Занятие поможет формировать умение внимательно следить за экспериментом, участвовать в нем. Самостоятельно делать выводы: воздух бесцветен, без запаха, теплый воздух легче холодного, при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается, воздух имеет вес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Воздух и его свойства»»
Конспект занятия на тему: «Воздух и его свойства»
Цель: формирование элементарных представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Формировать умение внимательно следить за экспериментом, участвовать в нем. Самостоятельно делать выводы: воздух бесцветен, без запаха, теплый воздух легче холодного, при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается, воздух имеет вес;
Объяснить детям происхождение некоторых атмосферных явлений: ураганы, ветры, смерчи. Формировать представления о значении воздуха, его назначении;
Учить разыгрывать небольшие драматизации к известным сказкам (Сказка «Ветер» афр.народ.);
Активизировать словарный запас словами расширяется, сжимается, смерч, ураган, торнадо, циклоны, штормы, тайфуны, вытесняет, занимает место.
Форма проведения: групповая; занятие-эксперимент; организация классическая.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, метод проблемного обучения.
Приемы: игровые упражнения, драматизация небольшой сказки, наблюдения за опытом, рисунки, предметы, вопросы, объяснение, опрос, поисковые действия детей, Т.С.О.
Предшествующая работа: Наблюдения за силой ветра. Игры с вертушками, запускание воздушного змея, игры с надувными игрушками. Рассматривание иллюстраций транспорта на воздушной подушке, мельницы, вентилятора, вертолета, аэроплана, воздушного шара, дирижабля, подводной лодки, долюгеров. Чтение книг: А.Дорохов «Легкий..Тяжелый..Жидкий», Т.И. Тарабарина «Огненные ветры», «О ветре злом и добром», «Теплый ветер и холодный ветер», О.Г. Галимов «Физика для дошкольников». Рассказ воспитателя об атмосферных явлениях: ураганах, смерчах, какие беды они могут принести всему живому. Пересказ африканской сказки «Ветер» («И учебы и игра-природоведение» Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.).
Оборудование: Стакан с водой, соломинка, ваза, воздушные шарики, самодельный парашют, ароматизированные предметы, весы, пластмассовая бутылка, мыльная вода, кусочек пластилина, соломинки для всех детей, свеча, спички, «змейка» из бумаги. Шприц, емкость с водой (подкрашенной), флажок на бруске, салфетка в стакане. Картинки с изображением предметов, которые двигаются по воздуху, работают с помощью вращения лопастей и т.д.
Ход занятия
Собираю вокруг себя детей и предлагаю рассмотреть вазу и сказать что в ней? (Ничего.) Оказывается она не пустая, в ней есть воздух. Он находится в нашей комнате, на улице, растворяется в воде, даже внутри нас есть воздух. (Предлагаю подуть на платочек или ленточку.) Почему предмет зашевелился? (Его зашевелил воздух, который вышел во время выдоха.) В воде тоже есть воздух. Хотите его увидеть?
Опыт I: В стакан с водой помещаю небольшой кусочек пластилина. На нем образуются пузырьки. Это воздух. Кому он нужен в воде? (Рыбам, водным растениям, и др.организмам, которые дышат растворенным в воде воздухом.)
Опыт II: Воздух необходим всем живым существам, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки воздуха.
Опыт III: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмем ароматизированные салфетки, апельсин, хвойную эссенцию и почувствуем эти запахи (можно угадать, не показывая детям). Запах распространяется по воздуху в помещении.
Опыт IV: Воздух имеет вес. Положим на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит. Какой можно сделать вывод?
Опыт V: «Ветер в комнате». Зажигаю свечу и дую на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предлагаю рассмотреть «змейку» из бумаги, ее спиральную конструкцию и демонстрирую детям вращение «змейки» над свечой. (Воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух.) Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Опыт VI: Если приоткрыть дверь на улицу (в холодную погоду) и внизу и вверху образовавшейся щели держать по зажженной свече, то можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено внутрь, а пламя верхней – наружу. Это происходит потому, что теплый воздух в квартире поднимается и выходит вверху, а холодный воздух тяжелее, и он входит в помещении снизу. Именно так возникает ветер в природе.
