Просмотр содержимого документа
«Кружок Природа и мы»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад «Сказка» корпус «Звёздочка»
Утверждаю: Заведующая МАОУ ДОД д/с «Сказка» ___________ Герасимова С.М. Приказ № ___ от «___» ________2023 года
Принята на педагогическом совете № … от ………2023 г.
Программа кружка
по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Природа и мы»
срок реализации программы: 2023-2024 учебный год.
Составитель программы: Воспитатель МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Звездочка Плоскова Ирина Николаевна
c. Омутинское – 2023
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе в будущем.
В познавательном развитии 5-6 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Они интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.
Новизна данной программызаключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и экспериментальная и практическая деятельность, способствующая развитию умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность данной программы заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Программно - методическое обеспечение.
Основой к разработке рабочей программы экологического кружка «Природа и мы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Цель работы кружка - формирование и развитие экологического сознания детей, способность понимать и любить окружающий мир через опытно-практическую деятельность.
Задачи
Обучающая: обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, формирование элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе).
Развивающая: развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.
Воспитательная: развитие эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности Омутинского района.
Основные направления деятельности кружка
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, выращивание рассады, ее полив и т.д.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Творческое направление – создание творческих работ из природного материала.
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах: Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей. Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности. Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. Принцип системности. Деятельность планируется систематически. Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Организация деятельности и режим кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – в понедельник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 16.30 – 16.55 ч продолжительностью 25 минут (8 месяцев, 32 занятия).
-чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
-загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические:
-организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий, творческих работ.
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы в группе организовано «экологическое пространство»: Необходимая развивающая экологическая среда представлена следующими центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, лупы.
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы.
Мини-огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных и овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструменты для полива, рыхления, ухода за цветами)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами. Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)
Для лепки (пластилин)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
Работа с родителями.
В семье и коллективе ребенок впервые познает себя и мир вокруг. Важным моментом экологического воспитания детей являются условия, при которых задается общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к стремлениям ребенка в познании окружающего мира, как бы просты и наивны они ни были. В течение учебного года родителям предлагаю поучаствовать в творческих тематических выставках, организуемых в ДОУ, проводить семейные прогулки, походы, трудовые десанты, экологические акции вместе с детьми.
Темы консультаций для родителей:
«Формирование экологической культуры дошкольника»;
«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»;
«Огород на подоконнике дома»;
«Домашние животные в жизни ребенка»;
«Природа в познавательном и эстетическом развитии детей»;
«Экологическое воспитание дошкольников через творческую деятельность»
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме наблюдения и практической деятельности детей.
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки животных и птиц.
Виды явлений неживой природы и их свойства.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями цветников (посадка, полив)
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Оценочные материалы
(диагностика)
1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.
2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
3. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.
4. Имеет представление о различных видах почвы, их свойствах.
5.Имеет представление о значении воздуха для природы и человека.
6. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах , значении.
7.Имеет представление о правилах поведения в природе.
8. Называет растения и животных Красной книги.
Оценка уровня развития:
1 балл- называет 1 вид, признак
2 балла- называет 2-3 вида, признака, свойства.
3 балла- называет самостоятельно более 3 видов или явлений, свойств.
Высокий уровень 24-16 баллов
Средний уровень 15-9 баллов
Низкий уровень 8-0 баллов
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и средой обитания.
Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, пользуется наблюдением для познания природы. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам, соотносит представителей животного мира со средой обитания, называет их характерные признаки. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для их жизни, роста и развития.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту. Владеет приемами создания творческих работ.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может назвать их характерные признаки.
Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми, пассивен. Классифицирует растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года. Приемы творческой деятельности слабо сформированы.
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным
признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Не соотносит
представителей животного мира со средой обитания.
Не может
классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не
сформированы трудовые навыки и приемы творческой деятельности.
Календарно-тематический план экологического кружка «Природа и мы»
на 2023 – 2024 учебный год
№
Тема
Цель занятия
Основные понятия
Формы и методы работы
Оборудование
октябрь
1
Планета Земля в опасности!
Что такое экология.
Дать детям представление о том, что планета Земля — это единственная планета, где существует жизнь. Показать главные экологические проблемы.
Окружающая среда
Экология.
Загрязнение воздуха, почвы, воды.
Влияние деятельности человека на окружающую среду.
Беседа по карте.
Игра - моделирование «Планета Земля».
Игра «Покажи на глобусе».
