Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Дорога и дети"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32 муниципального образования Тимашевский район
Педагогический проект
Дорога и дети
Выполнила:
Жукова Наталья Григорьевна
2016
Тема
Дорога и дети
Цель
Воспитание безопасного типа поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса
Задачи
1. Учить детей применять полученные знания о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах, и в конкретных ситуациях
2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения на дорогах
3. Формировать навыки безопасного поведения у детей на дорогах
Сроки
Долгосрочный (на весь учебный год)
Участники
Дети, родители и педагоги
Ожидаемые результаты
Научить детей правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население Новокузнецка растёт, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Всё это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей школьного, реже дошкольного возраста. Нередко ребёнок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится, к Правилам дорожного движения без должного внимания. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к транспорту. С одной стороны, они боятся этих огромных машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждым дорожным происшествием – судьба ребёнка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идёт о безопасности детей.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. В процессе работы, наблюдая за детьми, был выявлен низкий уровень знаний правил дорожного движения.
Анализ «Программы Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б. Стёркиной позволили установить, что недостаточно уделяется внимания этой проблеме. Программа Р.Б. Стёркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге.
Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Я считаю, что создание проекта воспитание безопасного типа поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса позволит достичь конкретных результатов за короткий период.
Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Работая над проектом, я учитывала требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, изучила рекомендации работников ГБДД, интересы детей, возрастные особенности детей 6-7 лет. У детей подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст, дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, уже более осознанно относятся к проблемам, активно включаются в любую деятельность.
Я считаю, что ребёнок – это тот «живой материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплинированность и ответственность.
Поэтому мой проект по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это проект на перспективу. Чем раньше я научу детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет детского травматизма на проезжей части улиц.
Но следует помнить и важно знать, что дети 6-7 лет всё ещё имеют довольно ограниченный угол зрения, большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее, велосипед или спортивная машина. Они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного – мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
Важную роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги и родители должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его как дисциплинированного пешехода.
Пример старших в соблюдении правил безопасности перехода улиц и перекрёстков, правил пользования транспортом (посадка в транспорт, обход транспортных средств и т.д.) – важный фактор воспитания дисциплинированного поведения ребёнка на улице.
Формирование у детей-дошкольников правил безопасного поведения на дорогах рассматривается мной как составная часть воспитания общей культуры ребёнка.
Работу по реализации задач можно разделить на 4 этапа:
Этапы реализации задач:
1 этап (диагностика) – уточнение представлений детей и родителей о правилах безопасности на дороге, на которые может ориентироваться педагог. Для определения уровня развития безопасности было подобрано диагностическое сопровождение. Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде из методической литературы
2 этап (теоретическая подготовка) – изучение и анализ программ Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Н.Н.Авдеевой и Р.Б. Стёркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и тематической литературы
3 этап (практическая реализация) – работа с детьми и родителями, расширение первоначальных представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасного поведения на дороге через занятия, беседы с детьми, заучивание правил, через чтение художественной литературы, игры-драматизациии, наблюдения, экскурсии, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов улиц и дорог
4 этап (результаты практической деятельности) – выставки детских рисунков, открытые занятия, овладение навыками безопасного типа поведения на улице (правила пешехода, знание дорожных знаков)
Механизм оценки и ожидаемые результаты
Критериями оценки результатов проекта будут приобретённые конкретные знания по безопасному типу поведения у детей, родителей и педагогов. Воспитанники овладеют новыми способами получения знаний в ходе экскурсий, наблюдений, бесед с работниками ГБДД. В результате реализации проекта дети накопят необходимую информацию, получат знания о правилах безопасного поведения на улице и дороге.
Педагоги повысят уровень умений, найдут наиболее подходящие методы и формы работы с детьми по обучению правилам поведения на улице.
Будут созданы пособия, макеты улиц и дорог.
Обобщен опыт работы по воспитанию безопасного типа поведения детей на дороге и улицах города.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому я продолжаю работу по обучению детей безопасному типу поведения на дороге, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой работы по безопасному типу поведения на дороге, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме.
