kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лесные жители тайги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставленный материал, составлен на основе методических разработок Н.Зайцева. Дети дошкольники в игровой форме учаться читать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лесные жители тайги»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Детский сад «Солнышко» п.Кедровый»






Дидактические игры на разных этапах обучению грамоте

для подготовительной группы


















Составил учитель – логопед:

Иванова В.В.








Дидактические игры на разных этапах обучению грамоте

по методике Н.А.Зайцева

Тема «Лесные жители»

Программное содержание:

Коррекционно – образовательные : Уточнить знания детей о животных. Уметь классифицировать диких и домашних животных. Формировать умение читать по слогам, расположенных на таблицах, кубиках; написание своих имён ; пропевать склады по таблице; составление слов из кубиков по складовым картинкам, озвучивание кубиков, ставить ударение. Автоматизация произношения звука [Р].

Коррекционно – развивающие: Развивать фонемное восприятие, речевой слух, внимание и память.

Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению, умению заниматься сообща.

Оборудование: таблицы и кубики Зайцева; складовые картинки с животными, игрушки с домашними и дикими животными, компьютер, попевка № 3, логопедическая распевка.



Ход занятия

Логопед. У нас гости, вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям!

Давайте познакомимся и напишем свои имена

Игра «Как тебя зовут?»

Дети по очереди взяв в руку указку пишут на таблице своё имя. Если ребёнок затрудняется, то педагог охватывает ладонью ручку ребёнка, держащую указку; другую руку кладёт ему на плечо, стоя за спиной, произносит и указывает склады, составляющие слово.

А сейчас попытаемся написать имена гостей.

А сейчас мы с вами сделаем зарядку из чистоговорок.

Песенка «Весёлая логоритмика»

РА-РА-РА-РА, вот высокая гора.

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за рекою комары.

РО-РО-РО-РО, потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору.

Логопед. Теперь звук [р] у нас будет произноситься чётко и ясно.

Ну а сейчас покажем, как мы можем петь длинные песни

Попевка № 3 (по таблице Н. А.Зайцева)

(упражнение на удержание внимания, подготовка глазных мышц к движениям)

Логопед. Вот так мы умеем петь по таблице. А теперь предлагаю, прочитать, что написано на картинках.

Слово читайте картинку забирайте. (тот кто прочитает или угадает картинку забирает и выходит). Когда все дети получили свою картинку, проводится задание ударный слог.

Найдите животного и поставьте его на картинку. (На каждой картинке название дикого или домашнего животного)

(дети выполняют задание, животные перемешиваются).

Логопед. Ой, какая – то путаница получилась. Лесные жители не могут находиться рядом с домашними. И просто так их не забрать, вдруг опять перепутаем.

Ребята вы загадки любите? – да.

У меня их в книжке много. Отгадаете молодцы, если нет – отгадку прочитать и написать придётся. Согласны? Отгадав загадку, ребёнок берёт картинку и животного подходит к кубикам и выкладывает на полке название животного. После выполнения задания животное ставиться сверху кубиков.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
(Олень)


Серовато, зубовато, по лесу рыщет, себе добычу ищет (волк)

У кого из зверей хвост пушистей и длинней (у лисы)

Маленький, беленький, по лесочку прыг – прыг,

По снежочку тык – тык (заяц)

Рыжий маленький зверёк, с ветки прыг и на пенёк. Он грызёт орешки мелко. Угадали – это (белка)

Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)

Логопед. Молодцы, ребята. Посмотрите вот и проблема сама собой разрешилась, у нас получился целый поезд, который может довести наших лесных жителей к лесу.

А нашим домашним животным давайте построим дом только из железных кубиков, чтобы им не было скучно.

Итог: ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

























Первые шаги взрослого наставника при работе с детьми по «Кубикам Зайцева».

