Результаты в мировом спорте растут неизмеримо быстро. И для их достижения требуется максимальное напряжение всех человеческих возможностей, а подчас и «немного больше».
Известно, что только путь многократных повторений упражнений в любом виде спорта является залогом создания прочных навыков, укрепления технического мастерства. Но даже у самых сознательных и трудолюбивых спортсменов это нередко вызывает своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса. Налицо естественная реакция организма на однообразие тренировочных занятий. Однако стоит тренеру изменить их форму: затеять соревнование на быстроту, точность и ловкость, провести игру или эстафету, то есть включить «эмоциональный рычаг», как занимающиеся забывают об усталости, продолжают тренировку с желанием и интересом.
Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Не будет преувеличением отметить, что применение подвижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном и переходном), но объем игрового материала и его характер значительно изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки.
Поскольку задача начального этапа подготовительного периода связана с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а также расширением круга его двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр (ниже приводится соответствующий практический материал) можно включать как упражнения, сходные с избранным видом спорта, так и существенно отличающиеся от него. Параллельно осуществляется морально-волевая подготовка занимающихся, ибо в играх для этого заложен значительный педагогический потенциал.
На втором этапе подготовительного периода ставится задача более углубленного освоения и совершенствования двигательных навыков именно в том виде, в каком
они будут применяться в спортивных состязаниях. Это накладывает отпечаток и на характер игрового материала в тренировке. При подборе и проведении игр (как вспомогательного средства) усиливается избирательное, направленное их воздействие на развитие специальных качеств и навыков, необходимых спортсмену.
Совсем иные задачи преследует тренер, организуя игры в конце микроцикла подготовительного периода. Поскольку он завершается легким активным отдыхом, игры здесь преследуют задачу не общей или специальной подготовки, а сохранения эмоционального настроя на дальнейшую работу. Подобные игры можно найти в практическом разделе книги, где они рекомендуются для начала или конца тренировочного урока и предусматривают сравнительно небольшие физические и психические усилия.
Нелишне напомнить еще об одной важной роли игры в процессе подготовки к решающим спортивным поединкам. Неповторимый эмоциональный фон всегда отличает соревнование от тренировки. Каждый тренер желает, чтобы это была не стартовая апатия и не стартовая лихорадка, а чувство боевой готовности. Как утверждает один из ученых-медиков, «для некоторых спортсменов настройка на соревнование может проводиться по той формуле», что «соревнование — это всегда захватывающая игра, которую любили все знаменитые чемпионы».
Одной из форм, позволяющей осуществлять психологическую готовность к соревнованиям в системе тренировки (особенно во внеигровых видах спорта), является применение подвижных игр, где в условиях состязаний закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения. Такие игры являются своего рода моделью для формирования у спортсмена определенного психологического стереотипа. Ее можно назвать тренировкой эмоций, морально-волевым воспитанием, помогающим спортсмену впоследствии легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент состязания. В ходе включаемых в тренировку игр вырабатывается и то психологическое соответствие партнеров по коллективу, которое важно в условиях командных и лично-командных соревнований. Правильно построенная в подготовительном периоде система подготовки, в том числе и с применением подвижных игр, помогает подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы, когда ощущается прилив сил, высокая работоспособность, появляется «чувство тела, дорожки, планки, мяча», неукротимое желание соревноваться и налицо очень хорошее восстановление даже после максимальных тренировочных нагрузок.
Важнейшим средством совершенствования в соревновательном периоде являются сами состязания, которые требуют максимальной мобилизации всех физических и духовных сил.
Формируемый в спорте навык реализуется, как правило, без игры, без участия эмоций. Более того, возникновение их способно только нарушить действия и затруднить достижение цели. Тренировочные же занятия, проводимые между соревнованиями, носят иной характер. С одной стороны, они направлены на сохранение и усовершенствование арсенала приемов, приобретенных ранее, что достигается, как правило, специальными средствами, с другой стороны, эти занятия направлены на активный отдых. Вот здесь-то едва ли не лучшим средством и явятся разнообразные, но не сложные, а скорее «забавные» коллективные игры, эстафеты и аттракционы. Поскольку общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде хотя и вспомогательную, но очень важную роль (особенно, если соревновательный период продолжителен), вряд ли следует пренебрегать применением игрового материала с акцентированными физическими усилиями. Надо иметь в виду, что и такая сравнительно «нагрузочная» игра будет одновременно содействовать решению ряда вспомогательных задач, важных для соревновательного периода и связанных с активным отдыхом и сохранением морально-волевых качеств.
В ходе напряженной бескомпромиссной борьбы нервные, физические и волевые усилия сравнительно долго держатся на максимальной точке, что нередко является результатом срывов: спортсмен «перегорает», кажущаяся «сверхтренированность» переходит в свою противоположность, человек теряет спортивную форму и получает психическую травму. Установлено, что одной из причин подобных срывов является неумение вовремя снять нервную нагрузку. И здесь подвижная игра, подобно «разгрузочному дню» при сгонке веса, приходит на помощь, помогает снять тревогу и напряжение, вызывает
положительные эмоции. Понятно, что разговор идет не только о начинающих спортсменах, но и о тех, кто составляет костяк сборных команд.
Особенно большое место могут занимать игры со спортсменами в наиболее легком по типу напряжения переходном периоде. Поскольку он является связующим между двумя другими периодами, в нем должны быть созданы условия для отдыха, завершения восстановительных процессов после напряженных тренировок и соревнований и в то же время созданы условия для сохранения тренированности. Если применение специальных упражнений оправдано лишь в той мере, при которой не возникает помех для полноценного активного отдыха, то ярко выраженная эмоциональная окраска занятий особенно необходима, равно как недопустимы в ходе их проведения однотипные, монотонные нагрузки.
Так как главным в переходном периоде, по сути дела, является общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха, содержание и характер игр, включаемых в занятия, могут быть самыми разнообразными. Это зависит от вкуса тренера и его подопечных. Небезынтересно разучивание новых, ранее не известных, игр и эстафет. Особенно полезно проводить их в условиях разнообразной местности — в лесу, в парке, на берегу реки.
Что касается самого тренировочного урока (в любом из периодов), то в зависимости от его основной и вспомогательных задач подвижные игры могут быть вовсе не включены в его содержание, а могут явиться частью подготовительной, основной или заключительной фазы урока. Никто не может заранее категорически утверждать, что именно такие игры и именно в том или ином занятии должны применяться.
Мы отдаем себе отчет о том, что игры служат лишь дополнением к обычному учебно-тренировочному процессу. Вопрос об отборе игр и игровых упражнений для применения в различных периодах тренировки или на отдельном уроке целиком зависит от усмотрения тренера и его планов. Важное значение здесь имеет педагогическая интуиция, точный психологический расчет. Организация тренировочного процесса, обеспечивающая достижение высоких результатов в спорте, возможна только при условии глубокого понимания законов деятельности человеческого организма.
Следует иметь в виду и то, что на игры, так же как и на все другие упражнения, распространяется закон о том, что как бы интересна и эмоциональна игра (или упражнение) ни была, если ее применять слишком часто, у занимающихся может притупиться к ней интерес. Понятно, что чем больше средств применяется в тренировочном уроке, тем он интереснее. Хороший тренер всегда сочетает тщательность, скрупулезность в подготовке урока с творческим размахом в его организации, с гибкостью, умением подойти к каждому из учеников. Стихия личного творчества хороша в сочетании с большим опытом, тонким знанием своей специализации и игры как предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры в тренировочном цикле»
ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ
Автор доклада:
Гетманская Галина Викторовна,
учитель физической культуры
МБОУ «ООШ № 17»
Старый Оскол
2015
ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ
Результаты в мировом спорте растут неизмеримо быстро. И для их достижения требуется максимальное напряжение всех человеческих возможностей, а подчас и «немного больше».