Прогнозируемые результаты
Создание в детском саду целостной педагогической системы по воспитанию у детей безопасного типа поведения на дороге и улицах города.
Содержание деятельности
Работа с детьми
1. Целевые прогулки:
по улице
к светофору
к перекрёстку
к автобусной остановке
наблюдения за транспортом
наблюдения за работой водителя
2. Экскурсия к месту оживлённого движения на улице.
3. Беседы с детьми:
«Что такое улица?»
«Обязанности пешехода»
«Как нужно вести себя в транспорте»
«Что обозначает этот знак?»
«Мы переходим по пешеходному переходу»
«Какой бывает транспорт?»
«Уважайте светофор»
«Дети на дороге».
«Как рождаются опасные ситуации на дороге?»
«Опасные шалости»
«Для чего нужны правила дорожного движения и как они появились»
«Игры во дворе. Катание на велосипеде, самокате»
4. Решение проблемных ситуаций:
«Миша и Паша играют в футбол рядом с дорогой …»
«Света катается на велосипеде рядом с дорогой …» и т.д.
5. Чтение книг и заучивание стихотворений:
Берестов В. Про машины
Головко А. Дорожные знаки
Дорохов А. Пассажир
Дорохов А. Зелёный, жёлтый, красный
Другинов А. Моя улица. «Малыш»
Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили
Кожевников В. Светофор
Кривицкая А. Тайны дорожных знаков
Лешкевич И. Гололёд
Маршак С. Мой весёлый, звонкий мяч. Для пешеходов
Могутин Ю. Ты по улице идёшь…
Михалков С. Дядя Стёпа – милиционер. Про одного мальчика
10. Конструирование из бумаги транспорта, дорожных знаков, светофора.
11. Изготовление атрибутов к игре (рули, светофор, нагрудные знаки, пешеходная дорожка «зебра») Жезл и фуражка для инспектора ДПС.
12. Дидактические игры:
«Домино - дорожные знак »
«Дорога – детское домино»
«О чём говорят знаки?»
«Угадай, какой знак? »
«Где спрятался знак?»
«Перекрёсток»
«Наша улица»
«Что говорит жезл?»
«Азбука пешехода»
«Найди такой же знак»
«Угадай, какой вид транспорта»
«Как избежать неприятностей»
«Кто чем управляет»
«Виды перекрёстков»
«Азбука пешехода»
«Пешеходы и водители»
«поставь дорожный знак»
13. Изготовить картотеку «опасных ситуаций»
14. Сделать окно выдачи водительских удостоверений сдавших экзамен по ПДД, составить вопросы по ПДД
15. Изготовить фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге
16. Проведение подвижных игр:
«Цветные автомобили»
«Кто нарушил правила дорожного движения»
«Учимся правильно ходить по улице»
«Красный, жёлтый, зелёный»
17. Встреча с работником ГБДД.
18. Лепка:
«Транспорт нашего города»
«Светофор»
«Милиционер-регулировщик»
19. Рисование на тему:
«Наша улица»
«Перекрёсток»
«Аварийная ситуация»
«Наш помощник – светофор»
«Дорожные знаки»
«Легковой и грузовой автомобили»
«Автомобиль остановился возле дома»
20. Занятия по ознакомлению с окружающим миром:
«Внимание улица!»
«Дорожные знаки»
«Зачем нужны дорожные знаки?»
«Светофор и его сигналы»
«На чём люди ездят?»
«Инспектор ГБДД»
«Нам на улице не страшно!»
«Что такое островок безопасности?»
«Перекрёсток»
«Как надо вести себя в общественном транспорте?»
«Мы – пассажиры»
«Труд водителей»
21. Аппликация:
«Улица города»
«Транспорт нашего города»
22. Сюжетно-ролевые игры:
«Мы шофёры»
«Улицы города»
«Работники ГБДД»
«Светофор»
23. Развлечения:
«Путешествие в страну дорожных знаков»
«КВН»
«Мишутка заболел»
«На лесном перекрёстке»
24. Выставка детских рисунков:
«В стране дорожных знаков»
«Перекрёсток»
«Мы по улице идём»
Работа с родителями
1. Родительское собрание:
«Знакомьте детей с правилами уличного движения»
Памятка « Профилактика детского травматизма»
Памятка « Дорожные знаки знать детям положено»
Рекомендации « Цена спешки – жизнь вашего ребёнка».
