Перспективный план по правовому воспитанию. Средняя группа |
Дата | Тема | Цель и содержание деятельности | Вид деятельности | Дидактический материал |
Сентябрь | «Я и мое имя. Что оно означает?» | Рассказать о происхождении имени, подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо и каждый человек имеет право на имя. | Оформление альбома «Кто я?» | Сказки: «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Игры: «Назови по имени», «Угадай кто позвал?» |
Октябрь | «Моя семья» | Ввести понятие «Семья». Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. | Выставка рисунков «Моя семья». | Сказки Ш. Перро «Золушка». Игровые ситуации «Кем ты приходишься твоим родителям», «Огорчится ли мама, если …», «Почему я их люблю». |
Ноябрь | «Будем здоровы» | Дать понятие «здоровье». Беседа о здоровье, почему человеку важно заботиться о своем здоровье | Оформление папки для родителей «О пользе закаливания». | Сказки, стихи: «Воробушек-воробей», бр. Гримм «Бременские музыканты», К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», С Михалков «Бараны», игра «Больница» |
Декабрь | «Дом, в котором я живу» | Дать понятие «дом», его функции, разные типы жилья. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища. | Выставка рисунков «Мой дом». Совместное празднование мероприятия «Новый год» | Сказки «Зимовье» М. Мревлишвили «Заячьи следы», Ю.Мориц «Дом гнома - гном дома», «Волк и семеро козлят». Игра «Заходите в гости» |
Январь | «Жизнь прекрасна» | Знакомство с понятие «жизнь». Сообщение о том, что во всех странах жизнь человека охраняется законом. | Игры «Гуси – лебеди», «У медведя во бору…», «Воробушки и автомобиль» | Сказки «Колобок», «Семеро козлят», «Снегурочка», Д. Радович «Крокодиловы слезы», В. Берестов «Воробушки» |
Февраль | «Не обижай меня» | Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости. | Выставка рисунков «Папа, мама, я – спортивная семья» | Сказки «Лисичка сестричка», В. Осеева «Волшебная иголочка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Д.Хармс «Кто кого перехитрил» |
Март | «Мои папа и мама любят меня» | Продолжать знакомить детей с правом на любовь и заботу родителей. | Утренник «Женский день 8 марта» | Сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л. Толстой «Три медведя». Игры «Семья», «Дочки-матери» |
Апрель | «Какие мы разные» | Беседа с детьми о праве на индивидуальность, на свое мнение. | Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности» | Сказки «Морозко», «Сивка-бурка», «Журавль и цапля», Ю.Владимиров «Чудаки», «Знаменитый утенок», А. Мили и Б. Заходер «Винни-Пух и все, все, все» |
Май | «Отдых, досуг, развлечения» | Познакомить детей с правом на отдых, досуг, развлечения. | Развлечение «Здравствуй лето!» | |
Перспективный план по правовому воспитанию. Старшая группа |
Месяц | Статья | Тема | Задачи | Формы работы | Вид деятельности |
Сентябрь | 5, 7, 9, 31 | «Вот и стали мы на год взрослей | Формировать отношений дружбы, терпимости со сверстниками и воспитание у детей чувства причастности и привязанности к своему детскому саду. | Праздник «Новоселье» | Подготовка к празднику, разучивание песен, стихов, игр, танцев. |
2 | «Что такое право?» | Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка». | Совместная деятельность, беседа | Оформление группового панно «Наши права» |
Октябрь | 7, 8 | «Мое имя» | Формировать представления о важности права на имя. | Беседа | Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?» Рисование |
«Происхождение имени» | дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя, познакомить с историей возникновения имен; повышать самооценку. | «Встреча с интересными людьми» | Д\И «Обратись по имени», «Угадай кто позвал» Индивидуальные беседы с родителями о происхождении имени. |
Ноябрь | 7, 8 | «Имена вокруг нас» | Дать знания детям о других именах | «Сладкий вечер» | Рисование эмблем |
2 | «Земной шар на столе» | Познакомить детей с историей появления и использования глобуса. Развивать логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес путем экспериментирования. Обогащать словарный запас | Познавательная беседа | Рассматривание глобуса |
