kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Игры в тренировочном цикле

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ

Результаты в мировом спорте растут неизмеримо быстро. И для их достижения требуется максимальное напряжение всех человеческих возможностей, а подчас и «немного больше».

Известно, что только путь многократных повторений упражнений в любом виде спорта является залогом создания прочных навыков, укрепления технического мастерства. Но даже у самых сознательных и трудолю­бивых спортсменов это нередко вызывает своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса. Налицо естественная реакция организма на однообра­зие тренировочных занятий. Однако стоит тренеру изме­нить их форму: затеять соревнование на быстроту, точ­ность и ловкость, провести игру или эстафету, то есть включить «эмоциональный рычаг», как занимающиеся забывают об усталости, продолжают тренировку с же­ланием и интересом.

Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Не будет преувеличением отметить, что применение под­вижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном и переходном), но объем игрового материала и его характер значитель­но изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки.

Поскольку задача начального этапа подготовитель­ного периода связана с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а также рас­ширением круга его двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным со­держанием которых является содействие развитию си­лы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр (ниже приводится соответствующий практический материал) можно включать как упражнения, сходные с избранным видом спорта, так и существенно отличаю­щиеся от него. Параллельно осуществляется морально-волевая подготовка занимающихся, ибо в играх для это­го    заложен    значительный    педагогический потенциал.

На втором этапе подготовительного периода ставит­ся задача более углубленного освоения и совершенство­вания двигательных навыков именно в том виде, в каком

они будут применяться в спортивных состязаниях. Это накладывает отпечаток и на характер игрового ма­териала в тренировке. При подборе и проведении игр (как вспомогательного средства) усиливается избира­тельное, направленное их воздействие на развитие спе­циальных качеств и навыков, необходимых спортсмену.

Совсем иные задачи преследует тренер, организуя игры в конце микроцикла подготовительного периода. Поскольку он завершается легким активным отдыхом, игры здесь преследуют задачу не общей или специаль­ной подготовки, а сохранения эмоционального настроя на дальнейшую работу. Подобные игры можно найти в практическом разделе книги, где они рекомендуются для начала или конца тренировочного урока и предусматри­вают сравнительно небольшие физические и психические усилия.

Нелишне напомнить еще об одной важной роли игры в процессе подготовки к решающим спортивным поедин­кам. Неповторимый эмоциональный фон всегда отлича­ет соревнование от тренировки. Каждый тренер желает, чтобы это была не стартовая апатия и не стартовая ли­хорадка, а чувство боевой готовности. Как утверждает один из ученых-медиков, «для некоторых спортсменов настройка на соревнование может проводиться по той формуле», что «соревнование — это всегда захватываю­щая  игра, которую любили все знаменитые чемпионы».

Одной из форм, позволяющей осуществлять психо­логическую готовность к соревнованиям в системе тре­нировки (особенно во внеигровых видах спорта), явля­ется применение подвижных игр, где в условиях состяза­ний закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения. Такие игры являются своего рода моделью для формирования у спортсмена определенного психо­логического стереотипа. Ее можно назвать тренировкой эмоций, морально-волевым воспитанием, помогающим спортсмену впоследствии легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент состязания. В ходе вклю­чаемых в тренировку игр вырабатывается и то психоло­гическое соответствие партнеров по коллективу, которое важно в условиях командных и лично-командных сорев­нований. Правильно построенная в подготовительном периоде система подготовки, в том числе и с примене­нием подвижных игр, помогает подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы, когда ощущается прилив сил, высокая работо­способность, появляется «чувство тела, дорожки, план­ки, мяча», неукротимое желание соревноваться и налицо очень хорошее восстановление даже после максималь­ных тренировочных нагрузок.

Важнейшим средством совершенствования в сорев­новательном периоде являются сами состязания, кото­рые требуют максимальной мобилизации всех физичес­ких и духовных сил.

Формируемый в спорте навык реализуется, как пра­вило, без игры, без участия эмоций. Более того, возник­новение их способно только нарушить действия и за­труднить достижение цели. Тренировочные же занятия, проводимые между соревнованиями, носят иной харак­тер. С одной стороны, они направлены на сохранение и усовершенствование арсенала приемов, приобретенных ранее, что достигается, как правило, специальными средствами, с другой стороны, эти занятия направлены на активный отдых. Вот здесь-то едва ли не лучшим средством и явятся разнообразные, но не сложные, а скорее «забавные» коллективные игры, эстафеты и аттракционы. Поскольку общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде хотя и вспомога­тельную, но очень важную роль (особенно, если сорев­новательный период продолжителен), вряд ли следует пренебрегать применением игрового материала с акцен­тированными физическими усилиями. Надо иметь в виду, что и такая сравнительно «нагрузочная» игра бу­дет одновременно содействовать решению ряда вспомо­гательных задач, важных для соревновательного пе­риода и связанных с активным отдыхом и сохранением морально-волевых качеств.

