Утренняя гимнастика
Комплекс 1
1 часть: Ходьба в колонне, упражнение на внимание (на слова «Гуси» - дети останавливаются, говорят «га-га-га», на слово «Птички» дети отвечают «чик-чирик»). Ходьба на носках, бег (2 раза).
2 часть: Общеразвивающие упражнения без предметов.
1. И.п. - Стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены вдоль туловища. Махи обеими руками вперед-назад (4 раза), вернуться в И.п. (раза).
2. И.п. - Стоя, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться, вернуться в И.п. (4 раза).
3. И.п. - Ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, встать, вернуться в И.п. (5 раз).
4. «Шагай руками». И.п. - Стоя на четвереньках, переставлять руки к себе и встать.
5. И.п. - Лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание и разгибание ног - «жучки» (4 раза).
6. Прыжки и ходьба на месте.
Комплекс 2
1 часть: Ходьба и бег за воспитателем, ходьба на носках, упражнение «ребята - грибы» (вытягивание и приседание), бег в колонне.
2 часть: Игры:
1. «Найди свой домик» (бег, внимание),
2. «Мыши в кладовой» (бег с подлезанием),
3. «Найди флажок» (ходьба, ориентировка в пространстве).
Бодрящая гимнастика
«Заинька – зайчишка»
1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.
Закаливание
Обширное умывание
Ребёнок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
Коррегирующая гимнастика
Ходьба по “дорожкам здоровья”:1 дорожка - обычная, 2 дорожка - ребристая, 3 дорожка - с плоскими пуговицами.
Упражнения для глаз.
Раз, два, три, четыре, пять. Круговые движения глазами.
Будем овощи искать. Посмотреть вниз .
Что растет на нашей грядке? Влево - вправо .
Огурцы, горошек сладкий,
Там редиска, там салат. Поморгать глазами.
Наша грядка просто клад.
В.Волина
Дыхательная гимнастика.
Качели
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Сердитый ежик
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Пальчиковая гимнастика
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня « Жу –жу…»
Нужно сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».
Человечек
« Топ- топ- топ!» — топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.
Артикуляционная гимнастика
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Физминутка
«Поросенок пятачок»
Поросенок пятачок отлежал себе бочок,
Встал на ножки, потянулся, (потянулись)
А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)
И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)
А потом опять прилег, но уже на левый бок. (сложили ручки, положили под подбородок)
«Вышла мышка»
Вышла мышка как-то раз (шаг на месте или с продвижением)
Поглядеть который час . (повороты вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, (хлопки руками над головой)
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук вниз)
Вдруг раздался страшный звон: (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (беговые упражнения).
Хороводные игры
Водят пчелы хоровод
Выполнять соответствующие движения.
Водят пчелы хоровод -
Брум, брум.
В барабан ударил кот -
Трум, трум.
Стали мыши танцевать -
Тир-ля-ля,
Так, что начала дрожать вся земле.
Подвижные игры
«Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается, кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает игрушку).
Дети убегают на свои места.
Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.
Малоподвижные игры
«Играем с мячом»
Программное содержание: развивать координацию речи с движением, обогащать глагольный словарь, развивать навык определения пространственных отношений (вправо, влево, вперед).
Ритмично произнося текст, дети имитируют игру с мячом.
Мы с мячом сейчас играем –
(Дети покачивают «мячом» из стороны в сторону.)
Вверх бросаем, вниз бросаем,
(Подбрасывают «мяч» вверх и бросают его вниз.)
Мяч от пола отбиваем,
(отбивают «мяч» рукой от пола.)
Вправо-влево мяч катаем.
(Наклоняются и катают «мяч» вправо-влево)
Мяч бросаем мы вперед,
(Бросают «мяч» из-за головы одной рукой.)
Он до цели достает.
(Прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят, где «мяч».)
Мяч до цели долетел
И обратно прилетел.
(Поднимают руки вверх, подпрыгивают, «ловят мяч».)
Мяч до стены докатился
И обратно прикатился.
(Приседают, толкают «мяч» в направлении от себя, потом к себе.)
Мяч до стены доскакал
И обратно прискакал.
(Ритмично отбивают «мяч» от пола сначала одной рукой, потом другой.)
Будем завтра мы опять
С нашим мячиком играть.
(Произнося тест, покачивают «мячом» из стороны в сторону.)
Художественное слово
Осень наступила, Птички улетели.
Высохли цветы, Стали дни короче.
И глядят уныло Солнышка не видно,
Голые кусты. Темны – темны ночи.
(А. Плещеев.)