Анкетирование родителей
Рекомендации для родителей по привитию навыков безопасного поведения детей на дороге. Отработка маршрута «Мой путь в детский сад»
Родительское собрание «Воспитываем пешехода»
Родительское собрание «Дисциплина на улице – залог здоровья!»
2. Оформление наглядного материала в родительском уголке, папок-передвижек по безопасности дорожного движения:
« Правила дорожного движения»
« Памятка для родителей»
« Ребёнок имеет право жить!»
« Внимание – мы ваши дети!»
« Безопасность на дороге»
« Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
«Дети и дорога»
Перспективное планирование по воспитанию безопасного типа поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
№
Мероприятия
Цель работы
Срок проведения
Работа с детьми.
1.Целевые прогулки
- Наблюдение за светофором
- Как надо ходить по улицам, пешеходным переходам, тротуарам
- Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта
2. Наблюдения
- За транспортом
(автобус, трамвай, грузовик)
- За пешеходами
- За работой водителя трамвая, автобуса
- «Внимание светофор!»
- За работой сотрудника
ГБДД
3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- «Ознакомление с движением транспорта и пешеходов»
- «Где и как переходить улицу?»
- Рассказывание сказки «Зайка-велосипедист». Поведение детей на улице.
- «Ознакомление с
правилами дорожного движения»
- Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения
- Экскурсия «Как надо ходить по улицам»
- Лекция-беседа о правилах дорожного движения с инспектором ГБДД
- Беседа о видах транспорта и правилах уличного движения
- Рассказ папы-водителя о своей профессии
- Беседа о культуре общения пешеходов и водителей
- Выучить четверостишие:
Площадки и дворы –
Вот место
Для игры.
А на проезжей части
Игра ведет
К несчастью!
Занятия по ручному труду, аппликации, рисованию, лепке.
- Изготовление «прав»
- Изготовление фонаря для освещения дорог
- Изготовление палочки регулировщика
- Изготовление дорожных знаков, указателей поворота из картона
- Изготовление светофора
- Изготовление шлема с надписью ГБДД
- Рисование эскизов, знаков
- Рисование на тему «Наш город»
- Рисование «По дорогам идут машины»
- Рисование «Для чего нам нужен светофор?»
- Лепка «Машины в гараже»
- Аппликация коллективная «Наша улица»
- Аппликация-рисование
«Новая марка машины»
- Лепка «Улица»
- Рисование «Смешные случаи на улице»
- Рисование «Это грозит происшествием!»
- Рисование «Случай на перекрестке»
4. Работа вне занятий
- Чтение книг, рассматривание иллюстраций о дорожном движении
В. Берестов «О городе»
«Светофор»
М. Пляцковский
Н. Носов «Автомобиль»
- Изготовление стенда по правилам дорожного движения
Н. Дружинина «Мы идем через дорогу»
5. Развлечения, досуги
- Д/И «Что изменилось?»
(магазин у перекрестка)
- Д/И «Какой это знак?»
- Развлечение «Светофор на улице»
- Игра-соревнование «Наша улица»
- П/И «Горелки» «Стоп»
«Цветные автомобили»
- КВН «Узнай, что значит этот знак?»
- Сюжетно-ролевые игры
«Строим дом»
«Мы шоферы»
6. Выставка детских работ на тему:
«Внимание дорога!»
«Моя улица»
«Красный, желтый, зеленый»
7. Работа с родителями:
- Анкета для родителей
«Знаешь ли ты правила дорожного движения?»
- Папки-раскладушки «Обучайте детей правилам движения»
- Родительские собрания
Познакомить детей с работой светофора, закрепить основные сигналы светофора
Продолжать знакомить с правилами поведения на улице
Учить детей видеть нарушения, которые делают пешеходы и не допускать эти нарушения самим
Продолжать закреплять правила дорожного движения, правила поведения на дороге. Познакомить с транспортом в нашем городе. Знать сигналы светофора.