В ходе напряженной бескомпромиссной борьбы нерв­ные, физические и волевые усилия сравнительно долго держатся на максимальной точке, что нередко является результатом срывов: спортсмен «перегорает», кажущая­ся «сверхтренированность» переходит в свою противопо­ложность, человек теряет спортивную форму и получает психическую травму. Установлено, что одной из причин подобных срывов является неумение вовремя снять нервную нагрузку. И здесь подвижная игра, подобно «разгрузочному дню» при сгонке веса, приходит на по­мощь, помогает снять тревогу и напряжение, вызывает

положительные эмоции. Понятно, что разговор идет не только о начинающих спортсменах, но и о тех, кто составляет костяк сборных команд.

Особенно большое место могут занимать игры со спортсменами в наиболее легком по типу напряжения переходном периоде. Поскольку он является связующим между двумя другими периодами, в нем должны быть созданы условия для отдыха, завершения восстанови­тельных процессов после напряженных тренировок и со­ревнований и в то же время созданы условия для сохра­нения тренированности. Если применение специальных упражнений оправдано лишь в той мере, при которой не возникает помех для полноценного активного отдыха, то ярко выраженная эмоциональная окраска занятий особенно необходима, равно как недопустимы в ходе их проведения однотипные, монотонные нагрузки.

Так как главным в переходном периоде, по сути де­ла, является общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха, содержание и характер игр, включаемых в занятия, могут быть самыми разно­образными. Это зависит от вкуса тренера и его подопеч­ных. Небезынтересно разучивание новых, ранее не из­вестных, игр и эстафет. Особенно полезно проводить их в условиях разнообразной местности — в лесу, в парке, на берегу реки.

Что касается самого тренировочного урока (в любом из периодов), то в зависимости от его основной и вспо­могательных задач подвижные игры могут быть вовсе не включены в его содержание, а могут явиться частью подготовительной, основной или заключительной фазы урока. Никто не может заранее категорически утвер­ждать, что именно такие игры и именно в том или ином занятии должны применяться.

Мы отдаем себе отчет о том, что игры служат лишь дополнением к обычному учебно-тренировочному про­цессу. Вопрос об отборе игр и игровых упражнений для применения в различных периодах тренировки или на отдельном уроке целиком зависит от усмотрения трене­ра и его планов. Важное значение здесь имеет педагоги­ческая интуиция, точный психологический расчет. Орга­низация тренировочного процесса, обеспечивающая дос­тижение высоких результатов в спорте, возможна только при условии глубокого понимания законов деятельности человеческого организма.

            Следует иметь в виду и то, что на игры, так же как и на все другие упражнения, распространяется закон о том, что как бы интересна и эмоциональна игра (или упражнение) ни была, если ее применять слишком час­то, у занимающихся может притупиться к ней интерес. Понятно, что чем больше средств применяется в трени­ровочном уроке, тем он интереснее. Хороший тренер всегда сочетает тщательность, скрупулезность в подго­товке урока с творческим размахом в его организации, с гибкостью, умением подойти к каждому из учеников. Стихия личного творчества хороша в сочетании с боль­шим опытом, тонким знанием своей специализации и игры как предмета.

Просмотр содержимого документа
«Игры в тренировочном цикле»











ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ



Автор доклада:

Гетманская Галина Викторовна,

учитель физической культуры

МБОУ «ООШ № 17»




















Старый Оскол

2015





ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ

Результаты в мировом спорте растут неизмеримо быстро. И для их достижения требуется максимальное напряжение всех человеческих возможностей, а подчас и «немного больше».

Известно, что только путь многократных повторений упражнений в любом виде спорта является залогом создания прочных навыков, укрепления технического мастерства. Но даже у самых сознательных и трудолю­бивых спортсменов это нередко вызывает своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса. Налицо естественная реакция организма на однообра­зие тренировочных занятий. Однако стоит тренеру изме­нить их форму: затеять соревнование на быстроту, точ­ность и ловкость, провести игру или эстафету, то есть включить «эмоциональный рычаг», как занимающиеся забывают об усталости, продолжают тренировку с же­ланием и интересом.

Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Не будет преувеличением отметить, что применение под­вижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном и переходном), но объем игрового материала и его характер значитель­но изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки.

Поскольку задача начального этапа подготовитель­ного периода связана с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а также рас­ширением круга его двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным со­держанием которых является содействие развитию си­лы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр (ниже приводится соответствующий практический материал) можно включать как упражнения, сходные с избранным видом спорта, так и существенно отличаю­щиеся от него. Параллельно осуществляется морально-волевая подготовка занимающихся, ибо в играх для это­го заложен значительный педагогический потенциал.

На втором этапе подготовительного периода ставит­ся задача более углубленного освоения и совершенство­вания двигательных навыков именно в том виде, в каком

они будут применяться в спортивных состязаниях. Это накладывает отпечаток и на характер игрового ма­териала в тренировке. При подборе и проведении игр (как вспомогательного средства) усиливается избира­тельное, направленное их воздействие на развитие спе­циальных качеств и навыков, необходимых спортсмену.

Совсем иные задачи преследует тренер, организуя игры в конце микроцикла подготовительного периода. Поскольку он завершается легким активным отдыхом, игры здесь преследуют задачу не общей или специаль­ной подготовки, а сохранения эмоционального настроя на дальнейшую работу. Подобные игры можно найти в практическом разделе книги, где они рекомендуются для начала или конца тренировочного урока и предусматри­вают сравнительно небольшие физические и психические усилия.

Нелишне напомнить еще об одной важной роли игры в процессе подготовки к решающим спортивным поедин­кам. Неповторимый эмоциональный фон всегда отлича­ет соревнование от тренировки. Каждый тренер желает, чтобы это была не стартовая апатия и не стартовая ли­хорадка, а чувство боевой готовности. Как утверждает один из ученых-медиков, «для некоторых спортсменов настройка на соревнование может проводиться по той формуле», что «соревнование — это всегда захватываю­щая игра, которую любили все знаменитые чемпионы».

Одной из форм, позволяющей осуществлять психо­логическую готовность к соревнованиям в системе тре­нировки (особенно во внеигровых видах спорта), явля­ется применение подвижных игр, где в условиях состяза­ний закрепляются и совершенствуются разучиваемые упражнения. Такие игры являются своего рода моделью для формирования у спортсмена определенного психо­логического стереотипа. Ее можно назвать тренировкой эмоций, морально-волевым воспитанием, помогающим спортсмену впоследствии легче встретить и перенести то большое нервное напряжение, которое обрушивается на него в ответственный момент состязания. В ходе вклю­чаемых в тренировку игр вырабатывается и то психоло­гическое соответствие партнеров по коллективу, которое важно в условиях командных и лично-командных сорев­нований. Правильно построенная в подготовительном периоде система подготовки, в том числе и с примене­нием подвижных игр, помогает подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы, когда ощущается прилив сил, высокая работо­способность, появляется «чувство тела, дорожки, план­ки, мяча», неукротимое желание соревноваться и налицо очень хорошее восстановление даже после максималь­ных тренировочных нагрузок.

Важнейшим средством совершенствования в сорев­новательном периоде являются сами состязания, кото­рые требуют максимальной мобилизации всех физичес­ких и духовных сил.

Формируемый в спорте навык реализуется, как пра­вило, без игры, без участия эмоций. Более того, возник­новение их способно только нарушить действия и за­труднить достижение цели. Тренировочные же занятия, проводимые между соревнованиями, носят иной харак­тер. С одной стороны, они направлены на сохранение и усовершенствование арсенала приемов, приобретенных ранее, что достигается, как правило, специальными средствами, с другой стороны, эти занятия направлены на активный отдых. Вот здесь-то едва ли не лучшим средством и явятся разнообразные, но не сложные, а скорее «забавные» коллективные игры, эстафеты и аттракционы. Поскольку общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде хотя и вспомога­тельную, но очень важную роль (особенно, если сорев­новательный период продолжителен), вряд ли следует пренебрегать применением игрового материала с акцен­тированными физическими усилиями. Надо иметь в виду, что и такая сравнительно «нагрузочная» игра бу­дет одновременно содействовать решению ряда вспомо­гательных задач, важных для соревновательного пе­риода и связанных с активным отдыхом и сохранением морально-волевых качеств.

