сентябрь | «Что нужно для растений» Цель: Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений (свет, вода, тепло). «Песок и его свойства» Цель: Установить свойства песка (сыпучесть, вязкость). «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета). «Свойства воздуха» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, бесцветный, невидимый). | «Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы. «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей. «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. | Строение растений. Цветок. Цель: знакомить детей со строением растений. Насекомые около клумбы. Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы. Наблюдение за песком Цель: закрепить свойства песка. Наблюдение за водой Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. |
октябрь | «Свойства почвы» Цель: Познакомить с состоянием почвы (сухая, влажная). «Свойства глины» Цель: Познакомить со свойствами глины (водонепроницаемость, сохранение формы) «Свойства бумаги» Цель: Расширять и уточнять знания детей о свойствах бумаги (гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая). «Эта удивительная соль» Цель: Изучения особенностей соли, её свойств и качеств. | «Что растет в лесу?» Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях. «Где что можно делать?» Цель: активизировать в речи детей глаголы. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Когда это бывает?» Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях; развивать внимание. «Составь предложение» Цель: научить составлять предложение с заданным словом. «Грибная полянка» Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. | Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах. Наблюдение за березой. Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность. Наблюдение за бумагой. Цель: определить, какая бумага размокает быстрее. Наблюдение солнцем. Цель: обратите внимание, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет. |
ноябрь | «Чудо магнит» Цель: Познакомить со свойствами магнита. «Камни» Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам. «Металл» Цель: Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека «Дерево» Цель: Знакомить детей со свойствами деревянных предметов. | «Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов. «Добавлялки» Цель: развивает речевое творчество детей. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Узнай по описанию» Цель: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию. «Что из чего сделано?» Цель: активизировать произношение прилагательных. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета. | Наблюдение за погодой. Цель: определение состояние погоды. Наблюдение за деревьями. Цель: обратите внимание детей на то, что листьев на деревьях, кустарниках осталось мало. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового. Наблюдение за изморозью и инеем. Цель: обратить внимание детей на то, что изморозь появляется при понижении температуры воздуха. Наблюдение за синицей. Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым. |
декабрь | «Ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей. «Стекло» Цель: Познакомить детей со стеклом, его свойствами. «Родственники стекла» Цель: Познакомить с предметами из фаянса, фарфора. Сравнить и качественные характеристики и свойства. «Снег и его свойства» Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | «Волшебные лоскутки» Цель: учить называть ткани, сравнивать их по свойствам. «Я начну, а ты закончи» Цель: активизировать в речи предлог У. «Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. «Угадай, чей голосок» Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств «Что ты делаешь?» (Народная игра) Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих проф. действия. «Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый). | Наблюдение за ветром. Цель: учить определять наличие и направление ветра. Наблюдение за солнцем. Цель: обратить внимание, что солнце светит все реже, поднимается невысоко. Наблюдение за птицами. Цель: уточнить, какие птицы остались зимовать. Наблюдение за снегом. Цель: определить, какой снег тает быстрее - рыхлый или утрамбованный. Наблюдение за температурой воздуха. Цель: обратить внимание, что понижение температуры приводит к заморозкам. |
январь | «Лёд и его свойства» Цель: Познакомить со свойствами льда (твёрдый, холодный, не тонет в воде). «Иней» Цель: Познакомить с образованием инея, воспитывать любознательность. «Ветер» Цель: Познакомить с причинами возникновения ветра, его влиянием на жизнь человека. «Облака – белогривые лошадки» Цель: Познакомить с образованием облаков (испарение воды). | «Ворчливый шарик» Цель: знакомить с движением воздуха. «Я знаю» Цель: формировать знания о природе. «Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания об объектах природы. «Где снежинки» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. «Летает, плавает, ходит» Цель: закреплять знания об объектах живой природы. «Экотаблица» Цель: систематизировать знания о животном мире, развивать образное мышление. | Наблюдение за поведением птиц у кормушек. Цель: формировать представления об особенностях поведения птиц в зимнее время. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы. Наблюдение за снегопадом. Цель: формировать понятие о явлениях природы зимой. Наблюдение за небом. Цель: формировать реалистическое понимание не живой природы. Наблюдение за солнцем. Цель: закреплять знание о солнце (светит, но не греет). |