Познакомить с такими понятиями, как «зебра»,
«пешеходный переход», (наземный, подземный), регулировщик. Учить видеть нарушения, которые допускают пешеходы, водители.
Учить детей организовывать свою деятельность самостоятельно, прививать интерес к работникам ГБДД, закреплять знания дорожных знаков
Закреплять знания дорожных знаков, продолжать знакомить с транспортом нашего города, закрепить цвета светофора.
Совершенствовать умение передавать в рисунках
Форму, строение, пропорции предмета. Развивать внимание, память, мышление, учить мыслить логически. Закреплять правила поведения на проезжей части, на тротуарах. Продолжать учить работать с ножницами, клеем, смешивать краски, получая нужные цвета. Совершенствовать умения в работе с пластилином.
Через художественную литературу продолжать учить детей правилам поведения на улицах города
Развивать внимание, учить различать дорожные знаки
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения
Учить детей самостоятельно организовывать игры, расширять знания о правилах поведения на улице.
Учить отображать в рисунках накопленные знания о правилах дорожного движения
Сентябрь Январь
Май
Октябрь
Февраль
Май
Июнь
Сентябрь
Декабрь
Май
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Весь год
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Весь год
Май
Январь
Февраль
Май
В течение
года
Сентябрь
Декабрь
Май
Сентябрь
Сентябрь
Май
Литература
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стёркина. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 119с.
2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 204с.
3. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / В.Н.Волчкова. – Воронеж. ТЦ «Учитель», 2008. – 207с.
4. Кобзева, Т.Г. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников [Текст] / Т.Г.Кобзева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 219с.
5. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1- 4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2009. – 192с.
6. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 –7 лет [Текст] / Т.Ф. Саулина. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 112с.
7. Степенкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Э.Я.Степенкова., М.Ф.Филенко. – М. : Просвещение, 1979. – 106с.
8. Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольника на улице. Учебное пособие [Текст] / Т.Г.Хромцева. – М. : Центр педагогического образования, 2007. – 104с.
9. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80с.
Приложения
Приложение № 1
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной обстановке, воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Всегда ли мы взрослые, подаём ребёнку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрёстков, посадки в трамвай, троллейбус, автобус, обхода этих транспортных средств на остановках.
Помните!
Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.
Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта.
Учите ребёнка:
- не спешить при переходе улицы;
- переходить дорогу лишь тогда, когда обзор открыт;
- прежде чем перейти дорогу, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки.
Воспитывайте у ребёнка умение быть бдительным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребёнку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.
Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы.
Приложение № 2
Азбука дорожного движения
А. Азбуку дорожную все ребята знают, правила дорожные вместе изучают.
Б. Бегут автомашины, автобусы, трамваи, будь бдительным на улице, смотри и не зевай.
В. Воспитывай внимательность и расскажи друзьям, что на дорогах наших шалить никак нельзя.
Г. Гулять выходишь в город – внимательно следи за светом светофора, за знаками в пути.
Д. Дорожка «зебра» точно укажет переход – по ней шагай уверенно наш юный пешеход.
Е. Ещё при переходе запомнить не забудь, какой из трёх сигналов тебе откроет путь.
Ж. Желтеет свет в окошке, предупреждает он: «Внимание! Внимание! Спешить вам не резон».
З. Зажёгся свет зелёный в окошке впереди, - открыта всем дорога. Теперь вперёд иди.
И. Иди и помни, малыши с тебя берут пример.
К. Красный свет в окошке, он строго говорит: «Остановись, прохожий! Опасно! Путь закрыт!»
Л. Легко тому на улице, кто заучил на «пять», где можно сразу двигаться, где надо постоять.
М. Машин тот не боится, кто транспорта знаток и как в трамвай садиться усвоил назубок.
Н. На буфере кататься? Нельзя! Понятно всем – цепляться на подножку, стоять на колесе!
О. Опасно по дороге на велосипеде ехать. Стой нарушитель правил! Не видишь разве знак.
П. По улицам, по городу мы ездим и шагаем и азбуку дорожную на память изучаем.
Р. Рискует нарушитель, рискует головой, когда перед машиной бежит по мостовой.
