Проект непосредственно – образовательной деятельности «Эксперименты с капелькой воды»
Проект непосредственно – образовательной деятельности «Эксперименты с капелькой воды»
Проблемное обоснование проекта
На современном этапе экологическое образование детей является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет.
Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле.
Чтобы у ребенка сформировался интерес к тому, что происходит вокруг, уверенность, что он может сделать мир лучше, и желание действовать, он должен в раннем детстве получить опыт участия в таких делах.
Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В результате экспериментальной работы у детей пробуждаются и активизируются способности предвидения и предсказания, чувство ожидания результата. Дети приобщаются к культуре планирования деятельности, выборе нужных средств для ее выполнения, проверке правильности проведения работы. Они обучаются доказывать правильность или неправильность утверждений экспериментальным путем: демонстрируя свойства конкретных объектов.
Ребенок под руководством взрослого и самостоятельно может проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать их на карточках или в альбоме. Эксперименты могут быть не только кратковременные, но и длительные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект непосредственно – образовательной деятельности «Эксперименты с капелькой воды»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №22 «Кораблик»
Проект
непосредственно – образовательной деятельности
«Эксперименты с капелькой воды»
Лобкова Любовь Аркадьевна
воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №22 «Кораблик»
г. Котлас
Содержание
1. Проблемное обоснование проекта 3
2. Цель проекта 4
3. Задачи проекта 4
4. Критерии отбора 4
5. Время проведения 4
6. Кадровое обеспечение проекта 4
7. Материально-техническое обеспечение проекта 4
8. Проектная часть 5
9. Предполагаемые результаты 6
10. Дальнейшее развитие проекта 6
11. Ход 7-8
Проблемное обоснование проекта
На современном этапе экологическое образование детей является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет.
Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле.
Чтобы у ребенка сформировался интерес к тому, что происходит вокруг, уверенность, что он может сделать мир лучше, и желание действовать, он должен в раннем детстве получить опыт участия в таких делах.
Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами , элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В результате экспериментальной работы у детей пробуждаются и активизируются способности предвидения и предсказания, чувство ожидания результата. Дети приобщаются к культуре планирования деятельности, выборе нужных средств для ее выполнения, проверке правильности проведения работы. Они обучаются доказывать правильность или неправильность утверждений экспериментальным путем: демонстрируя свойства конкретных объектов.
Ребенок под руководством взрослого и самостоятельно может проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать их на карточках или в альбоме. Эксперименты могут быть не только кратковременные, но и длительные.
Цель проекта
– Прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи проекта:
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
- развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой, развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы;
- формировать представления о правилах безопасности при проведении опытов;
«Социально-коммуникативное развитие»
- учить общаться, договариваться со сверстниками во время проведения опытов, выдвигать гипотезы, аргументировать свой ответ;
- развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Критерии отбора
Дети средней группы в количестве 12 человек.
Время проведения
Май 2013 года.
Кадровое обеспечение проекта
Руководитель проекта - Лобкова Любовь Аркадьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Кораблик».
Материально-техническое обеспечение
Созданы условия для совместной деятельности детей и взрослых (колбы, пробирки, стаканчики, капельница, блюдца, сок, кубики, шарики, соломинки, разработан план мероприятий.
Проектная часть
Этапы
Проектные мероприятия
Сроки реализации
Ответственный
Подготовительный
Изучение литературы
Подбор опытов
Подбор материально-технического обеспечения
май
Лобкова Л.А.
Основной
Проведение опытов с водой:
Нет цвета
Нет запаха
Нет вкуса
Не имеет формы
Жидкая, течет, льется, растекается, капает
май
Лобкова Л.А.
Заключительный
Подведение итогов работы:
Освещение проекта на групповом родительском собрании.
Оформление результатов проекта на информационном стенде.
май
Лобкова Л.А.
Предполагаемые результаты
Возможные трудности – детей может не заинтересовать тема, не возникнет интерес к исследованию воды.
Предполагаемый результат - умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы, умение читать схемы
Дальнейшее развитие проекта
Оформление проекта.
Создание в группе условий для опытов в самостоятельной деятельности.
Ход:
Ребята, послушайте загадку и отгадайте:
Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,
кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать
без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели,
чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды).
Правильно.
Я предлагаю вам узнать много нового о воде. Хотите?
Для этого мы пройдем в нашу лабораторию. Сегодня будем проводить опыты с водой.
Какую посуду вы видите на столах? Правильно, стеклянную. Это колбы. А это пробирки. Как нужно с такой посудой обращаться? Аккуратно, постараться не стукать ее друг о друга, можно разбить.
Рассаживайтесь за столы, а я познакомлю вас с правилами безопасности при работе:
- аккуратно пользуйся емкостью для воды;
- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.
Опыт 1.
Вода льется, течет, растекается. Давайте это проверим. Возьмите колбочку с водой и немного налейте на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть как вода льется, течет и растекается на блюдце.
Самостоятельная работа детей.
Почему вы смогли перелить воду из колбы на блюдце? Почему вода растеклась? Правильно! Вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, не текла бы из крана.
Опыт 2.
Перед вами на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? Опустите кубик и шарик в стакан, положите на блюдце, на стол. Изменилась ли их форма? В любом месте они остаются кубиком и шариком. Их форма не меняется.
А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос , проведем опыт. Нальем воды в большую колбу, маленькую колбу, в пробирку, блюдце.
Самостоятельная работа детей.
Что происходит с водой, когда мы ее наливаем в колбу? Какую форму она принимает в пробирке? А что с ней произошло, когда мы ее налили в блюдце?
Что же нам показал опыт? Какую форму имеет вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее наливали, а собственной формы у нее нет.
Опыт 3.
Посмотрите, я наливаю воду в капельницу. Что происходит с водой? Она начинает капать. Значит, вода еще и капает.
Я предлагаю вам превратиться в капельки, а они очень веселые и любят играть.
Раз, два, три, четыре, пять. любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Опыт 4.
На моем столе стоят стаканчики. В одном из них сок, а в другом – вода. Я опущу соломинку для коктейля в оба стакана. В каком стаканчике мы видим палочку? Почему в стаканчике с водой ее видно? Потому. Что вода прозрачная, не имеет цвета.
Опыт 5.
А теперь я предлагаю узнать – пахнет вода или нет. Понюхайте воду в пробирке. Что вы скажете? Вода не пахнет.
Теперь понюхайте сок. Чем он пахнет? Сладким, вкусным.
Значит, у воды нет запаха.
Ребята, где мы сегодня побывали? А чем мы занимались в лаборатории? Мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? Я благодарю вас за помощь.