами вспомним, чтобы одновременно получилось много ножек, как надо сложить цветную бумагу? Дети: Гармошкой. (Ответ сопровождается показом) Воспитатель: А как сделать глаза паука? Дети: Нудно полоску оранжевой и черной бумаги сложить пополам, чтобы получился квадрат. А затем, закругляя углы у квадрата вырезать круги. (Ответ сопровождается показом) Воспитатель: А как нужно сделать туловище паучка? Дети: Нужно у заготовки черного цвета, прямоугольной формы склеить концы между собой, чтобы получился конус. (Ответ сопровождается показом) Воспитатель: И так, когда все элементы нашей аппликации готовы, нужно их собрать в одно целое. (Определяется последовательность работы). Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем. Я прошу подняться вас – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вверх, вперед смотри – это три. Руки разведем пошире на четыре. С силой пальцы сжать, разжать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть! Воспитатель: Ребята, нам осталось только сделать паутинку для паучка. Чтобы паутинка получилась красивой и похожа на настоящую, для этого я хочу вас познакомить с новым способом аппликации, который мы еще не применяли. Это аппликация из скрученных жгутиков. (Воспитатель демонстрирует выполненный им образец из скрученных жгутиков). Я научу вас, как это сделать. Для этого нам понадобятся салфетки белого цвета и ножницы. Сначала нужно нарезать полоски из салфетки. Как выдумаете, а почему именно из салфетки, а не из альбомной бумаги? Дети: Салфетка мягкая. Легко будет скручиваться. Воспитатель: полученные полоски из салфеток я двумя пальцами скручиваю жгутиком. Вот так (показывает). Посмотрите, какой жгутик получился тонкий, его можно складывать и загибать в любых направлениях, под любым углом. Затем мы берем картон, где нарисован трафарет паутины. Аккуратно, кисточкой мы наносим клей на трафарет паутины, стараясь сделать более тонкие линии клеем и не выходя за края трафарета. Берем жгутик и наклеиваем его на картон, прижимая пальцем, постепенно заполняя весь трафарет. Если вы постараетесь и сделаете все аккуратно, то у вас получится красивая, ажурная паутинка для паучка. 3 часть. Самостоятельная работа детей. Воспитатель: Давайте подготовим наши пальчики к работе. Физкультминутка «Паучки» Паучок ползет по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" А за ним ползут и детки. по предплечью, а затем по плечу другой руки. Дождик с неба вдруг полил Хлопок ладонями по коленям. Паучка на землю смыл. Выполняем стряхивающее движения кистями рук. Солнце стало пригревать Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Паучок ползет опять, Пальцы каждой руки "бегут" А за ним ползут все детки, по предплечью, а затем по плечу другой руки, Чтобы погулять по ветке. а затем по голове. Воспитатель: Отдохнули. Но прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». - Вот теперь можно приступить к работе. Самостоятельная работа детей. В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь. 4 часть. Заключительная. После самостоятельной работы дети рассматривают готовые работы. Воспитатель: Сколько паучков у нас получилось! Какая у них красивая паутинка. Нелегко жить паучкам в лесу. То дождь их намочит, то ветер паутину порвет. А иногда какой-нибудь ребенок, не думая о паучках, разрушит их дома. А ведь паутинка так красива! Особенно после дождя, когда оставшиеся капельки воды сверкают на солнце, переливаются всеми цветами радуги. В природе нет ничего лишнего, потому берегите каждого обитателя нашей планеты, будь то маленький паучок или огромный кит. Меж берёзок паучок Сплёл красивый гамачок. И теперь Он жарким днём Спит, Покачиваясь в нём. Воспитатель: Что интересного было на занятие? Какой вывод можно сделать для себя? Музыка по плану муз руководителя |