2,3 | «Знаки вокруг нас» | Ввести понятие знак, показать роль и значение различных знаков в нашей жизни, познакомить с конкретными знаками: простыми (жесты, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления), универсальными (знаки дорожного движения) и др. | Познавательное развлечение | Выполнение задания «Колобок» и «Красная шапочка». |
Декабрь | 5,7,9, 10,18 | «О происхождении фамилий» | Выяснить происхождение русских фамилий | «Сейчас узнаем» | Изготовление личных визиток. Рассматривание альбомов «Кто я?» |
«Моя семья» | Расширять представления детей о своей семье, родословной. | Беседа | Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?» Рисование на тему «Моя семья» |
Январь | 7 | «Как снеговички выбирали себе имена» | Развивать мыслительные операции, делать выводы, активизировать словарь детей; | Еженедельная традиция «Театральный вечер» | Сочинение сказки детьми, постановка спектакля |
31 | «Зимние забавы» | Расширять представление детей о зимних забавах и развлечениях. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме. | Ежемесячная традиция (физкультурный досуг) | Игры, катание на санках, лыжах |
Февраль | 7,8 | «Такие разные человечки из конусов» | Развивать умение детей обыгрывать поделки, развивать воображение. | Театральный вечер | Постановка спектакля |
16 | «Мой дом» | Развивать эмоционально положительное отношение к праздникам | Развлечение | Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?» Рисование на тему «Дом в котором я живу» Конструирование из различных видов конструктора |
Март | 5,19 | «Дети сироты» | Познакомить детей со стихотворением; рассмотреть иллюстрации | Беседа | Чтение стихотворения «Нищенская» Рассматривание иллюстраций |
9,19 | Привлекать детей к прослушиванию сказок | Утренняя традиция «Приходи сказка» | Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
| 7,9,31 | «Отдыхай всей семьей» | Развивать интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста в условиях соревнования. | Математический праздник | Игры, аттракционы, задачи, загадывание загадок. |
3,6,24 | «Будем здоровы» | Закрепить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. | Познавательная беседа Праздник здоровья | Рисование схем, эмблем. Игры, эстафеты |
Ежедневные традиции | Проведение мини-гимнастик, бодрящей гимнастики после сна |
Утренняя традиция «Приходи сказка» | Чтение «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» |
Май | 7 | «Моя Родина-Россия» | Закреплять знания о своей родине | Викторина | Работа с картой мира |
3, 6, 24 | «Мои помощники» | Формировать представления детей о строении человека. Воспитывать желание быть здоровым. | Беседа | Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Я-человек» |
«Самый самый…» | Побуждать детей к прослушиванию сказок | Вечерняя традиция «Сейчас узнаем» | Чтение познавательной литературы «Энциклопедия спорта» |
Перспективный план по правовому воспитанию. Подготовительная к школе группа. |
№ п.п./период | Тема | Цель и содержание деятельности | Вид деятельности | Дидактический материал |
1. (Сентябрь) | «Что такое право, права и обязанности». (Ст. 2) | Познакомить детей с понятием «право», «права», «обязанности». Дать представление о Конвенции ООН о правах ребёнка. Воспитывать уважение к правам человека. Сформировать представление у детей, о том, что каждому праву соответствует обязанность, которую необходимо выполнять. Способствовать воспитанию правовой культуры. | Оформление панно «Наши права». Изготовление знаков, эмблем для обозначения прав. | З.К.Шнекендорф «Младшим школьникам о правах человека»,Е.Шабельник ,Е.Каширцева «Ваши права» |
2. (Октябрь) | «Моё имя» (Ст.7,33) | Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Напомнить об обязанности детей уважать старших, называть взрослых по имени и отчеству. | Беседа «Мое имя. История имени». Изготовление карточек к игре «Наши права», оформление панно «Моя группа», | С.А.Козлова «Мой мир» Д/игры: «Обратись по имени», «Угадай кто позвал?», «Радио», «Как зовут тебя» Чтение художественной литературы Т.А.Шорыгина « Похищенное имя». |
3. (Ноябрь) | «Человек – это звучит гордо». (Право на свободу и равенство) Ст.19,37 | Дать детям представление о том, что у каждого человека есть право на равенство и свободу; Сформировать понятие, что все люди, независимо от цвета кожи, места рождения, классовой принадлежности рождаются свободными по отношению друг к другу; Воспитывать уважение к чувству собственного достоинства других людей. | Беседа «Я, ты, он, она вместе целая страна». Игра «Сейчас узнаем» Знакомство с национальными традициями, костюмами, фольклором, бытом русского народа, народными играми. (посещение этнографического музея) Рассматривание иллюстраций | Г.Х.Андерсен «Ромашка», «Царевна- Лягушка» |
4. (Декабрь) | «Моя личная жизнь, мои личные вещи» Ст.16 | Познакомить детей с правом на защиту от вмешательства в их личную жизнь; Расширять представления детей о праве не вмешиваться в личную жизнь других людей, каким – либо образом; Воспитывать уважение прав человека на свою тайную личную жизнь. | Выставка «Мои любимые игрушки» Индивидуальные выставки детей, выставки-коллекции | З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго» |
5. (Январь) | «Книга-друг человека» " (Право на получение информации) Ст.13 | Познакомить детей с правом на получение информации. Развивать интерес к книге ,чтению, библиотеке. | Русская народная пословица «С книгой жить – век не тужить». Рисунок обложки своей любимой книжки. Занятие «Мыидем в библиотеку» Экскурсия в детскую библиотеку. | З.А.Гриценко «Пришлите мне чтения большого» |
6. (Февраль) | «Право на семью»( Право на любовь и заботу в семье) Ст.7,9 | Углубить представления детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Напомнить об обязанностях - слушаться своих родителей, уважать своих родителей и старших. Русская народная пословица «Дружная семья не знает печали», « В гостях хорошо, а дома лучше». | 1.Знакомство ребят с пословицами о семье. 2.Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций о семье. 3.Беседа 4. Чтение художественной литературы: В. Осеева «Просто старушка» 5..Сюжетно-ролевая игра «Семья» 6. Создание коллажа «Моя семья, моя крепость» (совместно с родителями) Работа с родителями: «Изготовление семейного герба» | С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей и взрослых» |
7. (Март) | «Право на жильё» Ст 16 | Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. | Беседа «В гостях хорошо, а дома лучше" Конструктивно-модельная деятельность «Дома» С/р игра «У нас новоселье» Русская народная сказка «Зающкина избушка» | Д. Солария «Штрихи времени.Жилища» Игра «Узнай по описанию» |
8. (Апрель) | «Право на жизнь» Ст.6 | Дать детям представление, что они имеют право на безопасные условия жизни; Формировать понятие, что нельзя подвергаться жестокому или небрежному обращению других людей и себя; Воспитывать желание ценить свою личную и чужую жизнь. | Драматизация сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | М. Пришвин «Жаркий час» ,П. Житков «На воде» |
9. (Май) | «На пороге школы» ( Право на воспитание в образовательных учреждениях) Ст.28 | Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека, государства; необходимости выполнять свою обязанность не лениться учиться, слушаться и уважать учителя. | Знакомство с профессией воспитатель, учитель. Рассматривание иллюстраций о школе. Чтение художественной литературы Л.Н.Толстой «Филиппок». Рисование «Нарисуй школу, в которой будешь учиться» Д/игра «Что за чем», «Собери портфель». | |
10. (Май) | «Игры,развлечения» (Право на отдых, на выбор друзей.) Ст.31. | Рассказать детям о праве на отдых ,развлечениях. | Изготовление коллажа «Скоро лето!». Беседа «Мои любимые праздники» Подвижная игра: «Змея», «Сороконожка» способствовать сплочению детского коллектива, поднять настроение. Праздник «Выпускной бал» Рисунок другу…. | Сборник «Я познаю мир» |