С. Совет наш не играйте с мальчишкой – лихачом, который вдоль по улице гоняется с мечом.
Т. Такое помни правило – удач тебе в пути – троллейбус и автобус ты сзади обходи.
У. Уступайте старшим место! Это дети вам известно?
Ф. Футбол – хорошая игра… На стадионе детвора!
Х. Хоккейные команды сражаются зимой, но на катке ребята, а не на мостовой.
Ц. Цена такому спорту - больница, костыли. «Спортсменов» самокаты жестоко подвели.
Ч. Человек на улице – верный часовой: в новеньких погонах товарищ постовой.
Ш. Шагают, дети в детский сад и азбуку дорожную там будут изучать.
Щ. Щебет птичий в сквере.
Э. Это пригодится девчонкам и мальчишкам, когда они учиться начнут по новым книжкам.
Ю. Юным пешеходам мы даём наказ: «Выучите правила хорошо сейчас».
Я. Ясные и нужные правила для всех, чтоб звенел ребячий беззаботный смех.
Приложение № 3
Загадки
Что за чудо - синий дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином?
(автобус)
Спозаранку за окошком
Стук и звон и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(трамвай)
Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(регулировщик)
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(автомобиль)
Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(мотоцикл)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой ….
(велосипед)
Командир сигнал даёт
И сейчас же – в миг единый
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдоль несутся с гулким звоном,
Им в пути помехи нет.
И сменяется зелёным
Перед ними красный свет.
(пожарная машина)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный.
(светофор)
Посмотрите постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идёт.
А стоит на мостовой,
Как волшебник постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
(милиционер-регулировщик)
Приложение № 4
Рекомендации по использованию движения родителей с ребенком по дороге, для привития ему навыков безопасного поведения на дороге, отработка маршрута
«Мой путь в детский сад»
Практическое обучение детей наблюдению должно проводиться родителями с первых прогулок по улице вместе с детьми. Многократное наблюдение ситуаций и тренировка движений приведут к созданию необходимых навыков у детей. Весьма удобно использовать для этих целей движение в детский сад и обратно.
Общие рекомендации
Выходить из дома следует заблаговременно так, чтобы оставался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
Увидев автобус на противоположной стороне улицы на остановке, не спешите, не бегите. Объясните ребенку, что это опасно.
Выходя на проезжую часть улицы, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе надо молчать и наблюдать.
Следите за тем, чтобы ребёнок переходил улицу строго перпендикулярно.
Ребенок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.
Там, где есть светофор, переходите только по зеленому сигналу.
Переходите улицу только по пешеходному переходу, а у перекрестков, только – по линии тротуаров.
Выход из подъезда дома
Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе, нет ли его.
Если у подъезда стоит транспорт или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «выгляните», нет ли за препятствием скрытой опасности.
Движение по тротуару
Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие транспортные средства, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.
Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти из – за транспорта, а в это время из – за него выедет другой транспорт.
Такое наблюдение во время прогулок полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, - кустами, деревьями, заборами и т.д.
В этом случае у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
Переход через проезжую часть, где нет светофора
На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий на право, занимает правое крайнее положение и включает указатель правого поворота, а поворачивающий на лево – крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что пока он не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет на встречу. Поэтому лучше подождать, пока такой транспорт отъедет дальше.
Посадка в автобус, поездка и выход
Подходите к автобусу только после его полной остановке. Приучите, ребенка держатся за поручни. Уступать место пожилым людям. К выходу надо подготовиться заранее. Объясните ребенку, как водитель видит (в зеркало) пассажиров и что он иногда может в зеркало не заметить пассажира и пешехода.
Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым из автобуса то он, может упасть или выбежать из–за автобуса на проезжую часть дороги.
Постарайтесь не оказаться при выходе с ребенком из автобуса последним, лучше предупредить водителя словами или сигналом «Водитель, внимание!».
Особенно полезно показывать ребенку с тротуара моменты выезда попутного или встречного транспорта. При этом у ребенка развивается условный рефлекс предвидения скрытой опасности.
Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите только по пешеходному переходу.
Привитие навыка останавливаться для осмотра
Во время прогулок приучайте ребенка останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка поможет ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило для пешехода.
