Развитие речи «Откуда хлеб пришел» Цель: формировать представление и прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, формировать бережное отношение к хлебу, помнить о цене хлеба. Создание условий для развития речи детей. Задачи: Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. -Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос. Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр. Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?» Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе. Ход занятия: В: Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/. - откуда хлеб пришёл? – Из магазина. - А в магазин как попал? – Из пекарни. - Что делают в пекарне? – Пекут хлеб. - Из чего? – Из зерна. - Откуда зерно? – Из колоса пшеницы. - Откуда пшеница? – Выросла в поле. -Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/. - А что они делают? – Хлеб убирают. В: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Д: О хлебе. В: Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома. Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно будет хлеб. Черный или белый. Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся. В: Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл. В: Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба. В: Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести. В: Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/. Д: Первыми на поле выезжают трактора. В: Что тащат трактора за собой? Д: Трактора тащат за собой плуг. В: Какую работу выполняет трактор с плугом? Д: Трактора пашут землю. В: Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/. В: Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что? Д: сеялки. В: правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю? Д: Трактора по полю тащат сеялки. В: Алия повтори. Д: Трактора по полю тащат сеялки. В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых». Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/. В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках? Д: колосья пшеницы. В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда. В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются? Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры». В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра. - Ребята, кто управляет комбайном? Д: комбайном управляет комбайнёр. В: Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/. В: Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут мельницу. В: Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово. Д: Элеватор. В: Значит, куда везут машины зерно? Д: Машины зерно везут на элеватор. В: На элеваторе, что происходит с зерном? Д: Тут зерно превращается в муку. В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше. В: Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку. В: Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу. Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор, много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным хлебом человечество обязано Египту: греки и римляне впервые попробовали на берегах Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он первым делом распахивал землю и сеял зерно. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало» В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. (2 раза) Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга. Пшеница – нет пшеницы. Овёс - нет овса. Сеялка – нет сеялки. Каравай – нет каравая. Зерно – нет зерна. Колос – нет колоса. Колосья – нет колосьев. Комбайн – нет комбайнов. Хлеб – нет хлеба. Батон – нет батона. Машина – нет машины. Рожь – нет ржи. Мука – нет муки. В: Отгадай легко и быстр: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый И бывает… подгорелый! Д: Хлеб. В: По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели. Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный». Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/. Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/. Колос пшеницы. /Пшеничный колос/. Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/. Мука изо ржи. /Ржаная мука/. Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/. Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/. В: Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы. Следующая игра «Родственные слова» Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/. Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/. Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/. Посуда для хлеба. /Хлебница/. Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/. Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/. Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/. В: сегодня мы говорили о хлебе: Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание. На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/. В: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Что было легко7 что было сложно ? Худ тв апплик Цель занятия: формировать умение детей вырезать овал из прямоугольника путем срезания уголков. Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями строения колоса; 2. Вспомнить правила безопасного использования ножниц; 3. Продолжать учить детей путем срезания уголков прямоугольника получать овал; 4. Закреплять приемы аккуратного наклеивания; 5. Развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Оборудование и материалы: иллюстрации и рисунки на тему «Хлеб, колосья», колоски пшеницы, листы белые формата А5 – по количеству детей, прямоугольники желтого цвета размер 1,5х3 см – по 9 шт. каждому ребенку, полоска желтой бумаги 5 мм х15 см по 3 шт. каждому, клей , кисти для клея, салфетка – по количеству детей, музыкальный центр, музыкальное сопровождение: звуки природы для релаксации «Весенние голоса», мультемидийная установка с презентацией «Хлеб, колосья» Предварительная подготовка: беседа с детьми на тему «Хлеб - всему голова» Методы и приемы работы с детьми: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, физ. минутка, самостоятельная деятельность детей, использование художественной литературы. Ход : 1. Вводная часть. Воспитатель: Ознакомление детей с темой занятия. Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный колосок» Расскажу тебе, дружок, Про чудесный колосок. Тот, что зреет на полях – Попадёт на стол в хлебах. Сушки, плюшки и батон – Хлеб приходит в каждый дом. Воспитатель: О чем это стихотворение? Дети: О колоске. Воспитатель: Что может получиться из колоска? Дети: хлеб, сушки, плюшки, батон. Воспитатель: А можем мы из одного колоска сделать много плюшек? Дети: Нет. Воспитатель: Почему? Дети: В одном колоске мало зернышек, а значит получиться мало муки. Воспитатель: Давайте мы сегодня с вами сделаем много колосков. Вот посмотрите, какие они, какая форма у зернышек, какой цвет, как они расположены, их размер? (рассматривают картинки на слайдах и воспитатель объясняет) Дети рассматривают колоски пшеницы, трогают ручками и отмечают: форма зернышек овальная, цвет – желтый, светло коричневый, расположены - один за другим, размер – маленькие. 2. Основная часть. Воспитатель: Какие правила работы с ножницами мы знаем. Дети: ножницами не махать, если они уже не нужны, то должны лежать на столе закрытыми, при необходимости передавать друг другу ножницы закрытыми, держа за лезвия. Воспитатель: Давайте все вместе нарисуем овал в воздухе. Дети: рисуют овал в воздухе. Воспитатель: Напомню вам, как вырезать из прямоугольника овал: беру в правую руку ножницы, большой палец в одно кольцо ножниц, в другое кольцо средний палец, а указательный палец лежит сверху ножниц. Локти на столе. В левую руку беру заготовку, держу за большую сторону, и срезаю уголки. Концы ножниц должны быть направлены только от себя. Далее мы срезаем получившиеся уголки до той степени, пока у нас не получится овал. Можете приступать к работе. Дети: вырезают овалы из прямоугольников. (Музыкальное сопровождение: звуки природы для релаксации «Весенние голоса»). Физкультминутка. Все захлопали в ладоши Дружно, веселее. Застучали наши ножки Громче и быстрее По коленочкам ударим Тише, тише, тише, Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше, Завертелись наши ручки, Снова опустились, Покружились, покружились И остановились. Воспитатель: Зернышки мы вырезали, а теперь нам надо вырезать усики. Для этого, мы разрезаем 2 наших полоски по намеченным линиям Дети: Разрезают полоски на 5 частей. Воспитатель: Теперь у нас все готово и мы начинаем приклеивать наши детали в следующей последовательности: - стебель. Отступив от низа немного, посередине приклеиваем длинную полосочку – это стебель. Намазываем полоску клеем на клеенке, прикладываем на белый лист и прижимаем салфеткой. - зерна. Примерно на середине стебля начинаем приклеивать наши зернышки. Размещаем их в шахматном порядке (первую приклеим с одной стороны, а второе зернышко с другой стороны немного выше, третье – там же где и первое зерно, но повыше второго и т. д.) Дети: выполняют задание. 3. Завершающий этап. Воспитатель: Давайте посмотрим на наши работы. Дети, колоски очень рады, что их стало так много. Они говорят вам спасибо. Давайте мы повесим наши работы вместе на выставку. Воспитатель: Что мы сегодня делали? Дети: Клеили колоски, вырезали из прямоугольника овалы. Воспитатель: Что больше всего понравилось? Дети высказывают свое мнение. Воспитатель: а теперь давайте вместе полюбуемся с вами пшеничным полем (дети под музыку смотрят слайды пшеничных полей) Музыка по плану муз руководителя |