В ходе напряженной бескомпромиссной борьбы нерв­ные, физические и волевые усилия сравнительно долго держатся на максимальной точке, что нередко является результатом срывов: спортсмен «перегорает», кажущая­ся «сверхтренированность» переходит в свою противопо­ложность, человек теряет спортивную форму и получает психическую травму. Установлено, что одной из причин подобных срывов является неумение вовремя снять нервную нагрузку. И здесь подвижная игра, подобно «разгрузочному дню» при сгонке веса, приходит на по­мощь, помогает снять тревогу и напряжение, вызывает

положительные эмоции. Понятно, что разговор идет не только о начинающих спортсменах, но и о тех, кто составляет костяк сборных команд.

Особенно большое место могут занимать игры со спортсменами в наиболее легком по типу напряжения переходном периоде. Поскольку он является связующим между двумя другими периодами, в нем должны быть созданы условия для отдыха, завершения восстанови­тельных процессов после напряженных тренировок и со­ревнований и в то же время созданы условия для сохра­нения тренированности. Если применение специальных упражнений оправдано лишь в той мере, при которой не возникает помех для полноценного активного отдыха, то ярко выраженная эмоциональная окраска занятий особенно необходима, равно как недопустимы в ходе их проведения однотипные, монотонные нагрузки.

Так как главным в переходном периоде, по сути де­ла, является общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха, содержание и характер игр, включаемых в занятия, могут быть самыми разно­образными. Это зависит от вкуса тренера и его подопеч­ных. Небезынтересно разучивание новых, ранее не из­вестных, игр и эстафет. Особенно полезно проводить их в условиях разнообразной местности — в лесу, в парке, на берегу реки.

Что касается самого тренировочного урока (в любом из периодов), то в зависимости от его основной и вспо­могательных задач подвижные игры могут быть вовсе не включены в его содержание, а могут явиться частью подготовительной, основной или заключительной фазы урока. Никто не может заранее категорически утвер­ждать, что именно такие игры и именно в том или ином занятии должны применяться.

Мы отдаем себе отчет о том, что игры служат лишь дополнением к обычному учебно-тренировочному про­цессу. Вопрос об отборе игр и игровых упражнений для применения в различных периодах тренировки или на отдельном уроке целиком зависит от усмотрения трене­ра и его планов. Важное значение здесь имеет педагоги­ческая интуиция, точный психологический расчет. Орга­низация тренировочного процесса, обеспечивающая дос­тижение высоких результатов в спорте, возможна только при условии глубокого понимания законов деятельности человеческого организма.

Следует иметь в виду и то, что на игры, так же как и на все другие упражнения, распространяется закон о том, что как бы интересна и эмоциональна игра (или упражнение) ни была, если ее применять слишком час­то, у занимающихся может притупиться к ней интерес. Понятно, что чем больше средств применяется в трени­ровочном уроке, тем он интереснее. Хороший тренер всегда сочетает тщательность, скрупулезность в подго­товке урока с творческим размахом в его организации, с гибкостью, умением подойти к каждому из учеников. Стихия личного творчества хороша в сочетании с боль­шим опытом, тонким знанием своей специализации и игры как предмета.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Игры в тренировочном цикле

Автор: Гетманская Галина Викторовна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Особенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов "
    ["seo_title"] => string(78) "osobiennosti-postroieniia-uchiebno-trienirovochnogho-protsiessa-iunykh-bortsov"
    ["file_id"] => string(6) "134696"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416770399"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "методичка лыжник гонщик "
    ["seo_title"] => string(30) "mietodichka-lyzhnik-ghonshchik"
    ["file_id"] => string(6) "187964"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426601147"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ПЯТИ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ  НЕДЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ С ОДНОЙ ИГРОЙ В НЕДЕЛЮ ДЛЯ ЗАНЯТИИ В СЕКЦИИ ФУТБОЛА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
    ["seo_title"] => string(134) "piati-trienirovochnyi-niediel-nyi-tsikl-s-odnoi-igroi-v-niedieliu-dlia-zaniatii-v-siektsii-futbola-dlia-mladshiego-shkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "172424"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423820051"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ЧЕТВЕРТЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ С ОДНОЙ ИГРОЙ В НЕДЕЛЮ ДЛЯ ЗАНЯТИИ В СЕКЦИИ ПО ФУТБОЛУ ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА "
    ["seo_title"] => string(146) "chietviertyi-trienirovochnyi-niediel-nyi-tsikl-s-odnoi-igroi-v-niedieliu-dlia-zaniatii-v-siektsii-po-futbolu-dlia-sriedniego-i-starshiego-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "170486"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423563980"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Игры в тренировочном цикле"
    ["seo_title"] => string(28) "ighryvtrienirovochnomtsiklie"
    ["file_id"] => string(6) "338038"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1469453941"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства