Просмотр содержимого документа
«План работы с родителями особых детей»
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «ОСОБЫХ» ДЕТЕЙ
Для большинства родителей рождение ребёнка с ОВЗ является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.
Родители имеющие ребёнка с ОВЗ знают о том, сколько сопутствующих психологических проблем приносит с собой эта тяжелая болезнь. Поэтому понятно, что характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным, а умственные способности зачастую сниженными. Но это не вина ребенка, а его беда.
Вся работа с родителями, имеющими особенного ребёнка, строится на сотрудничестве и доверии.
Работа проводится поэтапно:
На 1 этапе, изучения семьи: структура семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье, основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, воспитательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.
На 2 этапе, помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в процесс интеграции детей в общество.
Выделим следующие формы работы, которыми пользуется дефектолог в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии и их родителями:
информационно - просветительская;
консультативная;
практические занятия для родителей;
организация «круглых столов», родительских конференций и т.д.;
детских утренников и праздников;
индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком;
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий ребенка в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол,
Рекомендации для родителей, по принципам организации эффективного взаимодействия с «особым» ребёнком
1. Активность и самостоятельность ребёнка.
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2. Постоянная упорная тренировка каждый день.
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Задача родителей - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.
3. Сознательная беспомощность родителя.
Если родитель ловит себя на мысли, что не может больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что-то сделать за него - родитель жалеет не его, а себя! Если родитель сделал что-то за ребёнка, то отнял у него шанс научиться чему-то новому.
4. Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями.
Примерный план работы с родителями на учебный год
Формы
взаимодействия
Содержание работы
Период
Информация для родителей
Результаты индивидуального развития ребёнка, пути её совершенствования
Сентябрь
Беседа
Понятие и особенности работы с ребенком с ДЦП
Рекомендации для родителей
Формирование пространственных представлений, представлений о пространственных соотношениях
(для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению сюжетных картинок, например из кубиков с частями изображения или разрезных карточек с иллюстрациями).
Построение геометрических форм и изображений с помощью различных предметов, например палочек
Рекомендации для родителей
«Дома - не скучаем» (для нормализации оптико-пространственного гнозиса необходимо сформировать как навыки оптико-пространственной ориентировки плоского конструирования, так и объемного).
Октябрь
Консультация
«Правильный дидактический материал»
(Следует обращать внимание, что при нарушении зрительных функций, материал, которым пользуется ребенок (наглядные пособия, картинки). Должны быть достаточно контрастными с фоном, на котором они изображены.
Консультация
«Правильно проводим занятия»
(Во время проведения занятий должно быть обязательное, словесное сопровождение всех двигательных умений и навыков. Важно, чтобы у ребенка возникало ощущение позы и формировалась схема движения.
Ноябрь
Индивидуальная беседа
«Нетрадиционные методы оздоровления».
Декабрь
Консультация
«Сенсорное развитие – это важно»
Мастер – класс
« Артикуляционная гимнастика вместе с мамой».
Январь
Памятка родителям
«Здоровье ребёнка в ваших руках».
Февраль
Консультация
«Давайте играть вместе – реализация потребности ребёнка в овладении языковыми средствами».
Консультация
«Игры, которые лечат».
Март
Информация для родителей
«Формирование моторных навыков и навыков».
Апрель
Проведение совместных занятий с родителями
Практикум «Пальцы помогают говорить».
Памятка
«Чем занять ребёнка летом».
Май
В заключении хочется сказать,что наразвитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера.
Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.
Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия!