Задания 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): герань (какая?) – …
2. Подбери действия (не менее трех действий): герань (что делает?) – …
3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
цветок – нет цветка
бутон — …
корень — …
4. Почитай: один цветок, два цветка, три…, четыре…, пять …;
одна ветка, две ветки, три…, четыре…, пять…
5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». — Кактус).
6.Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).
Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
Упражнения
7. Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА,
БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.
• Назови одним словом, что это. (растения, цветы)
• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?
• Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 – 3 растения)
• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять,
рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков
и т.д.)
8. Расскажи, что есть у всех растений? (корень, стебель, листья, бутоны,
цветы). Расскажи, для чего растению нужны корень и листья?
9. Скажи по образцу:
• 1 лист – 5 ……. (листьев)
• 1 корень – 2……….
• 1 стебель – 3 …………
• 1 цветок – 4 ………..
10 Скажи по образцу:
• Я поливаю – ты ……поливаешь – он …… поливает
• Я сажаю – ты …………….. он - …………………..
• Я вытираю – ты - ……………. он - ………………
• Я опрыскиваю – ты - ………….. он - ……………..
• Я пересаживаю – ты - …………. он - ……
Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (ладошка закрывается)
Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке)
Упражнение «На окне в горшочках»
Координация речи с движением
На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки. медленно встают).
К солнцу потянулись, (тянуться на носочках, руки вверх,
Солнцу улыбнулись широко в стороны).
К солнышку листочки (ладони развёрнуты вверх).
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, (руки соединить над головой, медленно
В солнышке утонут. развести в стороны).И. Нищева
ДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Фиалка — фиалочка,
герань — геранька,
кактус — кактусик,
корешок — корешочек,
стебель — стебелек,
лист — листок (листик),
бутон — бутончик,
отросток — отросточек,
цветок — цветочек,
земля — землица,
вода — водичка (водица),
солнце — солнышко.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Фиалка — фиалки — фиалок,
фикус — фикусы — фикусов,
фуксия — фуксии — фуксий,
кактус — кактусы — кактусов,
папоротник — папоротники — папоротников,
свет — много света,
корень — корни — корней,
стебель — стебли — стеблей,
лист — листья — листьев,
бутон — бутоны — бутонов,
лепесток — лепестки — лепестков,
цветок — цветки — цветков,
рассада — много рассады,
вода — воды — много воды (вод),
подоконник — подоконники — подоконников.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай один — два — пять»
Фиалка — две фиалки — пять фиалок. Один колючий кактус – два колючих кактуса – пять колючих кактусов.
Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.
Лексический строй речи
Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)
Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухаживать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.
МИНУТКА ОТДЫХА
Огонек
Хрустит за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду горят огоньки.
Его поливаю, его берегу.
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Е Благинина
Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей моторики, регуляция мышечного тонуса.]
Предложить детям пройти на ковер и встать свободно.
Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.
Вос-ль показывает упражнения для регуляции мышечного тонуса и проводит с детьми игру.
Упражнение «Закончи предложение». [Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.]
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.
Комнатные растения необходимо поливать...
1 -й р е б е н о к. для того, чтобы они не завяли. Затем ребенок повторяет предложение целиком.
Листья на комнатных растениях нужно протирать...
2-й ребенок. .для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.
Комнатным растениям нужен солнечный свет...
3-й ребенок. ...для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.
Комнатные растения нужны человеку...
4-й ребенок. ...для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.
Отгадай загадки. Придумай со словами – отгадками предложения.
Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон)