Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по теме: "Что мы знаем о зиме?"»
8
Приложение
Конспект НОД
по развитию речи с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Что мы знаем о зиме?»
Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы, разностороннее гармоничное развитие детей, обеспечение их полноценного психофизического здоровья.
Задачи:
Закрепить знания об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период, уточнить представления об основных свойствах снега.
Упражнять в подборе эпитетов к словам, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; активизировать употребление в речи существительных в родительном падеже.
Закрепить изолированное произношение звуков: «с», «з», «ш»; упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями; развивать координацию движений с речью, упражнять в восприятии рифмованного текста, воспитывать «чувство языка».
Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; развивать воображение, мышление.
Учить участвовать в диалоге, соблюдая основные нормы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, вызвать желание помочь в трудной ситуации, воспитывать любовь к природе.
Материал и оборудование:
для воспитателя: презентация, ноутбук, экран, проектор, звукозапись «Вьюга», снежинки, снежинка на палочке, контурн. картинки из белой бумаги;
для каждого ребёнка: шишка, снежинка, ватная палочка; дорожки для массажа стоп с нашитыми пуговицами.
Предварительная работа: заучивание текста физминутки; рассматривание картинок с изображением зимы.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это прячется под елочкой? Вы видите? Это Медвежонок! Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать?
Дети: - Спать!
Воспитатель: - Почему же он здесь? Почему не спит в своей берлоге? Ребята, давайте поздороваемся с Медвежонком.
(Дети здороваются с Медвежонком)
Медвежонок: - Здравствуйте, мои друзья! Мама мне сказала, зимой я должен спать. Но я не хочу спать, потому что я захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и решил отправиться в путешествие. Шел, шел и пришел к вам в детский сад. Ребята, я очень хочу узнать у вас, что такое зима и почему все-таки я должен зимой спать.
Воспитатель: - Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой? А ты, Медвежонок, слушай внимательно и запоминай.
Воспитатель: - Ребята, давайте пройдем по волшебной «дорожке» к нашему волшебному экрану. Медвежонок, и тебя мы приглашаем пройти вместе с нами.
(Дети с воспитателем и Медвежонком идут по «дорожке» (дорожка для массажа стоп с нашитыми пуговицами) к ковру и останавливаются напротив экрана.)
Воспитатель: - Какое время года вы видите на экране? Почему вы решили, что это зима? Зима какая? (Морозная, снежная, холодная)
Медвежонок: - А что такое снег?
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Руки быстро замерзают.
Самомассаж кистей рук при помощи шишек и перышек
Давайте согреем свои пальчики дыханием.
Дуем – произносим Х-Х-Х.
Не согрелись наши пальчики.
Давайте разотрем их.
Самомассаж кистей рук.
Шишки в руки мы возьмем
Наши ручки разотрем
Медвежонок – Мишка,
Тоже бери шишку!
Массаж кистей рук при помощи шишек.
В руки перышки возьмем
И тихонько проведем.
Выполняем массаж, чередуя шишки и пёрышки.
Воспитатель: - Ребята, а Медвежонок вам покажет свой способ, как согреть пальчики.
Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками
Воспитатель: - Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (Белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый.)
Дыхательная гимнастика и речевая зарядка
Воспитатель: - Снег из чего состоит? Из снежинок. Снежинки (какие?) – (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
(Бумажные снежинки медленно падают на поднос.)
Воспитатель: - Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад.) Вот какой сугроб получился!
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
Дети под слова, произносимые воспитателем, сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги (1 - резкий вдох носом; 2 - медленный выдох, губы трубочкой)
Как подул Дед Мороз -
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Воспитатель: - Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга, пурга.) Давайте расскажем Медвежонку, как воет вьюга.
Проговаривает вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «3-з-з-з-з-з».
С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд.
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».
Тихо, высоким голосом.
Тяжело стонут Дубы: М м-м-м-м м.
Громко, низким голосом.
Стонут березы: М-м-м-м-м-м.
Тихо, высоким голосом.
Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюги: С-с-с-с-с-с.
Руки плавно опускать вниз.
Воспитатель: - Ребята присаживайтесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу.
Звучит звукозапись «Вьюга»
Воспитатель (во время звучания звукозаписи): - В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном. На деревьях нет листьев. Вьюга поет свою заунывную песню…
(Дети открывают глаза.)
Медвежонок: - Мне очень понравилась песенка вьюги.
Сравнение двух снеговиков
Воспитатель: - Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, на полянке слепили двух снеговиков.
Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.
Воспитатель: - Давайте посмотрим внимательно на них и подумаем: они одинаковые? Чем они отличаются? Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий.
(Дети находят отличия, называют их: У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна. И т. д. В конце считают количество снежинок.)
Воспитатель: - Ребята, а что еще можно делать зимой?
Дети: - Кататься на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строить крепости, горки, лепить снежки. Играть в хоккей.
Воспитатель: - Ребята давайте покажем Медвежонку наши зимние забавы.
Пластический этюд «Зимние забавы»
Цель: учить детей выражать мимикой и жестами свое настроение, развивать координацию движений.
Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Воспитатель: - Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)
- А как вы думаете можно зимой есть сосульки? Давайте расскажем Медвежонку, что случиться, если съесть сосульку.
Физминутка «Я вчера сосульки ела»
Я вчера сосульки ела,
Руки вверх, попеременные движения ладонями ко рту.
А сегодня заболела,
Присесть, ладони ко лбу.
И с утра лежу одна
На кровати у окна,
Встать, наклон вправо, руки под голову.
Я болею, я чихаю,
Наклон вперёд, тряхнуть головой.
Я в игрушки не играю,
Встать, руки на пояс.
К ним совсем не подхожу,
Покачать головой в стороны.
Вдруг их гриппом заражу?
Присесть, ладони к щекам.
Собираем картину
Наборное полотно - фланелеграф с изображением леса без признаков времен года. Белый заяц на серой земле.
Воспитатель: - Слышите, кто-то плачет? Если отгадаете загадку, то узнаете, кто это.
Вырубки любит, полянки, опушки…
Клинышком хвостик и длинные ушки.
Летняя лежка - под кустиком в ямке.
Гнезда из трав себе делают самки,
Если должны малыши появиться.
Рыси и волки, орлы и лисицы
Очень опасны для этого рода.
Прытью его наградила природа.
Ест одуванчик, цикорий, люцерну…
А вот зимою питается скверно:
Ветошью трав, семенами, корою…
Туго приходится вьюжной порою.
Дети: - Заяц!
Воспитатель: - Конечно же, это заяц! Ребята, посмотрите внимательно на фланелеграф. Что-то на этой картинке не в порядке.
Дети: - Зайцу негде спрятаться. Нужно полянку сделать зимней (и т.д.).
Воспитатель: - Какая зимняя картина получилась! Да, теперь заяц в безопасности, ему теперь не так страшны хищники.
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка»
Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.
Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).
Медвежонок: - Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе!
Воспитатель: - Ребята, становитесь скорее в круг, давайте с вами немного разомнемся. И ты, Медвежонок, присоединяйся к нам!
Физминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом
Зимним лесом, полем, лугом,
Идут обычным шагом друг за другом.
Мы походим на носках,
Идут на носках.
А потом на пятках.
Идут на пятках.
Весело попрыгаем
Как в лесу зайчатки.
Прыгают как зайчики .
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели зайки под кусток.
Присаживаются на корточки.
Спряжение существительных в родительном падеже
Воспитатель: - Ребята, а кого еще, кроме зайца, можно встретить в зимнем лесу?
(Дети называют и выкладывают на наборное полотно: В зимнем лесу можно встретить снегиря и т.д. медведя нельзя, он спит.)
Рассказ о зиме
Воспитатель: - Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли.
(На доске выложена схема рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
Медвежонок: - Да, теперь, я знаю, какая зима. Большое спасибо! Сколько интересного я узнал у вас в гостях. Только я очень боюсь, что вдруг что-нибудь забуду по дороге в лес. Повторите для меня, пожалуйста, еще раз признаки зимы.
Игра «Назови зимнее слово»
Воспитатель: - Медвежонок, давай лучше мы поиграем в игру «Назови зимнее слово» и посмотрим, все ли ты запомнил. К нам на полянку прилетели необычные снежинки. На них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?
Трескучий – мороз;
Зимняя - дорога ветер, мороз;
Ледяные – горки, реки, озера, сосульки.
Снежный - ком, дом;
Холодное - утро, солнце, дыхание;
Морозный - день, воздух, узор, вечер, ветер;
Снежная - горка, дорога, улица, баба;
Колючий - снег, ветер, мороз.
Медвежонок: - Спасибо вам! А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я их сколько налепил.
Воспитатель: - Ребята, а разве можно их есть? Почему?
Дети: - Можно заболеть.
(Медвежонок «расстроился»)
Воспитатель: - Медвежонок, не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!
(Снежные комочки превращаются в сладкие)
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, что вы узнали сегодня нового? Давайте еще раз напомним Медвежонку, почему он должен спать зимой.
(Ответы детей)
Медвежонок: - Спасибо вам, ребята. Это Даше, она хороший рассказ составила, это Даниле, он полными предложениями отвечал и т.д..
Дети: - И тебе спасибо, Медвежонок, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё. До свидания!
(Медвежонок говорит детям «до свидания!» и уходит из группы.)
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Молодцы!