kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования способствует развитию целостной личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет.»

Месяц

Игры - эксперименты

Дидактические игры

Наблюдения

сентябрь

«Что нужно для растений»

Цель: Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений (свет, вода, тепло).

«Песок и его свойства»

Цель: Установить свойства песка (сыпучесть, вязкость).

«Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, бесцветный, невидимый).


«Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы. «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей. «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.


Строение растений. Цветок. Цель: знакомить детей со строением растений. Насекомые около клумбы. Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы. Наблюдение за песком Цель: закрепить свойства песка. Наблюдение за водой Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой.

октябрь

«Свойства почвы»

Цель: Познакомить с состоянием почвы (сухая, влажная).

«Свойства глины»

Цель: Познакомить со свойствами глины (водонепроницаемость, сохранение формы) «Свойства бумаги» Цель: Расширять и уточнять знания детей о свойствах бумаги (гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая).

«Эта удивительная соль»

Цель: Изучения особенностей соли, её свойств и качеств.


«Что растет в лесу?» Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях. «Где что можно делать?» Цель: активизировать в речи детей глаголы. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Когда это бывает?» Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях; развивать внимание. «Составь предложение» Цель: научить составлять предложение с заданным словом. «Грибная полянка» Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах.

Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах. Наблюдение за березой. Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность. Наблюдение за бумагой. Цель: определить, какая бумага размокает быстрее. Наблюдение солнцем. Цель: обратите внимание, что солнце все реже появля­ется на небе, меньше греет.

ноябрь

«Чудо магнит» Цель: Познакомить со свойствами магнита. «Камни» Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам. «Металл» Цель: Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека «Дерево» Цель: Знакомить детей со свойствами деревянных предметов.

«Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов.

«Добавлялки» Цель: развивает речевое творчество детей. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Узнай по описанию» Цель: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию. «Что из чего сделано?» Цель: активизировать произношение прилагательных. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета.


Наблюдение за погодой. Цель: определение состояние погоды. Наблюдение за деревьями.

Цель: обратите внимание детей на то, что листьев на деревьях, кустарниках осталось мало. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Наблюдение за изморозью и инеем.

Цель: обратить внимание детей на то, что изморозь появляется при понижении температуры воздуха. Наблюдение за синицей.

Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым.


декабрь

«Ткани»

Цель: Познакомить с различными видами тканей.

«Стекло»

Цель: Познакомить детей со стеклом, его свойствами.

«Родственники стекла»

Цель: Познакомить с предметами из фаянса, фарфора. Сравнить и качественные характеристики и свойства.

«Снег и его свойства»

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.


«Волшебные лоскутки» Цель: учить называть ткани, сравнивать их по свойствам.

«Я начну, а ты закончи» Цель: активизировать в речи предлог У.

«Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

«Угадай, чей голосок» Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

«Что ты делаешь?» (Народная игра) Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих проф. действия.

«Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый).


Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Наблюдение за солнцем.

Цель: обратить внимание, что солнце светит все реже, поднимается невысоко. Наблюдение за птицами.

Цель: уточнить, какие птицы остались зимовать.

Наблюдение за снегом.

Цель: определить, какой снег тает быстрее - рыхлый или утрамбованный.

Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: обратить внимание, что понижение температуры приводит к заморозкам.

январь

«Лёд и его свойства»

Цель: Познакомить со свойствами льда (твёрдый, холодный, не тонет в воде).

«Иней»

Цель: Познакомить с образованием инея, воспитывать любознательность.

«Ветер»

Цель: Познакомить с причинами возникновения ветра, его влиянием на жизнь человека.

«Облака – белогривые лошадки»

Цель: Познакомить с образованием облаков (испарение воды).


«Ворчливый шарик» Цель: знакомить с движением воздуха.

«Я знаю» Цель: формировать знания о природе.

«Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания об объектах природы.

«Где снежинки» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

«Летает, плавает, ходит» Цель: закреплять знания об объектах живой природы.

«Экотаблица» Цель: систематизировать знания о животном мире, развивать образное мышление.


Наблюдение за поведением птиц у кормушек.

Цель: формировать представления об особенностях поведения птиц в зимнее время.

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы. Наблюдение за снегопадом. Цель: формировать понятие о явлениях природы зимой.

Наблюдение за небом.

Цель: формировать реалистическое понимание не живой природы.

Наблюдение за солнцем. Цель: закреплять знание о солнце (светит, но не греет).

февраль

«Человек»

Цель: Познакомить детей со способами реагирования тела на окружающий мир.

«Ушки на макушке»

Цель: Познакомить детей с органом слуха – ухом.

«Наши помощники – глаза»

Цель: Познакомить детей с органом зрения как частью тела.

«Вкус и запах»

Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

«Узнай по голосу» Цель: развивать слуховое внимание.

«Музыкант» Цель: развивать слух, внимание, ритм.

«Найди с закрытыми глазами» Цель: развивать чувство ориентирования.

«Определи на вкус» Цель: развивать органы чувств.

«Определи по запаху» Цель: развивать органы чувств.