Привитие навыка запоминать дорогу в детский сад, школу и домой
Во время движения показывайте дорожные знаки, их название и назначение, пешеходные переходы, сигналы светофора, наличие магазинов, перекрестков, аптек, остановок маршрутного транспорта, названия улиц.
Можно нарисовать маршрут движения в детский сад или школу, и на нем показать опасные участки. Затем несколько раз можно пройти по этому маршруту и указать опасные места, как на схеме, так и на дороге.
Приложение № 5
Единый день безопасности дорожного движения
Утро. Д\И «Дорожные знаки» цель: продолжать знакомить детей
С дорожными знаками.
Беседа. « Где и как нужно переходить дорогу?» « Знаки наши помощники»
Цель: познакомить с правилами поведения на улицах города.
Занятие « Нам на улице не страшно!» цель: закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте, познакомить с понятием «перекресток» и «двухстороннее движение».
Прогулка. Целевая « Наблюдаем за светофором» цель: знакомство с работой светофора.
Подвижная игра «Цветные автомобили» цель: познакомить с работой милиционера-регулировщика.
После сна.
Сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы» цель: учить играть по правилам, различать дорожные знаки.
Решение проблемных ситуаций: «Дети играют с мячом рядом с дорогой ….» «Девочка перебегала дорогу перед близко идущим автомобилем …»
«Мальчик переходит дорогу на красный свет светофора …» цель: учить видеть нарушения, которые допускают пешеходы и дети.
Вечер.
Самостоятельная художественная деятельность: рисование «Мы примерные пешеходы» «Дороги нашего города» цель: учить видеть в рисунках опасные моменты, которые могут случиться на дорогах.
Чтение художественной литературы: М.Пляцковский «Светофор» цель: закрепить сигналы светофора.
И песню с собой взять не забудь! (песня «Светофор»)
Ляля. Какой красивый яркий мячик
Он не прыгает, не скачет
На дороге он скучает
Поиграть нас приглашает, (игра «Поймай мяч»).
Инспектор. Кто играет на мостовой -
Тот рискует головой!
Игра на дороге кончается больницей
Или даже можно жизни лишиться!
Пес. Надо перейти дорогу
Там аптека прибавьте ходу.
Заяц. Через дорогу переходить опасно
Это даже игрушке ясно.
Инспектор. Чтоб дорогу перейти
Надо переход найти
Если знак и «Зебра» есть
Дорогу переходим здесь!
Маша. Знаю я куда идти, где дорогу перейти.
Дорожный знак «Переход»
Говорит, что здесь есть ход.
Ляля. А я «Зебру» нашла
Ну, все, я уже пошла.
Инспектор. Подожди, не торопись
Ты сначала оглянись.
Видишь, светофор стоит
Он нам что-то говорит.
Пес. А где же ротик у него,
Как он скажет без него?
Инспектор. У светофора три глазочка
Три веселых огонечка.
Загорится красный глаз-
Перехода нет для нас.
Если желтый, стой на месте
Скоро в путь пойдем все вместе.
А зеленый свет - иди
Не задерживай пути.
Заяц. Эти правила просты
Запомни их и ты, и ты.
Маша. Пока в аптеку я схожу
Поиграйте-ка в игру.
Инспектор, (проводит игру «Красный, желтый, зеленый»)
Маша. Все, лекарства у меня –
Возвращаемся друзья.
Ляля. Дорогу переходим здесь
Где знак стоит и «Зебра» есть.
Пес. Зеленый свет мы подождем –
Тогда дорогу перейдем.
Заяц. На мостовой играть не будем –
Мы это не забудем!
Маша. Вот вернулись мы домой
Ну-ка, Мишка, рот открой.
Выпей вкусную микстуру –
Вот и нет температуры.
Медведь. Спасибо, что до аптеки добраться смогли,
Ведь ваши лекарства мне помогли!
Вот спасибо, вам друзья
Теперь здоров и весел я!
Все. Правила дорожного движения надо изучать
И взрослым, и детям их соблюдать!
( В конце участники поют песню «Взрослые и дети»).