 
Сразу оговорюсь, что предлагаемые варианты занятий, хотя и составлены полностью в соответствие с рекомендациями автора метода, но далеко не претендуют на некий идеал, могут быть оспорены и дополнены. Количество опытных педагогов- «зайчистов» растёт с каждым годом и уже исчисляется сотнями, но все работают по-разному, исходя из своих внутренних ресурсов, характера, темперамента, мировосприятия. Каждый нашёл в методе что-то своё, близкое только ему одному. Но созданная автором система служит организующим началом и не позволяет отклониться от курса.
Прежде чем начать описывать первую встречу с ребятишками, хочется сказать, что работа организуется таким образом, что ребёнок с первых минут пребывания на занятии сразу погружаются в образовательное пространство и попадает, сам того не замечая,  в условия мозгового штурма, интенсивной интеллектуальной активности. Никаких занудных бесед о том, как полезно и нужно научиться читать (я вас уверяю, дети и без вас это знают и слышали не раз) или о том, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. 
Итак, детки шумной разнопёстрой группкой столпились у таблиц. Да, начинаем именно с таблиц. Вспомним мысль о погружении в учебное пространство. Таблица к кубикам — это не простое дополнение. Это матрица русского языка. Работая с ней, малыши знакомятся с устройством фонетической системы, классификацией звуков русской речи, складовым принципом прочтения и написания слов. И начнём мы с самого простого и естественного вопроса, который может возникнуть в начале первого занятия: «Как тебя зовут?»
В руках у преподавателя двухметровая указочка, он по очереди подзывает к себе ребят и каждое имя «прописывает» по таблицам указкой. Мотивационный момент обеспечен автоматически. Каждому интересно «прописать» своё имя! Попутно обсуждаем орфограммы: каждое имя (фамилия, отчество) пишутся с заглавной буквы, различия в написании и произношении имен: « Говорится «СИрёжа», а пишется «Серёжа», говорится «ВлаТ», а писать нужно «Влад».
Эта работа максимально стимулирует умственную деятельность ребёнка. Нам этого со стороны не видно, но мозг малыша старательно анализирует таблицу, ищет аналогии. 
Поможем ему в этом, включив Попевку, которая прилагается на диске к кубикам. На время звучания попевки деток, уставших стоять, можно посадить. Во время звучания попевки наставник следит указкой по таблицам. Малыши пока только слушают, погружаются, знакомятся. Хотя, особенно сообразительные со второй половины таблицы начнут подпевать. 
Теперь предложим ребятам кубики. В буквальном смысле отдадим им объект на самостоятельное изучение. Не торопимся скорее организовывать с ними какую-либо работу. Дадим изучить, назвенеться вдоволь. Кто-то из малышей, возможно, захочет построить башню, поощраются любые действия и манипуляции, кроме беспорядочных и агрессивных (раскидывание, швыряние и т. д.). 
Когда уровень шума пойдёт на спад, попросим малышей приносить вам кубики по одному. И здесь уже попросим организовать очередь. Малыш приносит вам кубик, а вы вертите его в руках (начиная со склада на У), поворачивая кубик пропеваемым  складом к ребёнку и непременно касаясь кубиком ладошки малыша. Не бойтесь установить именно телесный контакт с малышом. Многие молодые преподаватели в буквальном смысле боятся деток и порой удивляются, что детки их плохо слышат, слабо реагируют на слуховые инструкции. Не будем забывать, что тактильный канал восприятия (через прикосновения) является одним из важнейших в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, не ответил малыш на призыв — возьмите его за ручку и подведите его туда, где, по вашему, ему нужно сейчас находиться. Хваля малыша за успех, не бойтесь легонько похлопать его по плечу, погладить по головке, пожать руку. Тем самым вы поддерживаете постоянную включённость ребёнка в учебный процесс.
При письме по таблицам Н. Зайцев также рекомендует работать «рука в руке», чтобы малыш чувствовал ваше присутствие рядом и поддержку. 
Процесс пропевания кубиков занимает у нас примерно минут 15. Не исключено, что многие ребята, освоившись, начнут вам подпевать. 
Если ещё осталось время до конца занятия, то можно предложить ребятам игру, от которой приходят в восторг все без исключения дети.  Наставник пишет кубиками на полочке имена детей. После этого просит ребят найти своё имя среди всех слов, которые стоят на полочке. С этой задачей справятся большинство малышей, так как к 4 годам (это из наблюдений) практически каждый малыш может чисто зрительно определять графический образ своего имени. Попросим малышей выйти из учебного кабинета и расставим имена где-нибудь в классе (на подоконнике, в шкафу, на стуле и т. д.) А теперь пригласим в класс ребят и попросим их отыскать своё имя. Как правило, игру приходится повторять 5-6 раз. После этого ребята получают в подарок картонные карточки, на которых написано их собственное имя. 
Если всё получилось, после такого занятия все без исключения ребятишки вприпрыжку прибегут к вам на следующее!


Складовые картинки.


Картинки с надписями и их использование в работе с детьми, начинающим читать, давно известный приём. Добавка от Н.Зайцева это разбивка на склады, запись слова на лицевой (с картинкой) и оборотной (без картинки) сторонах. Размер карточек (124х124) позволяет делать надписи довольно крупным шрифтом. Очень важно увидеть и правильно озвучить в слове ударный склад. Для этого склады обозначаются зелёным цветом, а ударные – чёрным. Тут уж их не пропустишь, издали видны.

Большие карточки дублируются маленькими, но надписью только на обратной стороне. Многолетний опыт работы со складовыми картинками показывает: ребята быстрее привыкают охватывать глазами слово целиком, мгновенно проводить его анализ и осуществлять синтез. Методическое руководство идёт с каждым комплектом. Половина картинок выполнена на фонах в мелкую клетку. Лошадка, перерисованная в школьную тетрадь, станет крупнее, чем на карточке. Её можно дорисовать, закрасить или раскрасить, перенести через копировалькую бумагу на картон, фанеру, ткань.

Далее загадки, дети на кубиках пишут отгадки. Скороговорки. Стихи - плакаты, песни – плакаты. Потренировавшись на крупных текстах, ребят можно допустить к книге , да и то с крупным шрифтом


Организация пространства.


Разместить на стене шесть листов таблиц (чуть больше двух с половиной метров по фронту) и полку под ними можно в любой детсадовской группе. Нижний край таблицы на уровне 160 – 170 см. от пола. Верхняя доска полки на 15 см. ниже. Нижняя в таком случае окажется в 110 – 120 см. от пола, даже двухлетки дотянутся.


Часто спрашивают: «А программа, когда будет программа?», имея в виду, конечно, позанятийное(поурочное) расписание каждого шага. Позанятийно, поурочно расписанная программа никогда и нигде толком не работала, а только отучала педагогов думать, творчески относиться к делу «Л.Н.Толстой был абсолютно прав, выступая вообще против программ, поскольку они в руках инспектуры становятся средством запрещения всего нового, даже хорошего. Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии, должна открывать ещё больший простор для вариативных и специальных программ…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лесные жители тайги

Автор: Иванова Виктория Владимировна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) ""Лесные жители тайги" "
    ["seo_title"] => string(24) "liesnyie-zhitieli-taighi"
    ["file_id"] => string(6) "117208"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412731569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "План-конспект урока по окружающему миру по УМК "Перспектива"  по теме: "Среди лесов" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-umk-pierspiektiva-po-tiemie-sriedi-liesov-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421835679"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Реферат на тему: Тайга"
    ["seo_title"] => string(25) "riefierat_na_tiemu_taigha"
    ["file_id"] => string(6) "445162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513631828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства