План работы кружка "Юные исследователи" предназначен для детей старшей группы. Каждую неделю с детьми проводится два занятия по кружковой работе. На данном кружке дети проводят опыты с объектами неживой природы. В ходе проведения кружка у детей развивается познавательный интерес,мышление и любознательность. Работа кружка строится от простого к сложному: сначал идут эксперименты по ознакомлению со свойствами воды, где дети растворяли сахар, песок и делали соответствующие выводы. затем уже делаем эксперименты на ознакомление со свойствами воздуха и почвы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«план работы кружка "Юные исследователи"»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Любинский детский сад №1»
Кружок
«Юные исследователи»
Руководитель: Габранова Екатерина Владимировна
2014 -2015гг.
Пояснительная записка.
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.
Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Актуальность:
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, первооткрывателем.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игры, занятия, прогулку, сон. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-6 лет.
Продолжительность реализации программы
Реализация данной программы составляет 2 года.
Организация деятельности кружка
В работе кружка участвуют до 10 детей, занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, по подгруппам. Продолжительность занятий с каждой подгруппой – не более 25 минут.
Ожидаемые результаты
• интегрирование экспериментальной деятельности с образовательным процессом в целом;
• обеспечение разнообразного материала для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности;
• вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду, обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома
• повышение уровня мотивации детей к интеллектуальной деятельности, в том числе к проведению исследовательской деятельности;
• сплочение коллектива группы через развитие коммуникативных умений, коллективной творческой деятельности
Календарно – тематический план
Месяц Сентябрь
Тема
Всего
Теория
Практика
1неделя
1.Вводная часть. Беседа «Для чего выполняют исследования?» Знакомство с понятием «исследователь»
2. Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
2
2
-
2неделя
1. Знакомство со свойствами воды
Опыт: «Вода прозрачная»
2. Опыт: «У воды нет вкуса»
2
-
2
3неделя
1.Опыт: «У воды нет запаха»
2. Опыт: «Вода не имеет формы»
2
-
2
4неделя
1.Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
2..Опыт «Тонет - не тонет»
2
-
2
итого
8
2
6
Месяц
Октябрь
Тема
Всего
Теория
Практика
1. неделя
1.Опыт «Волны»
2.Опыт «В воде есть воздух»
2
-
2
2.неделя
1. Опыт: «Как выйти сухим из воды»
2.Опыт: «Как вытолкнуть воду?»
2
-
2
3.неделя
1.Опыт «Водолаз» (Бутылка с водой и пипетка)
2.Опыт «Бумажная присоска» (Стакан воды, бумажная салфетка, тарелка)
2
-
2
4.неделя
1.Опыт «Плавающая иголка»
2.Опыт «Сильная бумага» (Стакан с водой и плотная бумага)
2
-
2
итого
8
-
8
Месяц
Ноябрь
Тема
Всего
Теория
Практика
1. неделя
1.Опыт: «Пипетка и насос» (Переливание воды из одного стакана в другой)
2.Опыт: «Как получаются мыльные пузыри?»
2
-
2
2.неделя
1.Опыт: «Спичечные бега» Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся».
2. «Поверхностное натяжение воды» (Баночка с водой и скрепка)
2.Опыт «Плавающий апельсин (Миска с водой, 2 апельсина)
2
-
2
4.неделя
1.Опыт «Яйцо - поплавок»
2.Опыт «Шарик в бутылке»
2
-
2
итого
8
-
8
Месяц
Тема
Всего
Теория
Практика
Декабрь
1.неделя
1.Опыт « Воздух – невидимка» (Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.)
2.Опыт «Пузырьки воздуха»
(Опустить стакан в банку с водой, но держать его надо, немного, наклонив.)
2
-
2
2.неделя
1.Опыт «Ветер – это движение воздуха» 2.Опыт «В воде есть воздух»
(Стакан с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте.)
2
-
2
3.неделя
1.Опыт «Воздух занимает место» (Миска с водой. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду.)
2.Опыт «Воздух прозрачный».
2
-
2
4.неделя
1.Опыт «Воздух невидим»
(Ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.) 2.Опыт « Воздух имеет вес»
(Положить на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.)
2
-
2
итого
8
-
8
Месяц
Тема
Всего
Теория
Практика
Январь
2 неделя
1.Беседа: «Что такое снег?»
2.Опыт: «Таяние снега в двух формочках: рыхлого и утрамбованного»
2
-
2
3 неделя
1. Опыт: «Рисование по снегу»
2.Опыт «Очистим воду»
2
-
2
4 неделя
1.Опыт: «Замерзание жидкости» (вода, масло)
2.Опыт: «Замёршая вода двигает камни»
2
-
2
итого
6
-
6
Месяц
Тема
Всего
Теория
Практика
Февраль
1.неделя
1.Опыт «Лёд – твёрдое состояние воды».
2.Опыт: «Изготовление цветных льдинок»
2
-
2
2.неделя
1.Опыт: «Лёд – легче воды» (опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет.)
2.«Спичка-пленница» (Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед)
2
-
2
3.неделя
1.Опыт «Определение прозрачности».
(положить под кусок льда цветную картинку)
2
-
2
4.неделя
1.Опыт: «Расширяется или сжимается вода, когда превращается в лёд?» - с.170
2.Опыт: «Большая заморозка» -с169
2
-
2
итого
8
-
8
Месяц
Тема
Всего
Теория
Практика
Март
1 неделя
1..Всё увидим, всё узнаем. (Познакомить с лупой и её назначением)
2.Рассматривание через лупу маленьких пуговиц, бусинок, семян кабачков, подсолнуха
2
1
1
2 неделя
1.Опыт «Растения «пьют» воду»
2.Опыт: «Зелёный лук на подоконнике»
2
-
2
3 неделя
1.Опыт «Может ли растение жить без воды?»
2.Опыт «Нужен ли растению свет?»
2
-
2
4 неделя
1.Опыт «Из чего состоит почва?»
2.Посадка комнатных растений.
2
-
2
итого
8
1
7
Месяц
Тема
Всего
Теория
Практика
Апрель
1.неделя
1.Опыт « Что сопротивляется магниту?» 2. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
2
-
2
2.неделя
1. Опыт «Может ли магнит притягивать на расстоянии?» 2.Опыт «Можно ли намагнитить предмет?»
2
-
2
3.неделя
1.Опыт: «Достань скрепку из стакана с водой»
2.Опы: «Передвижение скрепок по столу »
2
-
2
4.неделя
1.Опыт «Магнитные ножницы»
2.Закрепление знаний о свойствах магнита
2
1
2
итого
8
1
4
Месяц
Тема
Всего
Теория
Практика
Май
1.неделя
1.Беседа: «Что отражается в зеркале? ( Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.)
2.Солнечные зайчики. Игра с солнечным зайчиком.
2
1
1
2.неделя
1. Беседа «Песочная страна» Выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
2. Цветной песок. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка
2
1
1
3.неделя
1.Опыт: «Песчаный конус»
Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
2.Опыт: «Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок»
Цель: Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный мокрый песок.
2
-
2
4.неделя.
1. Игры с песком. Закрепить представления детей о свойствах песка
2.Закрепление полученных знаний.
2
1
1
итого
8
3
5
Подготовительная группа
Месяц Сентябрь
Тема
Всего
Теория
Практика
1неделя
1.Опыт: «С какой стороны листа в растение проникает воздух?» - программа – с.187
2.Опыт: «Листья и стебли растений пропускают воду» - программа – с.191