ФКЦМ ТЕМА: «Улетают журавли» Цель: развитие связной речи через обучение пересказыванию. Задачи: Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо. Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику. Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности. Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно. Ход непосредственной образовательной дея-ти. 1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона: - Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь. «Осенние листья» Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого) четыре, пять, Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу) Н. Нищева О каком времени года мы говорили? - Об осени. - Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы. Речевая игра «Что когда бывает?» Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции. Оборудование: Мяч среднего размера. Алгоритм проведения: Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а». - желтеют листья - расцветают цветы - собирают урожай - метёт метель - люди загорают и купаются - собирают грибы - идут частые дожди - распускаются почки - птицы улетают в тёплые края Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места. 2. Основная часть. Подготовка к восприятию текста. Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью? - Они улетают в теплые края. Почему? - Становится холодно, исчезает пища. Все ли птицы улетают? - Нет, только перелетные. А как мы называем птиц, которые остаются зимовать? - Зимующие. Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие. Дидактическое упражнение «Птицы» Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц. - Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте. - Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль. Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней? - Журавль. (Картинки всех, кроме журавля снимаются с доски) - Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли». Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти. - Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли». «Улетают журавли» В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною. По И. Соколову-Микитову Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста. - В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли) - Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом) - Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны) - Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики) - Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной) Лексико-грамматическое упражнение «Почему?» А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу. - Почему осенние дни золотые? - Почему болото для журавлей родное? - Почему косяки птиц стройные? - Почему небо высокое и ясное? - Почему крики прощальные? - Почему встреча весной будет радостной? Физкультурная пауза «Дождик» Координация речи и движения К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке) Скачет дождик по дорожке. В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания) Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями) Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание) Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание) Сушит пёрышки скорей. Н. Нищева Повторное чтение рассказа. В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы. - А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст. Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст. Продуктивная деятельность. Зарисовка плана — схемы. Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц. - Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям. Рисование. Подведение итогов. - О каком времени года мы сегодня говорили? - Как называются птицы, которые улетают в теплые края? - Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали? - С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ? - Помогли ли вам схемы во время запоминания? Лепка 2,4 «На болоте именины у лягушки Акулины» (лепка журавля) Цель: Учить лепить журавля, передавая его характерные особенности. Задачи: 1. Образовательные: закреплять навыки лепки разными способами : раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание. 2. Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание. 3. Речевые: обобщать знания по теме «Птицы» и синтезировать их с темой «Осень». 4. Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности. Предварительная работа: беседа о птицах, загадки, чтение стихотворений о птицах, осень, беседа по картине, Степанова Алексея «Журавли летят» разучивание закличек, лепка других птиц. Материалы к занятию : дерево, картинка с изображением журавля, пластилин стеки, дощечки, аудиозапись. Методические приё мы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ней, физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели», пальчиковая гимнастика: «Журавли», продуктивная деятельность детей, подведение итогов. Ход НОД: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель: «Ребята, сегодня на порог детского сада прикатилось «волшебное кольцо» оно нам хочет рассказать что-то интересное, я скажу волшебные слова, а вы закройте глаза и тихонечко послушайте, что же колечко нам расскажет: В красной шапке по болоту Долгоногий ходит кто- то С длинной шеей, с длинным носом, По болоту ходит босым . В серый он кафтан одет, Ищет он себе обед Лягушонка вот поймав, Подкрепился чуть (журавль). (звучит фонограмма «Пение птиц») Воспитатель: Послушайте стихотворение про журавля. У болота в полдень тихий Ивы нежно шелестят. На пригорке журавлиха Обучает журавлят. Только слышно над лугами, Где курлычут журавли : «Раз, два, три! Толчок ногами! Отрывайтесь от земли!» Журавлихи голос тонок, В нём и радость, в нём и грусть. Самый младший журавлёнок Говорит: «А я боюсь!» На сынишку мать взглянула: «До чего же он несмел!» Клювом длинным подтолкнула – Журавлёнок полетел… Расстояния большие! Трудный путь для журавлят! В первый раз в края чужие Журавлята полетят. А весной вы их найдёте Там, где ивы шелестят, У знакомого болота С новой стайкой журавля. Действительно Журавль удивительно красивая и грациозная птица. Они занесены в Красную книгу России. Журавли строят гнёзда и выводят птенцов в тихих и спокойных местах, далеко от жилища людей. Всего в мире 14 видов журавлей. А в нашей стране обитают 7 видов журавлей. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, элегантны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Журавли питаются насекомыми, семенами, зернами, моллюсками, мелкими грызунами, корнями растений, молодыми побегами. Когда журавль кричит, говорят, что он курлычет или клекочет. «Среди цветов, среди лугов, Журавль песенку поёт…». Давайте послушаем, как он это делает. (звучание журавлиного крика). ИГРА «НАКОРМИ ПТЕНЦОВ». Дети делятся на две команды. Импровизированными клювами собирают насекомых на болоте и относят их к своему птенцу (2 гнезда из соломы, в нем сидят птенцы). Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам слепить журавля. Педагог показывает последовательность работы. (Шея и ноги журавля – это спички облепленные красным пластилином, голова и туловище – шарики) Физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели» Ну-ка, птички, полетели, Полетели и присели, Поклевали зёрнышки, Поиграли в полюшке, Водички попили, Пёрышки помыли, В стороны посмотрели, Прочь улетели. Воспитатель: Ребята, выберите себе материал, нужный вам для работы. Дети приступают к лепке. Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нужно лепить птиц 1. Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким 2. разделим кусок пластилина на 2 равные части 3. из одной части пластилина скатаем овал - это будет туловище (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась «толстая колбаска», сглаживаем пальцами края – получился овал). 4. с одного края овала вытянем хвост (прищипываем пальцами край овала тянем его и расплющиваем) 5. берём другой кусок пластилина и делим его на 2 равные части 7. из одного куска пластилина катаем шар - это будет голова (катаем пластилин между ладоней круговыми движениями слегка нажимая - получился шар) 8. красным пластилином облепливаем половинки 2 спичек, и одну белым .9. вытягиваем на голове клюв (прищипываем двумя пальцами и слегка вытягиваем вперёд) 10. берём другой кусок пластилина и делим его ещё на 2 части - это будут крылья 11соединяем все части, места стыка приглаживаем стеком. 12. мелкие детали дети дополняют самостоятельно. Пальчиковая гимнастика: «Журавли» Встали как-то Утром в ряд Десять малых журавлят. Посчитались, Удивились. На две группы разделились. Пёрышки почистили, Головкой покивали, Червячка склевали, К речке побежали. Воспитатель предлагает приступить к лепке. Итог: «Что мы сегодня лепили (журавлей) «Вам понравилось лепить птиц?» (Да) Воспитатель предлагает детям посадить птиц на болото журавлей. На болоте сидит лягушка, она ждет журавлей в гости. Дети составляют композицию «На болоте именины у лягушки Акулины» Молодцы, вы хорошо потрудились, все ваши птицы получились очень интересные и похожи на настоящих журавлей. Физкультура по плану физработника |