Известно, что только путь многократных повторений упражнений в любом виде спорта является залогом создания прочных навыков, укрепления технического мастерства. Но даже у самых сознательных и трудолюбивых спортсменов это нередко вызывает своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса. Налицо естественная реакция организма на однообразие тренировочных занятий. Однако стоит тренеру изменить их форму: затеять соревнование на быстроту, точность и ловкость, провести игру или эстафету, то есть включить «эмоциональный рычаг», как занимающиеся забывают об усталости, продолжают тренировку с желанием и интересом.
Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Не будет преувеличением отметить, что применение подвижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном и переходном), но объем игрового материала и его характер значительно изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки.
Поскольку задача начального этапа подготовительного периода связана с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а также расширением круга его двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр (ниже приводится соответствующий практический материал) можно включать как упражнения, сходные с избранным видом спорта, так и существенно отличающиеся от него. Параллельно осуществляется морально-волевая подготовка занимающихся, ибо в играх для этого заложен значительный педагогический потенциал.
На втором этапе подготовительного периода ставится задача более углубленного освоения и совершенствования двигательных навыков именно в том виде, в каком
они будут применяться в спортивных состязаниях. Это накладывает отпечаток и на характер игрового материала в тренировке. При подборе и проведении игр (как вспомогательного средства) усиливается избирательное, направленное их воздействие на развитие специальных качеств и навыков, необходимых спортсмену.
Совсем иные задачи преследует тренер, организуя игры в конце микроцикла подготовительного периода. Поскольку он завершается легким активным отдыхом, игры здесь преследуют задачу не общей или специальной подготовки, а сохранения эмоционального настроя на дальнейшую работу. Подобные игры можно найти в практическом разделе книги, где они рекомендуются для начала или конца тренировочного урока и предусматривают сравнительно небольшие физические и психические усилия.
Нелишне напомнить еще об одной важной роли игры в процессе подготовки к решающим спортивным поединкам. Неповторимый эмоциональный фон всегда отличает соревнование от тренировки. Каждый тренер желает, чтобы это была не стартовая апатия и не стартовая лихорадка, а чувство боевой готовности. Как утверждает один из ученых-медиков, «для некоторых спортсменов настройка на соревнование может проводиться по той формуле», что «соревнование — это всегда захватывающая игра, которую любили все знаменитые чемпионы».
Одной из форм, позволяющей осуществлять психологическую готовность к соревнованиям в системе тренировки (особенно во внеигровых видах спорта), является применение подвижных игр, где в условиях состязаний закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения. Такие игры являются своего рода моделью для формирования у спортсмена определенного психологического стереотипа. Ее можно назвать тренировкой эмоций, морально-волевым воспитанием, помогающим спортсмену впоследствии легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент состязания. В ходе включаемых в тренировку игр вырабатывается и то психологическое соответствие партнеров по коллективу, которое важно в условиях командных и лично-командных соревнований. Правильно построенная в подготовительном периоде система подготовки, в том числе и с применением подвижных игр, помогает подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы, когда ощущается прилив сил, высокая работоспособность, появляется «чувство тела, дорожки, планки, мяча», неукротимое желание соревноваться и налицо очень хорошее восстановление даже после максимальных тренировочных нагрузок.
Важнейшим средством совершенствования в соревновательном периоде являются сами состязания, которые требуют максимальной мобилизации всех физических и духовных сил.
Формируемый в спорте навык реализуется, как правило, без игры, без участия эмоций. Более того, возникновение их способно только нарушить действия и затруднить достижение цели. Тренировочные же занятия, проводимые между соревнованиями, носят иной характер. С одной стороны, они направлены на сохранение и усовершенствование арсенала приемов, приобретенных ранее, что достигается, как правило, специальными средствами, с другой стороны, эти занятия направлены на активный отдых. Вот здесь-то едва ли не лучшим средством и явятся разнообразные, но не сложные, а скорее «забавные» коллективные игры, эстафеты и аттракционы. Поскольку общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде хотя и вспомогательную, но очень важную роль (особенно, если соревновательный период продолжителен), вряд ли следует пренебрегать применением игрового материала с акцентированными физическими усилиями. Надо иметь в виду, что и такая сравнительно «нагрузочная» игра будет одновременно содействовать решению ряда вспомогательных задач, важных для соревновательного периода и связанных с активным отдыхом и сохранением морально-волевых качеств.
