Просмотр содержимого документа
«Планирование опытно - экспериментальной деятельности детей 6 -7 лет»
Муниципальное образовательное учреждение Бурмакинская СОШ № 2
Планирование опытно- экспериментальной деятельности детей 6 -7 лет
Подготовили: воспитатели
Молькова Н.В.; Гиричева Л.Н
2018
Введение
Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Планирование опытно - экспериментальной деятельности 4 -7 лет составлена на основе методического пособия Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
Цель:развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2.Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
3.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Экспериментирование – один из способов решения познавательных задач.
В организации и проведении опытов- экспериментов можно выделить несколько этапов:
Постановка проблемы (задачи)
Поиск путей решения проблемы
Проведение опытов
Фиксация наблюдений
Обсуждение результатов и формулировка выводов
Содержание исследований и опытов - экспериментов направлено на формирование следующих представлений:
Блок: «Почва бывает разной: черной, желтой, красной»
- о грунтах (песок, глина, камни, почва)
Блок: «Вода – волшебница»
- о воде
Блок: «Воздух – невидимка»
- о воздухе
Блок: «Расти росток- цвети цветок»
- о мире растений
Блок: «Предметы разные бывают»
- о материалах и предметах
Основное оборудование и материалы:
- Центр «Любознайка». Здесь находятся 3 покрывала разных цветов (зеленый, голубой, желтый) со звездами и колпачки со звездами разных цветов (зеленый, голубой, желтый). Каталог опытов.
- разнообразные сосуды из различных материалов, всевозможные мерные стаканчики, подносы и т.д.
- центр «Вода- песок»: вода, песок, игрушки из разных материалов, формочки, совки, пробки, кораблики из скорлупы грецких орехов, резиновые мячики, ведерки, трубочки и др.
- природный материал: глина, камни, перья, ракушки, шишки, семена разные, крупы и др.
- материалы и предметы: кусочки ткани, кожи, меха, проволока, железные предметы, деревянные зубочистки, дощечки, пластмассовые , резиновые, стеклянные предметы , воздушные шарики, наждачная бумага, колесики, ленточки, вата, бинт широкий и др.
Тематический план по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 6-7 лет
Направления экспериментальной деятельности
Кол-во
занятий
Примерные темы занятий
Блок: «Почва бывает разной: черной, желтой, красной»
1
1
1
Песок, глина – наши помощники
Песчаный конус
Удивительный песок. Сухая и влажная почва
Блок: «Вода – волшебница»
1
1
1
Свойства воды
Фильтрование воды
Бережем воду
Блок: «Воздух – невидимка»
1
1
1
Этот удивительный воздух (свойства воздуха)
Парашют. Вертушки
Ветер – невидимка
Блок: «Расти росток- цвети цветок»
1
1
1
Растут растения
Куда тянутся корни
Упрямые растения
Блок: «Предметы разные бывают»
1
1
1
Всего:
15 занятий
Как действуют магниты на предметы
Путешествие в мир стеклянных вещей
Мир бумаги
Опытная деятельность разделена по блокам.
Дети входят в помещение, все предметы для опытов закрыты на столе «волшебным» покрывалом. Покрывал три, они имеют разные цвета. Если стол закрыт зеленым покрывалом, эксперимент будет проводиться с растениями, семенами, веточками, ростками. Желтым , значит с песком, почвой, камнями, глиной, разными предметами. Голубым покрывалом, дети будут экспериментировать с водой, воздухом, неживой природой. Посмотрев на цвет покрывала, дети понимают и высказывают свои предположения, с чем будут проводить опыт. Они облачаются в волшебные колпаки со звездами, тем самым превращаясь в «волшебников – экспериментаторов».
(Всего на учебный год планируется 14-15 занятий в основу планирование легло методическое пособие Т.М Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Занятия проводятся с сентября по май по 2 занятия ( через неделю), декабрь не включается, так как идет подготовка к новому году, в январе планируется 1 занятие на последней неделе.)
Список используемой литературы для подготовки к опытно –
экспериментальной деятельности с детьми:
Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128
Научно-методические журналы: «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и др.