Выполнила:
музыкальный руководитель
Бокий Елена Валерьевна
МДОУ детский сад №213
Приложение № 7
Занятие на тему: Знакомьте дошкольников с правилами дорожного движения «Нам на улице не страшно!»
( старший дошкольный возраст)
Цель: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знания сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другим.
Предварительная работа: чтение произведения Е.Петрова «Про правила дорожного движения», Г.Шалаева «Мои друзья – дорожные знаки», Н.Носов «Автомобиль». Ю.Могутин «Ты идёшь по улице…», О.Тарутин «Для чего нам нужен светофор», А.Дорохов «Зелёный, Жёлтый, Красный!».
Целевые прогулки к перекрёстку, к светофору, к дороге.
Рисование «На чем люди ездят?»
Лепка «Светофор».
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят,
10, 20, 100 подряд
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(улица)
- Ребята, дома такие большие, и их много, улица длинная и широкая. А мы такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому мы с вами должны знать, как вести себя на улице, чтобы с нами не случилась беда.
-Как вы думаете, для чего предназначена улица?
- На какие части она делится?
- Как называют людей идущих по улице?
- Как пешеход должен идти по улице?
- Где люди могут переходить проезжую часть?
- Как узнать где переход?
- Для чего нужны «зебра» и «островок безопасности»?
Педагог читает стихотворение и предлагает рассмотреть плакат «Дорожная азбука»
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
- Ребята, можно играть на дороге?
- Где должны играть дети?
- Как надо переходить улицу?
Площадки и дворы –
Вот место для игры.
А на проезжей части
Игра ведет к несчастью!
Дидактическая игра «Назови дорожный знак». Педагог показывает дорожные знаки, кто правильно называет, даёт фишку, в конце игры дети считают фишки и называют победителя.
- Ребята, отгадаете загадку:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути
Помогает улицу людям перейти.
(светофор)
Педагог закрепляет знания о сигналах светофора:
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- При каком нельзя?
Правил дорожных на свете не мало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья,
Знать как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Педагог предлагает поиграть в игру «Лучший пешеход»
Цель: закрепить знания о работе светофора.
Ход игры: Педагог делит детей на две команды. У ведущего в руках «светофор» - два картонных кружка. Первый с одной стороны зелёный, а с другой – жёлтый, второй – красный и жёлтый. На «светофоре» зелёный цвет – дети маршируют на месте. Жёлтый – хлопают в ладоши, красный – замирают. Кто перепутал сигналы, получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков.
- А теперь давайте еще раз повторим правила поведения пешеходов - и взрослых, и детей!
- По улице надо идти спокойным шагом.
- Идти только по тротуару, по правой его стороне.
- Улицу переходить только по переходу.
- Нельзя играть на проезжей части.
- Надо быть внимательным, отзывчивым, оказывать помощь друг другу, помогать переходить улицу маленьким и стареньким, инвалидам.
- Ребята, отгадайте загадку:
Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер-регулировщик)
Проводится игра «Слушай – запоминай»
Цель: закрепить правила дорожного движения, научить чётко, выражать свои мысли, говорить верно.
Ход игры:
Ведущий держит в руках жезл для регулирования дорожного движения.
Дети стоят в кругу, ведущий подходит к любому игроку и передаёт ему жезл. В ответ нужно назвать правило поведения пешехода на улице. Например: «Нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом!»
Услышав правильный ответ, ведущий передаёт жезл другому участнику игры, и тот тоже называет одно из правил дорожного движения, но, не повторяя уже названное. Поэтому все должны внимательно слушать и запоминать эти правила.
- На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья - дорожные знаки. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и то, что нельзя делать на дороге. (Педагог рассматривает вместе с детьми дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, указательные).
Педагог читает четверостишие:
- Город, в котором с тобой мы живём
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука, над головой,
Знаки развешены над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
В конце педагог подводит итоги занятия и предлагает детям нарисовать дорожные знаки, путь из дома в детский сад, знакомую улицу.
Приложение № 8
Воспитываем пешехода (родительское собрание)
«Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители».