Творческая работа- плакат «Как помочь нашей планете?».
Глобус, бумага, фломастеры.
2
Природа и рукотворный мир. Живая и неживая природа.
Показать взаимовлияние природы и человека.
Природа, природные явления, живая и неживая природа. Человек –часть природы.
Рукотворный мир.
Беседа.
Чтение стихов Я. Аким. «Наша планета»
С. Михалков. «Прогулка»
А. Усачев. «Мусорная фантазия»
С. Михалков. «Будь человеком»
Рассматривание иллюстраций.
3.
Царства живой природы.
Показать многообразие форм живой природы.
Бактерии, грибы, растения, животные.
Микробиология, ботаника, зоология, микроскоп,
Беседа.
Презентация по теме. Опыты с микроскопом.
Микроскоп, лупы.
4.
Осенние фантазии.
Расширить знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
Различные природные материалы: листья, шишки, семена.
Экскурсия в парк.
Чтение отрывка стихотворения И. Бунина «Листопад».
Практическая работа (собирание листьев и аппликация из них).
Выставка поделок по теме.
Картон, клей, природный материал.
Ноябрь
5
Царство животных.
Показать признаки всех живых существ, их многообразие.
Классы: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.
Дикие и домашние животные.
Презентация по теме.
Беседа.Чтение стихотворения А. Пришельца «Наш край».
Рассказ о животных нашего края, и домашних животных.
6
Лес как экологическая система.
Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле».
Ярусы леса, хвойные и лиственные деревья, смешанные леса, тайга.
Чтение рассказа О. Дмитриева «Что такое лес».
Беседа по картинам.
Изобразительная деятельность: «Я рисую лес».
Бумага, фломастеры.
7
Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу.
Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
Пищевая цепь: растения,
насекомые, птицы, животные.
Лесник – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от бед.
Познакомить с плакатом как особым видом рисунка, призывающего к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок. Воспитывать желание защищать природу.
Плакат-призыв,
плакат – листовка.
Вводная беседа.
Рассматривание иллюстраций.
Изобразительная деятельность – плакат о защите ели.
Акция «Зеленая ёлочка -живая иголочка»
Ватман, фломастеры, гуашь.
Январь
13-14
Где находится пятый океан?
Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к
экспериментальной и творческой работе.
Воздух, его элементы и свойства.
Воздух-основа жизни на Земле для всех.
Как человек загрязняет воздух.
Чистый воздух – богатство всего человечества.
Чтение рассказа «Воздух – невидимка»
Беседа «Полезные свойства «голубой рубашки» планеты Земля».
Опыты «Свойства воздуха».
Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране».
Изобразительная деятельность.
Бумага, краски.
15.
Путешествие капельки.
Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
Вода –основа жизни на Земле.
Круговорот воды в природе.
Состояния воды: пар, твердое и жидкое.
Свойства воды.
Презентация по теме. Опыты с водой
Чтение стихов про дождь.
Загадки о состоянии воды.
Микроскоп, лупы, стаканчики с водой, бумага.
16
Водоемы в беде.
Дать детям представление о водоемах, их разных состояниях, их обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет водоемы.
Развивать творческие способности.
Океаны, моря, реки, озера – водоёмы Земли.
Водоёмы России и Омутинского района.
Причины загрязнения водоёмов, правила пользования водой.
Плакат – «Всем нужна чистая вода»
Беседа по карте о водоемах, их обитателях.
Рассматривание иллюстраций морских, речных животных.
Беседа о загрязнении водоемов. Чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты».
Рисование иллюстраций к рассказам.
Ватман, фломастеры.
Февраль
17-18
Земля и почва. Почему земля кормит.
Ознакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской и практической деятельности.
Чтение рассказа «Родная земля – кормилица людей» Ирис Ревю Опыты с землей, зарисовка схемы образования почвы. Практическая работа: посев семян овса в разные почвы.
Контейнеры, земля, семена.
19.
Песок и глина.
Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка
Свойства песка- сыпучесть, водопроводимость.
Свойства глины.
Презентация по теме.
Опыты с песком и глиной.
Чтение сказки «Глиняный парень»
Творческие работы из цветного песка и глины.
Картон, цветной песок, клей.
20
Полезные ископаемые.
Дать понятие природных богатств, их разнообразие и пользу для человека.
Рассматривание иллюстрации и предметы природных ископаемых и предметов из них.
Игра «Для чего нужны…»
Март
21-22
Из чего что сделано.
Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
Стекло и его свойство, из чего делают бумагу и ткань.