Опыт VII: «Как взлетел воздушный шар». Именно благодаря теплому воздуху взлетают в небо воздушные шары. Горячий воздух легче холодного. (Продемонстрировать это детям.)
Опыт VIII: Воздух поддерживает предметы. Показываю маленький парашют. Когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поэтому снижении происходит плавно. По такому же принципу работает аэроплан, парусный корабль – его паруса раздуваются и передвигают его по волнам. Игра «Чья соломинка дальше улетит?» (На поддувание.)
Опыт IX: Предлагаю детям рассмотреть бутылку, которая лежала в холодильнике (пластмассовую). Надеваю на нее воздушный шарик (на горлышко) и ставлю в миску с горячей водой. Наблюдаем за тем, как шарик сам надувается. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Через какое-то время воздух остынет и шарик спуститься, т.е. сожмется.
Физ-минутка: Предлагаю детям встать и под музыку попускать мыльные пузыри. Читаю стихотворение С.Маршака «Мыльные пузыри»
Опыт X: Дети рассматривают шприц, отжимают поршень вверх, вниз без воды. Пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень. Делают выводы: воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
Опыт XI: «Сухой из воды». Предлагаю подумать, можно ли «выйти сухим из воды», можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю в воду, не наклоняя до самого дна ёмкости, поднимаю его из воды, даю воде стечь. Показываю детям, намокла ли салфетка (не намокла), что помешало воде намочить её? (воздух в стакане). Значит, воздух занимает место.
Опыт ХII: Раздаю детям бруски с флажками и банки (в них должен свободно входить брусок). Общая ёмкость. Дети опускают бруски в воду и наблюдают, как они плавают. Выясняют, почему они не тонут (дерево легче воды), как можно его утопить? (опустить на дно), не намочить (опустить в воду накрыв банкой). Брусок не намок, потому что в банке находится воздух. (Рассмотреть водолазный шлем.)
Предлагаю детям посмотреть, как устроена ветряная мельница, вентилятор, лопасти вертолета, флюгер на картинках. Откуда берётся ветер? Что это такое? (Движение воздушных потоков холодных и теплых.)
- Кто из вас вспомнит стихи о ветре? Стихотворение А.С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч». Недавно мы читали сказку африканских народов, как она называется? («Ветер»). Давайте посмотрим инсценировку по этой сказке…
Инсценировка.
Обсуждение после просмотра.
Когда в верхних слоях атмосферы очень холодный, а в нижних тёплый воздух, происходит воздухообмен, сопровождаемый образованием вихря огромной силы, вращающегося со скоростью в несколько десятков метров в секунду. Смерчи и торнадо могут произвести огромные разрушения. При прохождении смерча могут взрываться консервные банки, закрытые бидоны, автомобильные камеры, остаются живыми, но полностью ощипанными куры. Дело в том, что в основании куриных перьев находятся воздушные мешочки, которые попросту взрываются при резком понижении внешнего давления, выбрасывая перья. Ветер вызывает и другие явления- штормы, ураганы, тайфуны, циклоны. Рассматриваем картинки или мультимедийный фильм. Значит ветер это хорошо или плохо? Что хорошего? (Ответы детей.)
Что плохого? Что нужно делать, чтобы воздух был свежим и в нём было больше кислорода? (Сажать деревья, цветы, кустарники, строить очистные сооружения.)
Подвожу итог: О чем мы сегодня говорили? Что вы узнали нового о воздухе? Какой опыт вам запомнился? Кому нужен воздух? Как бороться с его загрязнением?
Даю оценку, нацеливаю на дальнейшую деятельность.
Список использованной литературы:
Веракса Н.Е., Галимов О.Г. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет. М, 2012.
Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М.: ЛАЙДА, 1995.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1997.