Ю. Яковлев
На дорогах города с каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. К сожалению, этот процесс сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Ежегодно в автопроисшествиях получают ранения и гибнут сотни детей. Среди пострадавших немало дошкольников. Дети чаще всего гибнут из-забеспечности, безответственности со стороны взрослых к их поведению на улице, незнания самими детьми элементарных правил дорожного движения. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость.
Важно как можно раньше научить наших юных граждан правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, с пяти-шести лет, когда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Они должны понять опасность уличного движения, но в то же время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.
Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте в дошкольных учреждениях должны проводиться специальные занятия по разработанным перспективным планам, занятия по окружающему миру и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, наблюдения за пешеходами, транспортом и обсуждение интересных ситуаций с детьми. Просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, настольные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, развлечения и конкурсы.
Для повышения ответственности за соблюдением детей правилам дорожного движения с родителями также должна проводиться определённая работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, памятки для родителей по правилам дорожного движения.
Частыми гостями детских садов должны стать сотрудники ГБДД (пригласить на собрание работника ГБДД).
Безопасность движения на улицах и дорогах достигается тогда, когда все строго соблюдают правила:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.
2. Там, где нет тротуаров, ходить нужно по краю проезжей части, на дорогах - по левому краю дороги – навстречу движению, чтобы видеть транспорт и вовремя отойти в сторону.
3. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходным переходам, обозначенными линиями или указателями «Пешеходный переход».
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности; посмотрите налево, дойдя до середины улицы – направо.
5. Запрещается пересекать путь движущимся вблизи транспортным средствам, выходить из-за них на проезжую часть, не видя обстановки на улице. Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспорта, стоящего вблизи тротуаров.
6. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зелёном сигнале светофора.
7. В местах, где переходы не обозначены, где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт.
8. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать правила дорожного движения, а также устраивать игры на улицах.
9. Не позволяйте детям кататься на велосипедах по проезжей части улиц и на тротуарах.
10. Переходя улицу, не выпускайте руки ребёнка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без надзора.
В заключении хочется сказать: «Уважаемые взрослые! Будьте примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!»
Приложение № 9
Анкета для родителей
Знаете ли вы:
1. Как называется часть улицы, по которой едут машины?
2. Как называется часть улицы, отведённая для пешеходов?
3. Кого называют пешеходами?
4. Где безопасно переходить улицу с ребёнком?
5. Как найти место для перехода улицы?
6. Что обозначают красный, желтый, зелёный сигнал светофора для пешеходов, водителей?
7. Как нужно переходить улицу вблизи остановки, маршрутного транспорта?
8. Для чего вдоль дорог поставлены дорожные знаки?
9. Какие знаки вам известны, что они обозначают?
10. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?
11. Вы всегда соблюдаете правила дорожного движения?
12. На что, должны обращать внимание семья и детский сад при обучении детей безопасному типу поведения на дороге?
13. Нужна ли вам помощь детского сада?
Приложение № 10
Анкета для детей
1. Кто является участником движения?
2. По какой части дороги должен ходить пешеход?
(по тротуару, по проезжей части)
3. Каковы обязанности пешехода, пассажира?
4. Какое транспортное средство можно отнести к общественному?
(автомобиль, грузовик, автобус)
5. При включении зелёного сигнала светофора можно ли сразу начинать переход дороги?
6. Как называется место пересечения дорог?
(тротуар, перекрёсток, проезжая часть)
7. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
8. Где можно играть в различные игры?
(на проезжей части, на тротуаре, только на специально оборудованной площадке)
9. В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переходить дорогу?
(направо, налево, прямо)
10. Как называют людей идущих по дороге?
(пешеход, водитель, пассажир)
11. В каком месте можно переходить дорогу?
(в любом, там, где есть пешеходный переход)
12. Какие бывают переходы?
(подземный, наземный)
13. Сколько сигналов у светофора? На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу?
14. Почему нельзя выходить на проезжую часть дороги из-за машины, сугроба, дерева?
15. Какой транспорт ты знаешь? Какой транспорт называют общественным? На каких машинах устанавливается сигнал «Сирена»? Какие ты знаешь правила поведения в общественном транспорте?
16. Что такое дорога? Почему нельзя играть на дороге?