Утренняя гимнастика
Комплекс 1
1 часть: Мячи расположены по кругу. Ходьба по кругу, на носках, бег по кругу (2 раза). Ходьба и бег в обе стороны по сигналу воспитателя.
2 часть: Общеразвивающие упражнения с большими мячами.
1. И.п. - Ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках. Поднять мяч вверх, опустить (5 раз).
2. И.п. - Ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Наклониться, коснуться мячом пола (5 раз).
3. И.п. - Стоя на коленях,мяч на полу в обеих руках. Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево (2-3 раза).
4. И.п. - Ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. При сесть, мяч в согнутых руках, встать, выпрямиться(5 раз).
5.И.п. - Ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках перед собой. прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя в чередовании с ходьбой на месте (2 раза).
Комплекс 2
1 часть: Ходьба и бег в колонне, ходьба по ребристой доске, упражнение на внимание: на медленные удары бубна все идут, на частые - бегут.
2 часть: Игры:
1. «Воробышки и кот» (бег, прыжки),
2. «Докати мяч» (метание),
3. «Кони» (подпрыгивание, ходьба).
Бодрящая гимнастика
Ветерок
1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.
3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.
4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.
5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.
6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.
Закаливание
Обширное умывание
Ребёнок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
Коррегирующая гимнастика
Ходьба по “дорожкам здоровья”:1 дорожка -ребристая , 2 дорожка -колючая , 3 дорожка - с бигудями.
Упражнения для глаз.
Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Движения глазами влево-вправо .
Шляпки грибов, как монетки горят, Дети смотрят вдаль .
От шляпок рябит в глазах у ребят. Часто поморгать глазками.
Дыхательная гимнастика.
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Пальчиковая гимнастика
«Очки»
Большой и указательный пальцы дети соединяют в кольцо, а остальные разводят в стороны.
- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!
- Нет очков у тети Вали –
- Очевидно, их украли!
Артикуляционная гимнастика
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
Физминутка
«Путешествие»
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили. (шаг на месте или с продвижением)
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки: (полуприсядания)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок. (прыжки на двух ногах)
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. (потягивания)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс, (круги руками вперед и назад)
Одной, другой – это кроль (рывки руками)
Качаясь на волне мы плывем на спине. (новороты с наклонами вправо-влево)
Вот так руками покрути и,
Как дельфин, плыви. («Мельница»)
Вышли на берег крутой,
Повертели головой,
Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)
И домой быстрей беги. (бег на месте)
Хороводные игры
Матрешки
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
Подвижные игры
«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч, Красный, жёлтый, голубой,
Ты куда пустился вскачь Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.
Малоподвижные игры
«Грибной марш»
Программное содержание: координация речи с движением, работа над темпом, ритмом речи и слоговой структурой, автоматизация и дифференциация звуков.
Под осиной, под осиной
Подосиновики в ряд,
Подосиновики в ряд
В красных шапочках стоят.
(Дети маршируют по кругу, ритмично произнося текст («идут» пальчиками по столу или отстукивают ритм) в темпе, заданном педагогом.)
Под березой, под березой
Подберезовиков строй,
Подберезовиков строй.
Заберем их всех домой.
(Меняют направление движения и маршируют по кругу в противоположном направлении.)
Художественное слово
Осень золото роняет, Листопад, листопад,
Холод пташек угоняет… Листья желтые летят,
До свиданья, лес и луг, Листья под ногой шуршат,
Мы летим на теплый юг! Скоро голый будет сад.