Просмотр содержимого документа
«Кружок "Цветные ладошки"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №9»
Принята
на педагогическом совете
Протокол от 28.08.2020 №1
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАУДО «Детский сад №9»
от 01.09.2020 № 42/4
Дополнительная
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ общеразвивающая программа
«Цветные ладошки»
Автор-разработчик:
Козлова Марина Васильевна,
воспитатель
срок реализации: 1 год
возраст детей: 2-3 года
Ялуторовск
2021-2022
Структура дополнительной общеразвивающей программы
№
Раздел программы
Номер страницы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1
Пояснительная записка
3
3
Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
6
4
Учебный план
6
5
Планируемые результаты (целевые ориентиры)
7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
6
Условия реализации программы
8
Оценочные материалы
7
Методические материалы
16
8
Рабочая программа учебной дисциплины
16
9
Список литературы
17
Пояснительная записка
Нормативной базой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игры с математическим планшетом» являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения российской Федерации от 09.11.2018 №196.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Ведь для работы по нетрадиционному рисованию не требуется владение привычными инструментами – не всегда нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше чем инструменты художника.
Актуальность
Создание рисунка нетрадиционным способом (ладошками, пальчиками) является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
Новизна программы
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.
Педагогическая целесообразность программы
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразностьпрограммы «Веселый художник». Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Категория обучающихся
Работа осуществляется в группе детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). Количество детей для обучения по программе соответствует списочному составу группы.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов в год составляет 32 часов.
Форма и режим занятий
Форма обучения – очная.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 20 минут (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28).
Программа включает практические занятия. Теоретические занятия по программе не предусмотрены. Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности детей 2-3 лет.
Формы работы: игровые занятия, развивающие игры, творческие задания..
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» соответствует ФГОС дошкольного образования и направлена на художественно-эстетическое развитие детей.
Планируемые результаты освоения программы
(целевые ориентиры)
Принцип доступности. Использование различных художественных материалов и способов рисования.
Принцип последовательности. Все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному» в соответствии с возрастными возможностями детей.
Принцип наглядности. Большое количество наглядного, раздаточного материала.
Принцип результативности. Обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения.
Дополнительная образовательная программа рассчитана для детей 2-3 лет.
Формы работы: игровые занятия, ситуации общения, творческие занятия.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Формы подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы: выставки рисунков в детском саду, участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Программа «Цветные ладошки» построена с учетом возрастных особенностей детей 2-3 года жизни
Цели и задачи программы:
Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Оценочные материалы
Мониторинг по дополнительной образовательной программе «Цветные ладошки» проводится в сентябре и мае на основе наблюдения.
Критерии усвоения программы:
имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами
знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их
передает различие предметов по величине
ритмично наносит штрихи, пятна
рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья)
рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор)
создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок)
знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками
украшает изделие, используя фломастеры, карандаши
Результаты диагностики заносятся в таблицу:
№
Показатели развития
Ф.И.ребенка
Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами
Знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
Передает различие предметов по величине
Рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья); Украшает изделие, используя фломастеры, карандаши
Знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками
Уровень
1
С
СФ
Н
СФ
СФ
Оценка результатов кружковой деятельности детей
Оценка результатов освоения программы
Уровни сформированности показателей развития:
Сформирован
В стадии формирования
Не сформирован
Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, даёт аналогичные примеры.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения программы. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игры с математическим планшетом».
Уровни сформированности показателей развития:
Сформирован
В стадии формирования
Не сформирован
Показатель сформирован (достаточный уровень) — говорит о том, что ребенок самостоятельно выполняет работу нетрадиционным способом.
Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) —есть некоторые трудности: ребенок выполняет работу нетрадиционным способом при напоминании педагогом последовательности техники
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, – ребенок не может самостоятельно выполнить работу нетрадиционным способом.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга красок».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
Для реализации программы имеются демонстрационный и раздаточный материал.
Демонстрационный материал – картинки, игрушки, рисунки.