февраль | «Человек» Цель: Познакомить детей со способами реагирования тела на окружающий мир. «Ушки на макушке» Цель: Познакомить детей с органом слуха – ухом. «Наши помощники – глаза» Цель: Познакомить детей с органом зрения как частью тела. «Вкус и запах» Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | «Узнай по голосу» Цель: развивать слуховое внимание. «Музыкант» Цель: развивать слух, внимание, ритм. «Найди с закрытыми глазами» Цель: развивать чувство ориентирования. «Определи на вкус» Цель: развивать органы чувств. «Определи по запаху» Цель: развивать органы чувств. «Наши друзья» Цель: закрепить знания детей о значении органов чувств в жизни человека. | Наблюдение за работой дворника. Цель: ценить и беречь труд взрослых. Наблюдение за походкой людей в гололёд. Цель: формировать представление о безопасности передвижения в зимнее время. Наблюдение за елью. Цель: назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев. Наблюдение за свойствами снега. Цель: продолжать знакомство со свойством снега. Наблюдения за живыми объектами. Цель: продолжать наблюдение за деревьями зимой. |
март | «Свет повсюду» Цель: Показать, что источники света могут быть природные и искусственные. «Солнечные зайчики» Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков. «Черное и белое» Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет. «Тень» Цель: Познакомить с образованием тени. | «Узнай по силуэту» Цель: развивать зрительное внимание. «Так бывает или нет?» Цель: развивать логическое мышление. «Отгадай предмет по названиям его частей» Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. «Хорошо - плохо» Цель: учить детей выделять в окружающем мире положительное и отрицательное. «Кто дружит со светом?» Цель: закрепить представление о том, что свет нужен всему живому. «Времена года» Цель: закрепить знания детей о существенных признаках каждого времени года. | Наблюдение за сугробами. Цель: обратить внимание как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Наблюдение за сосульками. Цель: рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов. Наблюдение за трудом взрослых. Цель: обратить внимание детей на работу взрослых. Наблюдение за солнцем. Цель: обратить внимание, что солнце светит сильнее, поднимается выше. Наблюдение за птицами. Цель: формировать представление о перелетных птицах, возвращающихся из тёплых стран. |
апрель | «Солнце и Земля» Цель: Объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли. «День и ночь» Цель: Объяснить, почему бывает день и ночь. «Кто придумал лето?» Цель: Объяснить детям, почему бывает зима и лето. «Далеко, близко» Цель: Установить, как расстояние до солнца влияет на температуру воздуха. | «Найди лишнее» Цель: развивать логическое мышление, память. «Какое время года» Цель: учить соотносить описание природы с определённым временем года. «Когда это бывает?» Цель: развивать логическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи. « Космонавты» Цель: развивать предикативный словарь. «Скажи наоборот» Цель: расширять словарный запас, развивать мышление. «Планета Земля» Цель: расширять кругозор детей, формировать экологические представления. | Наблюдение за ивой. Цель: обратить внимание на пушистые почки, проследить, как они меняются, если поставить их в воду. Наблюдение за световым днём. Цель: обратить внимание на увеличение долготы дня. Наблюдение за ветками в вазе. Цель: обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки. Наблюдение за луком (1). Цель: уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук. Наблюдение за луком (2). Цель: обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени. |
май | «На свету и в темноте» Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. «Кому лучше?» Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. «Где лучше расти?» Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. «Лабиринт» Цель: Установить, как растение ищет свет. | «Угадай, что где растёт?» Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений. «Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. «Вершки и корешки» Цель: учить детей составлять целое из частей. « Детки с какой ветки?» Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев. «Береги природу» Цель: закреплять знания об охране объектов природы. «Польза - вред» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые. | Наблюдение за мать и мачехой. Цель: учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям. Наблюдение за погодой. Цель: определить состояние погоды весной. Наблюдение за многолетними цветами. Цель: обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах. Наблюдение за солнцем. Цель: отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером. Наблюдение за муравьями. Цель: проследить, куда они ползут, что несут. |