План системы работы " Развитие волевых качеств по средствам подвижных игр"
План системы работы " Развитие волевых качеств по средствам подвижных игр"
Дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. На этапе приема ребенка в школу (равно как и на первых порах обучения) целесообразно диагностировать уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе (с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков). Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника — в игре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План системы работы " Развитие волевых качеств по средствам подвижных игр" »
Пояснительная записка
Проблема воли – одна из сложнейших проблем в психологии. Её исследование имеет длительную историю, существуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы и понимания её развития и место в общем психическом облике человека.
Дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. На этапе приема ребенка в школу (равно как и на первых порах обучения) целесообразно диагностировать уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе (с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков). Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника — в игре.
Воля является важнейшим качеством личности человека. Вряд ли найдется родитель или педагог, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремленными и именно эти качества делают человека свободным и осознанным субъектом собственной жизни деятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребенка.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Большое воспитательное значение заложена в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведении детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают усилия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Целью является установление влияния системы работы по развитию волевых качеств посредством подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста.
При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и др.
Система работы рассчитанная на шесть месяцев и разделена на III блока, каждый блок решает следующие задачи. Так цель I блока является развитие внимания и сосредоточенности; цель II блока формировать дисциплинированность и ответственность; цель III блока развивать умение управлять своим поведением. В каждом блоке расписаны игры и дополнительные формы работ необходимые для решения нашей проблемы. Каждый блок возрастает по своей сложности игры и задания становятся сложнее. Что способствует формированию воли у ребенка.
В начале системы предлагаем провести диагностику, она заключается в том, что бы выявить уровень произвольности, поведения и внимания у детей. Так нами предлагается следующая методика, затем проводится беседа с детьми о его интересах, чтобы заинтересовать его.
Каждый блок направлен на определенную цель. I блок направлен на формировании у детей внимания и сосредоточенность. Этот блок состоит из малоподвижных игр: «Телефон», «Мор волнуется», «Дятел», «Камешек», «Жары», «Молчанка», «Веревочка». А так же дополнительные формы работы: беседа о спортсменах, беседа ветер и море, беседа о птицах, рисовании на свободную тему.
II блок направлен на формирование дисциплинированности и ответственности. В него входят игры средней подвижности: «День-день ночь», «Найди флажок», «Воробушки и автомобили», «Мышеловка», «Цепи -цепи кованные», «Сделай фигуру», «Корзинки», а так же дополнительные формы работы дидактическая игра, беседа с ребенком, беседа о птицах и о транспорте.
III блок направлен на формировании у ребенка умении управлять своим поведением. В него входят игры большой подвижности: «Убегай-догоняй», «Борьба за флажки», «Кот и мыши», «Караси и щука», «Перелет птиц», «Петушок и курочка», «Зайцы и волк», а так же дополнительная форма работы чтение художественной литературы «Дед Мазай и заяц».
Спецификой нашей системы работы является принцип от легкого к сложному. Например, I блок начинается с играми малой подвижности, II блок с играми средней подвижности, III блок с играми большой подвижности; также используется принцип учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. При составлении системы работы мы опирались на работы таких психологов как Р.С Немов, Г.А. Урунтаева и т.д. О волевом развитии детей дошкольного возраста, методологические пособия педагогов о руководстве подвижной игрой, на опыт педагогов практиков о исполнении повседневных игр в ДОУ.
План работы по самообразованию
Развитие волевых качеств посредствам подвижных игр
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
I
Проведение диагностики на развитие воли
1.«Продуктивность внимания»
Цель: Определение продуктивности и устойчивости внимания.
2 «Диагностика произвольности поведения и роли».
Цель: Изучение произвольности поведения и внимания у детей 2-7 лет подвижной игры
3.«Найди картинки» .Цель: Изучение произвольного внимания.
4. «Опосредованное внимание.»
Цель: Изучение опосредованного внимания.
Рисование на свободную тему. Цель развивать умение достигать поставленной цели.