В ходе напряженной бескомпромиссной борьбы нервные, физические и волевые усилия сравнительно долго держатся на максимальной точке, что нередко является результатом срывов: спортсмен «перегорает», кажущаяся «сверхтренированность» переходит в свою противоположность, человек теряет спортивную форму и получает психическую травму. Установлено, что одной из причин подобных срывов является неумение вовремя снять нервную нагрузку. И здесь подвижная игра, подобно «разгрузочному дню» при сгонке веса, приходит на помощь, помогает снять тревогу и напряжение, вызывает
положительные эмоции. Понятно, что разговор идет не только о начинающих спортсменах, но и о тех, кто составляет костяк сборных команд.
Особенно большое место могут занимать игры со спортсменами в наиболее легком по типу напряжения переходном периоде. Поскольку он является связующим между двумя другими периодами, в нем должны быть созданы условия для отдыха, завершения восстановительных процессов после напряженных тренировок и соревнований и в то же время созданы условия для сохранения тренированности. Если применение специальных упражнений оправдано лишь в той мере, при которой не возникает помех для полноценного активного отдыха, то ярко выраженная эмоциональная окраска занятий особенно необходима, равно как недопустимы в ходе их проведения однотипные, монотонные нагрузки.
Так как главным в переходном периоде, по сути дела, является общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха, содержание и характер игр, включаемых в занятия, могут быть самыми разнообразными. Это зависит от вкуса тренера и его подопечных. Небезынтересно разучивание новых, ранее не известных, игр и эстафет. Особенно полезно проводить их в условиях разнообразной местности — в лесу, в парке, на берегу реки.
Что касается самого тренировочного урока (в любом из периодов), то в зависимости от его основной и вспомогательных задач подвижные игры могут быть вовсе не включены в его содержание, а могут явиться частью подготовительной, основной или заключительной фазы урока. Никто не может заранее категорически утверждать, что именно такие игры и именно в том или ином занятии должны применяться.
Мы отдаем себе отчет о том, что игры служат лишь дополнением к обычному учебно-тренировочному процессу. Вопрос об отборе игр и игровых упражнений для применения в различных периодах тренировки или на отдельном уроке целиком зависит от усмотрения тренера и его планов. Важное значение здесь имеет педагогическая интуиция, точный психологический расчет. Организация тренировочного процесса, обеспечивающая достижение высоких результатов в спорте, возможна только при условии глубокого понимания законов деятельности человеческого организма.
Следует иметь в виду и то, что на игры, так же как и на все другие упражнения, распространяется закон о том, что как бы интересна и эмоциональна игра (или упражнение) ни была, если ее применять слишком часто, у занимающихся может притупиться к ней интерес. Понятно, что чем больше средств применяется в тренировочном уроке, тем он интереснее. Хороший тренер всегда сочетает тщательность, скрупулезность в подготовке урока с творческим размахом в его организации, с гибкостью, умением подойти к каждому из учеников. Стихия личного творчества хороша в сочетании с большим опытом, тонким знанием своей специализации и игры как предмета.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(234) "ЧЕТВЕРТЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ С ОДНОЙ ИГРОЙ В НЕДЕЛЮ ДЛЯ ЗАНЯТИИ В СЕКЦИИ ПО ФУТБОЛУ ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА "
["seo_title"] => string(146) "chietviertyi-trienirovochnyi-niediel-nyi-tsikl-s-odnoi-igroi-v-niedieliu-dlia-zaniatii-v-siektsii-po-futbolu-dlia-sriedniego-i-starshiego-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "170486"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1423563980"
}
}