Основная образовательная программа дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная общеобразовательная программа (далее ООП) МК ДОУ детский сад «Полянка» – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса, разработанный в соответствии с законодательными документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-I от 10.07.1992 г.;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 26 января 2012 г.;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» № 91 от 22.07.2010 г.;
- Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 от 20.12.2010 г.;
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 2012г (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2151от 20.07.2011 г.);
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23.11.2009 г.);
- Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Полянка»,
с учётом рекомендаций авторов примерной образовательной программы Н.Е. Веракса «От рождения до школы», с учётом социального заказа семьи (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ. Возрастные особенности детей определены характеристикой примерной программы Н.Е. Веракса «От рождения до школы».
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Возрастные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основная образовательная программа дошкольного образования »
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № _____
От «___»____________2013г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ детский сад «Полянка»
___________________ С.Ю. Петухова
«___»______________ 2013 г
1. Общие данные
1.1 Основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы.
Наш детский сад вошёл в Областную государственную программу «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Свердловской области» на 2010-2014 гг.
Направление: возврат перепрофилированных ранее детских садов. Ранее был детский сад, затем Социальный реабилитационный центр детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На данный момент в рамках программы часть здания была передана в муниципальную собственность. В рамках данной программы на ремонт части здания, строительство пищеблока было выделено 4млн.754тыс. руб.; на оборудование 1млн.400тыс. руб. Созданы условия для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Здание детского сада построено по проекту, двухэтажное, светлое, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Групповые комнаты и спальные комнаты отделены друг от друга. Каждая группа имеет свой запасной выход. Имеется кабинет оказания первой медицинской помощи.
Кухня-пищеблок расположен на первом этаже (овощной цех, мясо-рыбный цех и цех готовой продукции). Кухня обеспечена необходимыми наборами оборудования (бытовой холодильник двухкамерный – 1 штука, электроплит 4-х конфорочная с жарочным шкафом – 1 штука, электрическая мясорубка, универсальная кухонная машина- 1 штука)
Кладовка расположена на первом этаже обеспечена необходимым оборудованием: бытовой холодильник двухкамерный – 1 штука, морозильная камера – 1 штука, стеллаж – 1 штука.
Прачечная оборудована 2 стиральными машинами с автоматическим управлением, электрическая швейная машинка, имеется гладильная доска, утюг.
На территории детского сада для каждой группы есть отдельный участок для прогулок, на котором размещены малые архитектурные формы.
Имеется физкультурная площадка.
В детском саду функционируют 2 группы, из них: подготовительных – 2 группа.
Плановый контингент ДОУ - 46 детей.
Фактический списочный состав - 58 детей, что составляет 126 % от предполагаемого по плану.
1.2 Юридический адрес:
Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, п. Арти, ул. Бажова, 89 часть 2.
1.3 Заведующий МКДОУ:
Петухова Светлана Юрьевна
Образование - высшее
Категория – соответствие
Стаж педагогический – 22,5 года
Стаж работы в должности – 1,5 года.
1.4. Количественная и качественная характеристика педагогического коллектива
Педагогический персонал на 01.05.2013 г.:
Общее
количество педагогов
Заведующий
Воспитателей
Специалистов
Образование
Квалификационная категория
5
1
3
1
2
-
3
1
-
1
3
Специалисты ДОУ:
Музыкальный руководитель -2
Возрастной ценз:
Возраст
Количество педагогов
ОТ 20 ДО 35
1
ОТ 35 ДО 45
2
ОТ 45 ДО 55
2
ОТ 55 И СТАРШЕ
-
Сведения о наградах сотрудников:
№ п/п
ФИО
Стаж работы в учреждении
Должность
Управление образования АГО
Главы АГО
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Министерство образования и науки РФ
Руководители
1
Петухова Светлана Юрьевна
С 2011 года
заведующий
-
-
-
-
Педагогический персонал
2
Кетова Ирина Юрьевна
С 2011 года
воспитатель
-
-
-
-
3
Иванова Галина Павловна
С 2011 года
воспитатель
-
-
-
-
4
Русинова Ольга Алексеевна
С 2011 года
воспитатель
-
-
-
-
5
Шевалдина Инна Львовна
С 2011 года
Музыкальный руководитель
1.5. Основные направления деятельности МКДОУ:
Физическое
Социально-личностное
Познавательно-речевое
Художественно-эстетическое
Приоритетные направления деятельностиобразовательного учрежденияпо реализации ООП ДО МКДОУ детский сад «Полянка»
Приоритетная деятельность МКДОУ детский сад «Полянка» по обеспечению равных в стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования за счёт обогащения форм работы с детьми.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В основе воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения лежит примерная образовательная программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».
1.6. Анализ социально-ритмического состава семей в ДОУ
Опрошены родители 46 детей (мамы).
Социологический портрет семей воспитанников ДОУ
Показатель
Количество (в %)
Количество семей
Полных
33 (72%)
Неполных
13 (28%)
Количество детей в семье
1 ребенок
25 (54%)
2 ребенка
14 (31%)
3 и более
7 (15%)
Какой ребенок в семье по порядку
1-й ребенок
19 (41%)
2-й ребенок
21 (46%)
3-й и далее
6 (13%)
Образование родителей
Основное
1 (2%)
Среднее
3 (6,5%)
Среднее специальное
28 (61%)
Высшее
14 (30,5%)
Место работы родителей
Рабочие
24 (52%)
Служащие
12 (26%)
Педагоги
3 (6,5%)
Медицинские работники
4 (9%)
Безработные
3 (6,5%)
Бытовые условия большинства семей хорошие и удовлетворительные. Неблагополучных семей и семей из группы риска нет.
1.7 Характеристика системы управления
Организационная структура управления детского сада представляет собой линейно-функциональную иерархию, которая строится по уровневому принципу:
I уровень - заведующий;
II уровень – медицинская сестра, завхоз;
III уровень - воспитатели, специалист, младшие воспитатели.
Заведующий имеет право общего руководства, обладает кадровыми полномочиями и дисциплинарной властью.
МКДОУ детский сад «Полянка»
ГБУ СОН «СРЦН Артинского района»
МК ДОУ ДОД «Артинский ЦДТ»
ГБДД Артинского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Артинский лицей»
Детский сад ежегодно заключает договор о сотрудничестве с ГБУ СОН «СРЦН Артинского района», осуществляет сотрудничество с педагогическим коллективам Артинского лицея, ЦДТ.
1.9 Социально-педагогическая характеристика внешней среды
Дошкольное учреждение находится в экологически чистой зоне на окраине посёлка. В одном здании с дошкольным учреждением расположен Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних Артинского района.
1.10. Статус ДОУ среди населения:
Дошкольное учреждение востребовано, пользуется большим спросом у населения района и города.
Ценится за высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, качественную подготовку к школам- лицеям, предполагающим повышенный познавательный уровень.
1.11. Дополнительная информация:
Основная ЦЕЛЬ: Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
2. Проблемно-ориентированный анализ
Нормативно правовая база ДОУ основывается на документах:
- Закон «Об образовании» РФ;
-«Декларация прав ребенка»;
-«Конвенция прав ребенка»;
-Семейный кодекс РФ;
-Устав ДОУ;
- Концепция дошкольного воспитания, 1989г.;
-Трудовой кодекс РФ.
Эта нормативно-правовая база позволяет нам реализовывать Программу образования и воспитания в детском саду.
Источник финансирования ДОУ – бюджет, используется на оснащение материально-технической базы, приобретение дидактических материалов, литературы. Бюджетное финансирование служит важной основой финансово-экономического функционирования ДОУ, но как показала практика, этих средств пока явно недостаточно для того, чтобы помочь педагогическому персоналу не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к профессии педагога, но и заниматься постоянным развитием и самосовершенствованием. Необходимо находить постоянные источники внебюджетного финансирования. Такая работа ведется.
Следует расширять и укреплять внебюджетные источники финансирования ДОУ, так как бюджетных средств явно не хватает для развития дошкольного учреждения, в соответствии с современными требованиям «Закона об образовании» и социального запроса заказчиков педагогического процесса – родителей.
Последовательность решения задач Программы развития прослеживается в годовых планах, планах инновационной деятельности коллектива в целом и специалистов, инновационном банке.
Любая задача решается на протяжении нескольких лет, углубляясь и расширяясь. К реализации задач ДОУ подключены все специалисты. При составлении личных годовых планов прослеживается взаимосвязь их работы. Принцип планирования предусматривает разработку последовательных действий, систему работы, расчет объема работы во времени и предполагаемый результат. Осуществления этого принципа отражает комплексный подход отдельных категорий работников к планированию работы и взаимосвязь их действий с учетом практического опыта, достижений науки и условий работы. В плане отражаются все разделы работы: организационная, педагогическая, методическая (педагогические совещания, консультации, семинары, открытые просмотры, дни открытых дверей, смотры-конкурсы и др.), работа с родителями и общественностью, контроль за учебно-воспитательной работой, административно-хозяйственная деятельность.
Механизм исполнительства в ДОУ зависит от грамотного управления коллективом. В ДОУ имеют место следующие активизирующие факторы:
-плановость;
-бюджетное финансирование;
- инновационная деятельность ДОУ
-контроль.
Все это умножается на творческий подход, что способствует взаимопониманию и согласованности работы коллектива.
Проблемы в отношениях администрации и членов коллектива решаются своевременно. Исполнительская дисциплина в ДОУ на высоком уровне.
Отмечая качественный уровень реализации программы, считаем:
- организационно-правовое обеспечение достаточным, наша задача -научиться грамотно и своевременно использовать его, доносить до любого участника воспитательно-организационного процесса организационно -нормативную информацию - концепцию, устав, программу развития, план работы, права и обязанности сотрудников, должностные инструкции, документы по аттестации, текущие приказы и распоряжения в ДОУ, документы, регистрирующие и стимулирующие успех работника детского сада.
- научно - методического обеспечения - возможность непрерывно обучаться.
Наша задача - заинтересовать педагогические кадры в повышении квалификации и помочь умело использовать полученные знания в творческой, а не формальной работе.
- информационные источники - достаточны, но постоянно развиваются: богат и разнообразен выбор литературы, пособий, периодических изданий, современные мультимедийные технологии и средства получения информации. Детский сад получил доступ в Интернет, планируется создание своего сайта. Планируем расширение сети методического общения с коллективами детских садов Артинского городского округа.
Важно умело и своевременно использовать информацию в управленческих решениях, педагогическом процессе, чтобы помочь педагогам в их деятельности. Информационными источниками для родителей служат: уголки для родителей в группах, использование современных мультимедийных источников информирования родителей на встречах и родительских собраниях, в индивидуальном режиме.
-стабильность педагогического коллектива. Педагогический коллектив на сегодняшний день стабилен и активно развивает и реализует свой творческий педагогический потенциал. Задача - сохранить его в таком составе.
3. Анализ уровня реализации концепции ДОУ.
В основе Концепции Программы развития ДОУ лежит программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы»
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Выводы и перспективы развития
-Управленческие вопросы:
Необходимо находить новые источники вне бюджетного финансирования, так как именно нехватка средств тормозит развитие ДОУ. Использовать полученные средства для материально-технического оснащения ДОУ.
-Административная и методическая работа:
Педагогическому коллективу предстоит постоянно повышать свой профессиональный уровень (категорийный уровень, методическое обучение по программам), участие в тематических семинарах и практикумах АГО. Разработаны механизмы морального и материального стимулирования для постоянного профессионального роста каждого педагога.
- Работа по приоритетным и проблемным направлениям:
* Модернизация физкультурно-оздоровительной работы: построение системы физкультурно-оздоровительной работы в целом и в частности, нахождение новых форм работы с детьми как старшего, так и младшего дошкольного возраста; организация кружковой работы, секций спортивного и профилактического плана; включение оздоровительных методик, ЛФК в систему работы. Для этого необходимо изучить и проработать нормативную базу, решить кадровые вопросы, обучить специалистов; разработать программное обеспечение, составить перспективные планы работы по направлениям физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Все это возможно. Только при условии работы в эффективном режиме.
* В развитии художественно - эстетическом направлении предстоит большая работа по развитию театрализованной деятельности, работа по преемственности между специалистами и воспитателями. Продолжить пополнение учебно-методической базы и предметно-развивающей среды, оснащением театральной студии, пополнение ТСО, театрального гардероба и реквизита, кукол; необходимо обучение воспитателей и специалистов по современным методикам по театрализованной деятельности.
*В познавательно- речевом направлении и работе по преемственности работы со школой необходимо модернизировать работу с одаренными детьми. Необходимо качественно улучшить работу с родителями, использовать новые формы работы, используя современные мультимедийные технологии обмена информацией и общения, активно вовлекая их в образовательный процесс, стремясь к педагогике сотрудничества.