«Наши друзья» Цель: закрепить знания детей о значении органов чувств в жизни человека.


Наблюдение за работой дворника. Цель: ценить и беречь труд взрослых.

Наблюдение за походкой людей в гололёд. Цель: формировать представление о безопасности передвижения в зимнее время.

Наблюдение за елью.

Цель: назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.

Наблюдение за свойствами снега. 

Цель: продолжать знакомство со свойством снега.

Наблюдения за живыми объектами. 

Цель: продолжать наблюдение за деревьями зимой.

март

«Свет повсюду»

Цель: Показать, что источники света могут быть природные и искусственные.

«Солнечные зайчики»

Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.

«Черное и белое» Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет.

«Тень»

Цель: Познакомить с образованием тени.



«Узнай по силуэту» Цель: развивать зрительное внимание.

«Так бывает или нет?» Цель: развивать логическое мышление.

«Отгадай предмет по названиям его частей» Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

«Хорошо - плохо» Цель: учить детей выделять в окружающем мире положительное и отрицательное.

«Кто дружит со светом?» Цель: закрепить представление о том, что свет нужен всему живому.

«Времена года» Цель: закрепить знания детей о существенных признаках каждого времени года.


Наблюдение за сугробами.

Цель: обратить внимание как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Наблюдение за сосульками.

Цель: рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов.

Наблюдение за трудом взрослых.

Цель: обратить внимание детей на работу взрослых. 

Наблюдение за солнцем.

Цель: обратить внимание, что солнце светит сильнее, поднимается выше.

Наблюдение за птицами.

Цель: формировать представление о перелетных птицах, возвращающихся из тёплых стран.

апрель

«Солнце и Земля» Цель: Объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.

«День и ночь» Цель: Объяснить, почему бывает день и ночь. «Кто придумал лето?» Цель: Объяснить детям, почему бывает зима и лето. «Далеко, близко» Цель: Установить, как расстояние до солнца влияет на температуру воздуха.








«Найди лишнее» Цель: развивать логическое мышление, память.

«Какое время года» Цель: учить соотносить описание природы с определённым временем года.

«Когда это бывает?» Цель: развивать логическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи.

« Космонавты» Цель: развивать предикативный словарь.

«Скажи наоборот» Цель: расширять словарный запас, развивать мышление.

«Планета Земля» Цель: расширять кругозор детей, формировать экологические представления.


Наблюдение за ивой.

Цель: обратить внимание на пушистые почки, проследить, как они меняются, если поставить их в воду.

Наблюдение за световым днём.

Цель: обратить внимание на увеличение долготы дня.

Наблюдение за ветками в вазе.

Цель: обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки.

Наблюдение за луком (1).

Цель: уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук.

Наблюдение за луком (2).

Цель: обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени.

май

«На свету и в темноте» Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. «Кому лучше?» Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. «Где лучше расти?» Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. «Лабиринт» Цель: Установить, как растение ищет свет.

«Угадай, что где растёт?» Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений.

«Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

«Вершки и корешки» Цель: учить детей составлять целое из частей.

« Детки с какой ветки?» Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев.

«Береги природу» Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

«Польза - вред» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.

Наблюдение за мать и мачехой.

Цель: учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям.

Наблюдение за погодой.

Цель: определить состояние погоды весной.

Наблюдение за многолетними цветами.

Цель: обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах.

Наблюдение за солнцем.

Цель: отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером.

Наблюдение за муравьями.

Цель: проследить, куда они ползут, что несут.























Пояснительная записка к перспективному плану по экспериментальной деятельности

для детей 5 – 6 лет.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Перспективный план составлен на основе программы «Детство» с использованием методических разработок:

  • «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г.П.Чистякова А.Е., Детство-пресс 2007 г.;

  • «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». Новиковская Ольга, Детство – пресс 2005 г.;

  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой М. ,2010;

  • «Естественные - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Иванова А.И . ТЦ Сфера, 2004 г.;

  • «Лаборатория в детском саду». Рыжова Н.А.  «Линка - Пресс»,2009 г.

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно – экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

  • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

  • развитие познавательных интересов;

  • развитие мыслительных процессов, самостоятельности;

  • воспитание гуманно – ценностного отношения к природе;

  • формирование толерантности;

  • формирование интеллектуальных впечатлений;

  • развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

  • развитие умения отстаивать свою точку зрения и доказывать её правоту.

План составлен с учетом проведения одной игры – эксперимента в неделю.

Используемая литература:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г

2. Л. Н. Меншикова « Экспериментальная деятельность детей», 2009г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет.

Автор: Кочеткова Валентина Викторовна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Перспективное планирование совместной образовательной деятельности: «Глиняная фантазия». "
    ["seo_title"] => string(96) "pierspiektivnoie-planirovaniie-sovmiestnoi-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-glinianaia-fantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "247212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446524716"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Детское экспериментирование как  педагогическая технология». "
    ["seo_title"] => string(72) "dietskoie-ekspierimientirovaniie-kak-piedaghoghichieskaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "208683"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430881916"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства