Методическая разработка совместной деятельности с родителями "Мяч и речь"
Методическая разработка совместной деятельности с родителями "Мяч и речь"
В методической разработке отражены приемы обучения родителей детей, имеющих речевые нарушения по обучению приемам использования в домашних условиях речевых игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка совместной деятельности с родителями "Мяч и речь"»
Методическая разработка совместной деятельности с родителями «Мяч и речь».
Цель: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики.
Задачи:
расширять словарный запас детей и родителей;
развивать артикуляционный аппарат детей;
развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие);
воспитание навыков сотворчества, уважения к труду товарищей.
Оборудование:
проектор, экран, ПК; ножницы, альбомные листы с нарисованными кругами; цветные карандаши; клей; нитки (для бумажных мячиков); фольга; резиновые мячи по количеству детей; массажные мячи по количеству детей; картинка зашифрованная (мяч с ушками); зеркала по количеству детей; салфетки.
Ход занятия
Теоретическая часть.
Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми. И вот, люди долго экспериментировали, и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом.
Для чего нужен мяч?
Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
Регулируют силу и точность движения
Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем.
Практическая часть.
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.
Дети закрашивают круги на листе бумаги.
-Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?
Дети отвечают.
-А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.
Дети и родители выполняют задание.
-Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги.
Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.
-А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота. Правило дыхания то же.
Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют, «загоняют мячики в ворота».
Пальчиковая гимнастика «Будем мячики считать»
Будем мячики считать (Дети сжимают и разжимают все пальчики)
Этот мяч — он из резины. (Загибают пальчики, начиная с большого)
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать, (Выполняют круговые движения между ладонями)
Будем с ним мы играть.
Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка». Гимнастика на экране для шипящих звуков.
Упражнения артикуляционные:
чередование «Птенчик» - «заборчик»
«накажу непослушный язычок»
«лопаточка
«чашечка»
«маляр»
«вкусное варенье
После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча с ушками.
Логопед:
Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой —
Не угнаться за тобой.
-Дети, посмотрите, что нам еще принесли.
Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.
-А теперь поиграем.
Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра«Выбери мяч»
Логопед(таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?
Дети высказываются.
Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.
-Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.
Дети и их родители садятся в круг.
У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие?
Дидактическая игра«Поймай — скажи» (показ детьми) Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...
«Поймай — скажи наоборот» (с родителями.) Антонимы.
Дидактическая игра«Что это? Кто это?»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.
Логопед.Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.
Итог занятия.
Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.