(ГАПОУ АО «Вельский индустриально – экономический колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО «Вельский индустриально – экономический колледж»
_____________ Н.В. Орлов
«____»_____________2019 г.
Комплект КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.01 ПЕДАГОГИКА
Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Вельск
2 019 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОП.01 Педагогика программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование углублённой подготовки разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утверждённого приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 г. №1351, зарегистрированного в Минюсте России 24.11.2014 г. №34898 в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01 Педагогика
2.1. Комплект материалов для оценки уровня освоения умений, усвоения знаний, сформированности общих компетенций ......................................................................7
2.1.1. Комплект заданий для обучающихся ...................... ..........................................7
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
1.1. Область применения программы
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОП.01 Педагогика программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Комплект контрольно-измерительных материалов позволяет оценивать:
1.1.1. Освоение общих компетенций (ОК)
Общие компетенции
Средства проверки
(№ заданий, место, время, условия
их выполнения)
1
2
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Устный опрос, самостоятельные
работы, проверочные работы,
контрольные срезы,
тестовые задания.
Аудитория ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж», в течение учебных занятий
согласно учебного расписания.
Условия выполнения см. в учебно-
методических картах занятий.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
О ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм
5
1.1.2. Освоение умений и усвоение знаний
Освоенные умения, освоенные знания
Задания для проверки
У1. определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
Практическая работа №.
У2. анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
Практическая работа
У3.находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
У4. ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
З1. взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
Проверочная работа
З2. значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
З3. принципы обучения и воспитания;
проверочная работа
З4. особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования;
проверочная работа
З5. формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
Практическая работа
Проверочная работа
З6. психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
Практическая работа
З7. понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
Практическая работа
З8. особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
Практическая работа
З9. средства контроля и оценки качества образования; психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
Проверочная работа
6
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
1.2.1.Форма промежуточной аттестации
при освоении учебной дисциплины
Учебная дисциплина
Форма промежуточной аттестации
ОП.01.Педагогика
Экзамен
1.2.2. Организация контроля и оценки освоения
программы учебной дисциплины
Промежуточный контроль по дисциплине ОП.01 Педагогика осуществляется на экзамене. Экзамен по учебной дисциплине проводится в устной форме.
Условием допуска к экзамену является положительная оценка по всем практическим и проверочным работам.
Экзамен по дисциплине проводится после изучения всего материала.
Уровень подготовки обучающегося в ходе экзамена оценивается в баллах: «5»(отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно).
Текущий контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на любом из видов учебных занятий (уроке, практическом занятии), внеаудиторной самостоятельной работе.
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.
В ходе освоения учебной дисциплины используются следующие виды текущего контроля:
устный опрос на лекциях, практических занятиях;
проверка выполнения письменных заданий, практических работ;
тестирование;
контроль самостоятельной работы (в устной или письменной форме).
Устный опрос позволяет оценить уровень знаний и широту кругозора обучающегося, умение грамотно построить ответ и применить приемы эффективного общения. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия, т.к. при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения с обучающимися, для отработки приемов общения, ведения беседы, убеждения.
Важными достоинствами письменных работ являются:
экономия рабочего времени;
возможность поставить всех обучающихся в одинаковые условия;
возможность разработки равных по трудности вариантов вопросов;
возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;
возможность проверить обоснованность оценки.
Письменные работы могут включать: тесты, рефераты, отчеты по практическим работам обучающихся.
7
2. Комплект материалов для оценки уровня освоения умений и усвоения знаний,
сформированности общих компетенций при изучении учебной дисциплины
ОП.01 Педагогика
2.1. Комплект материалов для оценки уровня освоения умений,
усвоения знаний, сформированности общих компетенций
В состав комплекта входят задания для обучающихся и пакет для преподавателя, принимающего экзамен.
2.1.1. Задания для обучающихся, сдающих экзамен.
Условия выполнения задания
1.Обучающиеся выполняют задания для экзамена в учебное время согласно учебного расписания на последнем уроке.
2. Экзамен проводится в устной форме.
Теоретические вопросы по педагогике для подготовки к экзамену
по учебной дисциплине ОП.01 Педагогика.
1. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, её особенности 2. Структура педагогической деятельности 3. Стили педагогической деятельности 4. Профессиональная компетентность педагога 5. Профессионально значимые личностные качества 6. Педагогические способности педагога 7. Профессиональная культура педагога 8. Профессиональное самообразование 9. Профессиональное самовоспитание 10. Дошкольная педагогика как наука 11. Отрасли современной педагогики 12. Структура педагогической науки 13. Методы теоретического исследования
14. Методы изучения педагогического опыта 15. Цели и задачи воспитания 16. Сущность процесса развития личности 17. Влияние наследственности на развитие личности 18. Среда как фактор развития личности 19. Влияние деятельности на развитие личности 20. Влияние воспитания, обучения на развитие личности 21. Сущность, компоненты педагогического (образовательного) процесса в ДОУ 22. Основные этапы образовательного процесса 23. Сущность процесса воспитания 24. Принципы воспитания
25. Классификация методов воспитания в современной педагогике
26. Методы формирования сознания личности 27. Методы организации деятельности 28. Методы стимулирования деятельности и культурного поведения 29. Нравственное воспитание дошкольников 30. Физическое воспитание дошкольников 31. Художественноэстетическое воспитание дошкольников 32. Умственное воспитание дошкольников 33. Сенсорное воспитание дошкольников 34. Cущность, особенности обучения в ДОУ
8 35. Принципы обучения в ДОУ 26. Методы формирования сознания личности 27. Методы организации деятельности 28. Методы стимулирования деятельности и культурного поведения 29. Нравственное воспитание дошкольников 30. Физическое воспитание дошкольников 31. Художественноэстетическое воспитание дошкольников 32. Умственное воспитание дошкольников 33. Сенсорное воспитание дошкольников 34. Cущность, особенности обучения в ДОУ 35. Принципы обучения в ДОУ
36. Классификация методов обучения в ДОУ 37. Наглядные методы обучения дошкольников 38. Словесные методы обучения дошкольников 39. Практические методы обучения дошкольников 40. Игровые методы обучения дошкольников 41. Средства обучения 42. Формы организации обучения в ДОУ 43. Педагогические технологии обучения в ДОУ 44. Методы контроля и оценки качества образования в ДОУ
Экзаменационные билеты.
Билет 1.
1.Сущность и своеобразие педагогической профессии.
2.Влияние среды на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.
Билет2.
1. Компоненты педагогической деятельности. Проиллюстрируйте особенности педагогической деятельности примерами из практики.
2.Влияние воспитания на развитие личности. Покажите на примерах взаимосвязь развития и воспитания.
Билет3.
1.Педагогика как наука, объект и предмет педагогики. Основные педагогические понятия.
2. Понятие нормы и отклонения в развитии ребёнка. Работа с одарёнными детьми.
Билет 4.
1.Структура педагогической науки, связь педагогики с другими науками
2. Принципы, на которых основывается современная система образования в России, проследите специфику их реализации в дошкольном образовании.
Билет 5.
1. Особенности (этапы развития) педагогической науки, ее место в системе гуманитарных и естественных наук
2.Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей в условиях ДОУ.
Билет 6.
1.Принципы обучения и воспитания. Сущность, история возникновения, классификация, характеристика.
2.Влияние воспитания на развитие личности. Покажите на примерах взаимосвязь развития и воспитания.
9
Билет 7.
1. Педагогический процесс как объект изучения в педагогике. Раскройте функции целостного педагогического процесса.
2. Формы организации обучения в ДОУ
Билет 8.
1.Основные компоненты педагогического процесса. Проиллюстрируйте примерами из практики.
2. Методы воспитания. Классификация, характеристика.
Билет 9.