4. Пояснительная записка.
Программа «Развития» ДОУ рассчитана на 5 лет с 2013 по 2018 года. Длительность сроков реализаций программы обусловлено глобальностью целей, программа носит гипотетический, прогностический характер и является одновременно обобщением достижений прошлого обобщением и достижением настоящего, содержит вероятный проект будущего. В связи с этим программа состоит из 3 этапов:
1 этап - подготовительный, задача данного этапа: «Подготовка эффективности работы дошкольного учреждения по программе «От рождения до школы».
Осознание и ознакомление руководителями, педагогами инноваций, новых идей и путей развития».
2 этап - основной (непосредственная реализация программы).
Задача: Отработать систему взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в различных видах деятельности, обеспечивающих физическое, познавательно-речевое,социально-личностногои художественно-эстетическое развития ребенка. Создание единой системы качественной работы ДОУ, через развитие инновационной деятельности.
3 этап - заключительный (аналитико-прогностический) Задача данного этапа: Осмысление полученных результатов, наметить цели и задачи, пути развития ДОУ, определение перспектив дальнейшей работы. Подтвердить необходимость продолжения работы по данным направления.
Каждый этап развития имеет свою цикличность:
• 1 этап подготовительный (аналитический) - 1 год
• 2 этап основной - 3 года
• 3 этап заключительный (прогностический) - 1 год
Целью программы является определение общей стратегии развития, обучения и воспитания в детском саду, определение роли и места детского сада в образовательной среде района и посёлка, приведение системы образования в детском саду в состоянии адекватная потребностям социума и отдельной личности.
Соответственно этой цели, строится работа педагогического коллектива детского сада которая включает следующие задачи:
• Модернизация системы физкультурно- оздоровительной работы, путем разнообразия и внедрение современных технологий
• Укрепление внешних связей ДОУ с другими дошкольными учреждениями, организациями района, города;
преемственность со школой.
• Развитие материально-технического обеспечения ДОУ для достижения целей программы.
• Повышение уровня проф. мастерства педагогических работников.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОУ
Поэтапное решение цели и задач
Разделы комплексно-целевой Программы Развития.
1 Создание механизма эффективного управления программой.
* Информационное обеспечение-сбор информационных материалов
об условии перевода ДОУ, в режим развития и поддержания работы в режиме развития.
* Контроль, анализ и регулирование выполнение программ.
2 Работа с педагогическими кадрами - включение воспитателей и специалистов в педагогический поиск и развитие, на основе проф. мастерства и педагогического творчества.
3 Организация выполнения воспитательно-образовательного процесса мобилизация усилий всех участников педагогического процесса в режиме развития.
• Определение уровня развития и здоровья каждого ребенка.
• Программно-методическое обеспечение.
• Работа с родителями - ознакомление родителей с новыми
направлениями педагогического поиска, оформление и развитие на этой основе их педагогического сотрудничества с ДОУ.
4. Финансовое и материально-техническое обеспечившие. Развитие и оптимизация использования учебно-материальной базы и финансирование ДОУ для достижения целей программы.
5. Определение перспектив дальнейшей работы.
Ожидаемые конечные результаты.
Качественные показатели:
Реализация программы развития позволяет заложить основы:
- обновление содержания и технологии дошкольного образования и воспитания с учетом современных требований к ним.
- обеспечение преемственности, как внутри ДОУ, так и за его пределами.
- дифференциация и индивидуализация по отношению к ребенку.
- выдвижение на первый план прав и интересов личности ребенка.
Количественные показатели:
Каждый педагог пройдет проф. подготовку и повышение квалификации.
Перспективный план работы на пять лет.
№
Направления
Задачи
(разделы)
Предполагаемые действия
Ожидаемый результат
Срок
выполнения
Ответственные
1
Создание механизма эффективного управления программой
*Информирование участников программы
*Контроль за созданием управления программой
* Контроль за реализацией программы
- разработать и принять пакет норматвно-правовых документов ДОУ
-создать консультативно-диагностическую службу
- создать совет программы, определить функции
-координировать деятельность сотрудников ДОУ по реализации программы
-провести производственное совещание сотрудников ДОУ по реализации программы
Провести родительские собрания в группах, консультирование родителей
Совершенствование системы контроля-руководителя, коррекция работы всех служб ДОУ
Сбор информации, анализ, координация действий
-Договоры о сотрудничестве с другими образовательными и общественными учреждениями
Определить функции совета, периодичность его работы
-Формирование творческих групп
-Осознание данной программы педагогическим коллективом, внедрение в практику
-разработка инновационных технологий
-Познакомить родителей с Программой Развития ДОУ.
