Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима".»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима".
Задачи:
- активизация словаря по теме "Зима"
-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"
- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных
- учить подбирать слова антонимы и синонимы
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.
Оборудование: кукла Снежная Королева, волшебный мешочек, карточки с изображением предметов.
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями, а теперь друг с другом .
Круг радости «Подари улыбку»
Воспитатель: Сегодня к нам пришла Снежная Королева, а с нею её верные спутники снег и лёд.
Ребята, вот только снег и лед ведут спор о том кто из них самый красивый и нужный детям. Давайте послушаем сказку и разрешим их спор.
Сказка. Снег и лед.
Поспорили снег и лед, кто из них самый красивый. Снег говорит:
- Я белый, легкий, пушистый. В воздухе летаю. Ребята из меня снежки и снеговика лепят.
- А я, - говорит лед, - твердый, прозрачный, на солнышке сверкаю, речку покрываю, ребятам радость доставляю.
- А вы, ребята, как думаете, кто из них самый красивый?
(ответы детей)
Снежная королева приготовила много интересных заданий для вас, для того чтобы проверить кто из вас больше всех знает о зиме, за каждый правильный ответ я буду давать фишку, а в конце самых умных ждёт награда от Снежной королевы.
2. Основная часть:
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, какие задания приготовила для нас королева(корзина с заданиями под ёлочкой, каждое задание под номером)
Первое задание. Рассмотрите картины и ответьте на вопросы:
- когда наступает зима?
- как светит солнце зимой?
- какое небо зимой?
- какие деревья зимой?
- что зимой происходит с реками?
- как зимой одеты люди?
- как ведут себя птицы, животные зимой?
- какие вы знаете зимние забавы детей?
- назовите зимние месяцы.
(за каждый ответ детям даётся по одному жетону)
Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием.
Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»
(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)
-зима
-снег
- снежинки
- лёд
-погода
(К существительному нужно подобрать глагол, например: снежинки-падают, вьются, кружатся, блестят, тают и т. д.)
-снежинки
-лед
-мороз
-снег
(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.)
- морозный
-зимний
-зимнее
- зимние.
(раздаются жетоны)
Физкультминутка "Снежок"
1, 2, 3, 4 загибаю пальчики
Мы с тобой снежок лепили лепят
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают круг, сжимают
ладони вместе, гладят одной
ладонью другую
Но совсем-совсем не сладкий грозят пальчиком
Раз-подбросим подбрасывают
Два-поймаем приседают, ловят
Три-уроним встают, роняют
И сломаем топают
Следующий ребёнок достает третью карточку с заданием из мешочка.
Третье задание. «Из чего-какой? » (например: горка из снега-снежная)
- горка из снега
-дорожка изо льда
-погода с морозом
-погода с ветром
(раздаются жетоны)
Дети достают четвёртую карточку из мешочка.
Четвёртое задание. «Скажи наоборот»
- летом дни жаркие, а зимой-
-летом день длинный, а зимой-
- летом солнце греет, а зимой-
-весной лёд на реке тонкий, а зимой-
-одни сосульки длинные, а другие-
- Снег мягкий, а лёд-
(раздаются жетоны)
Дети достают следующую карточку с заданием.
Пятое задание. Д.И. «Назови предмет. »
Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.
Дети достают следующую карточку с заданием.
Шестое задание. Назови ласково
(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снег-снежок)
-снег
-солнце
-лёд
-зима
3. Заключительный этап
Воспитатель: Волшебная корзина пуста, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек. (дети считают фишки, Снежная Королева раздаёт медали тем, кто набрал больше фишек) .
Воспитатель: А теперь давайте прощаться с нашей гостьей. Будем ждать её с новыми заданиями. (дети прощаются) .
Ребята, давай вспомним о чем мы с вами сегодня говорили. Только будем вспоминать в загадках.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как положишь на ладонь. (Снег)
На речке лежит
И ярко блестит. (Лед)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз).
Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала (Снежинка)
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик).
Пока мы с вами беседовали о Зиме, посмотрите, что произошло с нашими гостями Снегом и Льдом , теперь они находятся в одинаковом состоянии- Вода. Вспомните, какой был лед твердый, а снег рыхлый.
Пойдет играть тот, на кого упадут капли Снега и Льда. (На каждого ребенка капают капли воды).