1.Этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Проиллюстрируйте примерами из опыта работы.
2. Методы обучения. Классификация, характеристика.
Билет 10.
1.Закономерности и принципы построения педагогического процесса в ДОУ.
2. Принципы обучения и воспитания. Классификация, характеристика.
Билет 11.
1. Мотив и мотивация в обучении. Правила и приёмы развития мотивации.
2. Основы развивающего подхода в обучении и воспитании.
Билет 12.
1.Влияние наследственности на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.
2. Система образования РФ.
Билет 13.
1.Влияние среды на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.
2.Педагогический процесс как объект изучения в педагогике. Раскройте функции целостного педагогического процесса.
Билет14.
1. Понятие нормы и отклонения в развитии ребёнка. Работа с одарёнными детьми.
2. Сущность и своеобразие педагогической профессии.
Билет15.
1. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей в условиях ДОУ.
2. Педагогика как наука, объект и предмет педагогики. Основные педагогические понятия.
Билет16.
1.Перечислите комплексные и парциальные программы. Раскройте в чем их различие.
2.Структура педагогической науки, связь педагогики с другими науками
Билет 17.
1. Характеристика основных требований к программам. Охарактеризуйте вариативные программы.
2. Особенности (этапы развития) педагогической науки, ее место в системе гуманитарных и естественных наук
10
Билет 18.
1. Принципы обучения и воспитания. Сущность, история возникновения, классификация, характеристика.
2. Этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Проиллюстрируйте примерами из опыта работы.
Билет 19.
1.Основы развивающего подхода в обучении и воспитании.
2. Влияние среды на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы.
2.1.2.Пакет преподавателя (экзаменатора)
Показатели оценки результатов освоения программы учебной дисциплины:
Количество билетов для экзаменующихся: 19
Время ответа обучающего: 15 минут
Критерии оценки:
Оценка «отлично» Ставится, если при ответе на вопрос студент в полной мере владеет профессиональной лексикой, выходит на интегрированный уровень изложения материала, полно, логично, самостоятельно его излагает, аргументирует свою точку зрения, опирается на практический опыт, способен анализировать, конструировать, планировать, проектировать, прогнозировать целостный педагогический процесс, применять полученные знания в разных ситуациях. Оценка «хорошо» Ставится, если при ответе на вопрос студент демонстрирует владение профессиональной лексикой, строит ответ четко, логично, устанавливает причинно – следственные связи, выходит на интегрированный уровень изложения материала, демонстрирует в основном достаточный уровень развития аналитических, проектировочных, конструктивных, прогностических умений, но допускает некоторые неточности в ответах на теоретические вопросы и при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если студент демонстрирует умения ориентироваться в основных понятиях. Излагает материал непоследовательно, схематично, с помощью наводящих вопросов, затрудняется привести пример из практики, демонстрирует низкий уровень развития аналитических, проектировочных, конструктивных умений. Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, если студент демонстрирует поверхностные, бессистемные знания, несамостоятелен при изложении материала, отсутствует логика ответа или студент демонстрирует полное незнание материала, не умеет анализировать, планировать целостный педагогический процесс.
Требования охраны труда:
Экзамен по учебной дисциплине проводится в учебной аудитории колледжа, в которой обеспечен порядок, необходимый температурный режим.
При сдаче экзамена обучающиеся должны соблюдать правила поведения, установленные временные рамки проведения зачета.
Кабинет должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов, медицинских средств для оказания первой медицинской помощи при травмах или при плохом самочувствии.
При работе необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
11
Литература для обучающихся:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. / Дошкольная педагогика (15-е изд., перераб. И доп.) Учебник– М.: Академия, 2015. – 432 с.
2. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В., Психология и педагогика, учебное пособие – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭи, 2001.-175с.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П., Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ В.А.Сластенин, В.П. Каширин.- 7-е изд., стер.- М.: изд.центр «Академия», 2008.-480с.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика, учебное пособие для студентов, М.: Просвещение, 1983.-608с.