-Выбор родительского комитета для внедрения Программы Развития ДОУ.
-Своевременное выявление и устранение ситуации сбоев (отклонение от намеченного хода работы)
2013-2014
2013-2018
Администрация: Заведующий Петухова С.Ю.
Администрация
2
Кадровое обеспечение и образование педагог. Работников.
-анализ повышения квалификации кадров за прошедшие года
-возможное внесение изменений в штатное расписание
-организация повышения квалификации кадров
при переходе на план развития по овладению новыми технологиями
-награждение и поощрение сотрудников
-повышение кадров по овладению новыми технологиями и программами
-составление графика составления аттестации
-поэтапное изменение штатного расписания вытекающего из новой структуры
воспитательно-оброзовательного процесса в соответствии с направлениями ДОУ
-отметить сотрудников благодарственными письмами, грамотами, денежными премиями.
Сентябрь-октябрь 2013
2014-2017
2013-2018
Заведующий Петухова С.Ю.
Заведующий Петухова С.Ю.
Заведующий Петухова С.Ю.
3
Развитие воспитательно-образовательной системы
-анализ программы обеспечивающих реализацию ФГТ
-подготовка педагогов к написанию рабочих планов и программ в соответствии с ФГТ
-организация и проведение открытых мероприятий (городских, районных)
-организация и проведение смотров конкурсов, выставок
-организация преемственности со школой
-установление содержательных связей с микросоциумом
-соответствие программы ФГТ
-преемственность в содержания программ
-преемственность в диагностическом образовательном процессе
-преемственность в системе медико-обучения
-обеспечение открытого характера работы в ДОУ
Обмен опытом: Пед. советы, Семинары для всех участников образовательного процесса
-раскрытие творческого потенциала сотрудников и родителей
-работа в тесном контакте со школой
по преемственности, работе с одаренными детьми
-корректировка работы с социумом, согласно годовому планированию
-диагностика нервно-психического развития детей
-оценка состояния здоровья детей с определением группы здоровья, физ. развития,
2013-2014
2013-2014
2013-2018
2013-2018
2013-2018
2013-2018
Заведующий Петухова С.Ю.
4
Вовлечение родителей
В воспитательно-образовательный процесс ДОУ
- актуализация и активизация роли родителей
-организация работы по дополнительным платным образовательным услугам, кружковой работы в ДОУ
-повышение уровня родительской компетенции в области воспитания и развития детей
-организация совместных мероприятий познавательного цикла(совместные исследовательские и творческие проекты), организация совместных мероприятий, родительских встреч
-активизация родительского комитета.
-Участие родителей в пед. советах, педагогических конференциях, практикумах и тренингах
- Анкетирование родителей по программам и направлениям ДОУ.
2013-2018
2013-2018
2013-2018
2013-2018
Заведующий Петухова С.Ю.
5
Финансовая и материально-техническая
необходимой для :
- реализации Концепции
-для дальнейшего внедрения в работу программ: программ по
физическому и музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности.
- для проведения оздоровительных мероприятий
- оборудования театральной студии, тренажерного уголка для малышей
-приобретение дидактического и методического материалов по инновационным программам
Поиск новых источников поступлений внебюджетных средств:
-организация платных образовательных услуг
-работы родительского Попечительского Фонда
- Заключение договоров с общественными организациями и благотворительными фондами
-спонсорская и меценатская помощь
2013-2018
Заведующий Петухова С.Ю.
6
Определение перспектив дальнейшей работы
- Подготовка документов к лицензированию ДОУ
-анализ программ ДОУ
- составление Плана развития ДОУ с учетом анализа наработанных результатов
-обработка результатов диагностических данных по программам и направлениям ДОУ
-анализ конечных результатов
-изучение мониторинга педагогов и родителей по результатам Программы Развития ДОУ,
Проведение родительских собраний по итогам пятилетнего плана работы ДОУ.