Беседа по теме.
Стихотворение
С. Михалкова “Лист бумаги”
Викторина по теме.
23
Посадка лука, рассады цветов и наблюдение за ними.
Уточнить представления о том, что из луковиц - репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.
Луковицы, стаканчики, Палочки, ящик с землёй, лейки, цветные кружки.
1Вводная беседа «Какие условия необходимы для роста растений?»
Посадка лука и рассады (при разных условиях).
Рисование банок с луковицами.
Наблюдение за луком и рассадой и выявление изменений на протяжении нескольких недель.
24
Что такое огонь?
Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком.
Источник огня и света –Солнце.
Как человек приручил огонь.
Огонь-друг, огонь-враг.
Способы тушения пожара.
Презентация по теме.
Этюды «Пламя костра», «свеча».
Опыты со свечой.
Плакат – «Человек-причина пожаров»
Ватман, краски.
Апрель
25-26
Солнце, Земля и другие планеты.
Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Объяснить детям, почему происходит смена дня и ночи.
Развивать творческие способности.
Солнечная система,
Планеты солнечной системы, глобус.
Рассказ воспитателя о Солнечной системе с демонстрацией карты и глобуса.
Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах.
Обобщить известные детям правила поведения в природе, воспитывать экологическую культуру.
Правила поведения в разных экосистемах.
Чтение стихотворения З. Александровой «Белая черемуха».
Обсуждение ситуаций.
Чтение памятки «Как сберечь природу».
30
Строим экологический город.
Уточнить природоведческие знания о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
2. Горькова Л. Г. , Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005г.
2. Мирошник М. И., Тарчукова М. Ю. В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей / М. И. Мирошник, М. Ю. Тарчукова. – Ростов н / Д: Легион, 2013.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
6. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт. – сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Утверждаю:
Заведующий МАОУ ДОД
Детский сад «Сказка»
___________ Герасимова С.М.
Приказ от _________2023 г. №-
Учебный план дополнительной образовательной программы
Экологической направленности «Природа и мы»
(5-6 лет)
№
Темы занятия
Всего занятий
Из них теоретических
Из них практических
1
Планета Земля в опасности!
Что такое экология.
1
1
0
2
Природа и рукотворный мир. Живая и неживая природа.
1
1
0
3.
Царства живой природы.
1
1
0
4.
Осенние фантазии.
1
0
1
5
Царство животных.
1
1
0
6
Лес как экологическая система.
1
1
0
7
Кто главный в лесу? Пищевые цепочки в лесу.
1
1
0
8
Красная книга.
1
1
0
9
Животные и птицы из природного материала- творческие работы.
1
0
1
10
Через добрые дела можно стать экологом.
1
0
1
11
День рождения Бабы - Яги. (экологическое развлечение)
1
0
1
12
«Сохраним елку – красавицу наших лесов» - творческие работы.
1
0
1
13
Где находится пятый океан?
2
1
1
14
Путешествие капельки.
1
1
0
15
Водоемы в беде.
1
1
0
16
Земля и почва. Почему земля кормит.
2
1
1
17
Песок и глина.
1
1
0
18
Полезные ископаемые.
1
1
0
19
Из чего что сделано.
2
1
1
20
Посадка лука, рассады цветов и наблюдение за ними.
1
0
1
21
«Что такое огонь?»
1
1
0
22
Солнце, Земля и другие планеты.
2
1
1
23
Как сберечь природу.
1
1
0
24
Загадки природы.
2
1
1
25
Строим экологический город.
1
0
1
26
Знатоки природы (викторина).
Посвящение в эколята.
2
1
1
Всего занятий:
32
19
13
Материально-техническое обеспечение работы кружка «Природа и мы»
1. Бумага белая для печати и рисования – 1 пачка
2. Ватман -10 штук
3. Бумага цветная -5 упаковок
4. Картон цветной – 5 упаковок
5. Клей канцелярский – 5 бутылочек
6. Фломастеры (не менее 10 цветов) – 15 упаковок
7. Краски гуашевые (не менее 6 цветов) -3 упаковки
8. Цветной песок -2 упаковки
9. Микроскоп.
10. Лупы -10 штук
Диагностика первичная
№п/п
Ф.И. ребёнка
1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.
2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
3. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.
4. Имеет представление о различных видах почвы, их свойствах.
5.Имеет представление о значении воздуха для природы и человека.
6. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах , значении.
7.Имеет представление о правилах поведения в природе.