МАОУ «Прогимназия №237 «Семицветик»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром:
«Откуда хлеб пришел»
(Старшая группа)
Подготовила воспитатель:
Рыжова О.П.
Саратов 2023г.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать понять, что хлеб- итог работы многих людей.
Развивающие:
Развивать речь детей: обогащение словарного запаса. Развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: комбайн, элеватор, хлебобулочные изделия, жатва, зерно, мукомольный завод, комбайнер, тракторист, хлебозавод (пекарня), пекарь, хлебороб.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме, чтение сказки «Колосок», Рассматривание колосьев пшеницы.
Материал: Набор картинок по теме, мнемотаблицы, каравай, колосья, тесто, мука, мяч для игры, презентация на тему «Откуда хлеб пришел».
Ход НОД
Воспитатель собирает вокруг себя детей «Придумано кем-то и просто и мудро, при встрече здороваться- Доброе утро! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утр!»».
Дети встают около стола, на столе на подносе лежат: Каравай, тесто, мука, колосья.
Вопросы по теме:
-Что вы сегодня ели на завтрак? (ответы детей)
-А мы сегодня будем говорить о том, что вы еле на завтрак, но вам нужно догадаться, о чем. В начале это вещество (оно не одушевленное)- может подниматься, опускаться, пыхтеть, киснуть, пузыриться, убегать.
Затем из этого вещества делают продукт, который вы ели на завтрак
Как вы думаете, что это может быть (ответ детей)
Давайте уточним загадкой:
«Он и черный, он и белый, и всегда он загорелый
Мы как кушать захотим то всегда садимся с ним»
Что это? (ответы детей)
-Да мы сегодня поговорим о важном продукте- хлебе
-Как он попал к нам в детский сад?
-Как появился в магазине?
- Где пекут хлеб? Из чего пекут?
-Как появилась мука?
-Из чего смололи муку?
-Откуда появилось зерно?
-Как зерно попал в поле?
-Из какого зерна пекут хлеб? (рожь, пшеница, гречиха, кукуруза)
Физ минутка
Воспитатель: А сейчас я превращаю вас в маленькие зернышки (дети присаживаются)
Теплое солнышко пригрело землю, пошел дождик.
Зернышки росли, росли, стали колосками (встают, руки вверх, тянутся к солнышку).
Сильно припекло солнце, колоски повяли (опускают руки, голову, плечи, туловище).
И вот снова пошел дождь полил колоски и снова колоски ожили, потянулись к солнцу (поднимают туловище, плечи, голову, руки).
В поле выросли замечательные колоски, улыбнитесь друг другу. Молодцы дети!
-Ну а теперь усаживайтесь по удобнее и будем смотреть слайды на тему «Где растут булки».
Показ слайдов, комментарий
1.Трактор пашет землю плугом
2.Рыхление бороной
3.Посев семян
4.Хлебное поле
5.Уборочная страда. (жатва). Работают комбайны.
6.Машины везут зерно на элеватор
7.Мукокомольный завод
8.Хлебозавод (пекарня)
9.Хлебобулочные изделия в магазине
Воспитатель: Скажите дети, как называются все продукты, выпеченные из муки? (ответы детей)
Дид. Игра: «Назови хлебобулочные изделия» (булочки, хлеб, батон, рогалики, слойки, пирожки, калачи, бублики, баранки, торт, печенье, пирожные, кекс, пироги, вафли, рулет, сухари, пряники, куличи, ватрушки, лепешки, оладьи, блины..»
Кто называет изделие, тот встает в круг.
Игра с мячом «Придумай слово».
-Назови хлеб ласково? (хлебушек)
-Квас из хлеба, какой? (хлебный)
-Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
-Посуда где хранится хлеб? (хлебница)
-Ко выращивает хлеб? (хлебороб)
-Завод, где пекут хлеб? (хлебозавод)
-Как называются изделия из теста?
-Крошки у хлеба какие? (хлебные)
-Как называется умная машина, которая помогает в уборке хлеба? (комбайн)
-Как называются люди, которые работают на комбайне? (комбайнёры)
-Мука из пшеницы какая? (пшеничная)
-Мука из ржи какая? (ржаная)
-Мука из кукурузы какая? (кукурузная)
-Мука из гречихи какая? (гречишная)
Воспитатель спрашивает у детей: Нужно ли беречь хлеб? (ответы детей)
Предлагает сесть на стулья и послушать стихотворение:
Сергея Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
-Как вы думаете хорошо ли вели себя дети?
-Что неправильно было в их поведении?
-Как можно назвать их поступок?
-Почему человек поднял хлеб?
-Как вы считаете, дети поняли, что поступили неправильно, играя хлебом как мячом? (ответы детей)
Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Воспитатель: Ну, а сейчас друзья, я думаю, что вы без труда разложите по порядку картинки на столе по теме «Откуда хлеб пришел».
Дид.игра: «Что сначала, что потом»
Угощение караваем.