Малые формы фольклора в духовно –нравственном воспитании дошкольника.
Малые формы фольклора в духовно –нравственном воспитании дошкольника.
Малые формы фольклора в духовно –нравственном воспитании дошкольника.
Жизненный путь личности – это история ее переживаний.
Л. С. Выготский
Переступив порог тысячелетия, Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, и острых нападок со стороны других стран, а в разрушении личности. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Малые формы фольклора в духовно –нравственном воспитании дошкольника.»
Малые формы фольклора в духовно –нравственном воспитании младшего дошкольника.
Жизненный путь личности – это история ее переживаний.
Л. С. Выготский
Переступив порог тысячелетия, Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, и острых нападок со стороны других стран, а в разрушении личности. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, сочувствии. У детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Улучшить духовно - нравственное состояние общества надо через усиленное внимание к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста - как самого эмоционального и восприимчивого периода детства.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, время становления личности ребенка,когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, Родине. Воспитание гражданина и патриота не будет успешным, если человек не владеет духовным богатством своего народа.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях и необходимая для удовлетворения духовных потребностей человека.Современная социальная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Именно поэтому, в своей работе с детьми я использую фольклор.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Работая с младшими дошкольниками, знакомлю детей с потешками, поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Потешки– развлекают малыша, создают у него веселое настроение, наставляют, дают простейшие знания о мире людей,природном мире, мире животных,описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.(Например:Сорока-белобока, Идет коза рогатая, Гуси – гуси, Хозяюшка, Зайка трусишка, и т.д.). При этом они сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
В русском фольклоре адресованные детям потешки, прибаутки, песенки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, честности,уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, к своим родным, любви к Родине и т.д.).Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.
Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его
Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовно – нравственных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Список литературы
1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
2. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993 г.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методич. пособие.–СПб: «Детство-Пресс», 2004.
4. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. СПб: «Детство-Пресс», 2004.
5. Юдин А.Б. Русская традиционная народная духовность.- Москва, 1994 г.