«Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами»
«Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами»
В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 90 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454071 г. Челябинск, ул. Культуры, 85а, тел. 8(351)772-89-38,
«Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами»
Составитель: Варламова О.В.,
воспитатель МБДОУ ДС №90 г. Челябинска» (СП)
Введение
«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие сотрудничества ДОУ и родителей воспитанников. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности с целью развития детского творчества.
Актуальность
Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции - основа формирования потребности детей в экспериментальной деятельности.
Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Творчество - процесс создания чего-то нового, ценного, никогда ранее не существовавшего.
Экспериментирование - это способ материального или мысленного воздействия человека на объект с целью его обследования, познания свойств, связей.
Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы - познавательные, художественные, социальные и др. В дошкольном возрасте - это ведущая деятельность, а в первые три года жизни - практически единственный способом познания мира.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.
Достоинства метода экспериментирования для развития детей дошкольного возраста-
в познавательном развитии - даются реальные представления о различных
сторонах изучаемых объектов; их взаимоотношениях с другими объектами, средой;
приобретается возможность осваивать разные способы действия с предметами, видоизменять их;
стимулируется речевое развитие (отчёт об увиденном, формулировка выводов)
осуществляется положительное влияние на эмоциональную сферу; развитие творческих способностей; на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Во многих исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для художественного и интеллектуального развития детей в дошкольном возрасте. Оно развивается на основе продуктивного мышления и воображения в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, овладения обобщенными способами создания образов, развертывания самостоятельной художественно-поисковой деятельности при решении творческих задач.
Экспериментирование и творческая деятельность состоят из разных этапов развития:
Экспериментирование Творчество
Постановка исследовательской задачи Возникновение замысла
Прогнозирование результата Процесс создания художественного образа
Уточнение правил безопасности Анализ результатов
Действия
Фиксирование результатов Формулировка выводов.
Творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Необходимо создать условия для свободного экспериментирования детей с изобразительными материалами и их свойствами.
Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественно-творческого экспериментирования делают «открытия» другого уровня, связанные с поиском оригинальных или рациональных способов изображения, выражения настроения и характера изображения цветом, формой, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот, множественность финалов и др.
Гипотеза: отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности их работ, так как, не владея определенными способами изображения, они исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помочь ему. Тут на помощь нам может прийти творческое экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.
В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования.
Преимущества нетрадиционных техник:
они просты в исполнении, не требуют хороших технических умений;
интересны воспитанникам, т.к. отступают от привычных и знакомых способов проявления окружающего мира, экспериментируют и создает нечто новое для себя и других;
имеют ситуацию успеха и вызывают положительные эмоции;
незаменимы в развитии творческого воображения;
позволяют быстро достичь желаемого результата и выполнить всю работу в рамках одного занятия.
Таким образом, нетрадиционные техники - это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, поражающая его воображение неизвестным, заставляющая удивляться. А мы знаем, что удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но, прежде чем воспитывать у детей интерес к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, необходимо и нам самим в совершенстве овладеть секретами нетрадиционных техник.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь., также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать. Здесь же развитию творчества нет границ.
Каждая из этих техник - это маленькая игра, где дети чувствуют себя рискованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет детям радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
Оттиск поролоном, смятой бумагой, тканью- прижимает поролон, ткань или смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон, ткань, смятую бумагу.
Свеча + акварель- рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная - складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг - это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Граттаж - натирается свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
Ниткография - способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
Рисование тканью – Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона. Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта. Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.
Техника эбру пришла к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Рисование на воде, это древнейшая техника, которая полностью отражает восточную культуру. Турецкое эбру – такое же загадочное, красивое и вечное…
Эбру — это танец, переплетающихся между собой и создающих удивительнейшие узоры, красок.
Рисование на молоке - насыпать немного пищевого красителя в молоко.Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.
Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.
Цель проекта заключается в том, чтобы, воспитать творческую личность, пробудить интерес экспериментирования с изобразительными материалами в следствие, повысить интерес к художественно творчеству в целом.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Развитие интереса к экспериментированию с материалами и средствами изображения; умения самостоятельно выбирать материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие художественному замыслу.
5. Развитие творческих способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности.
Участники проекта: дети, воспитатели группы.
Длительность проекта: сентябрь 2023 г. - май 2024 г.
Ожидаемый результат:
• активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
• умение находить новые способы для художественного изображения;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• активны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
умение экспериментировать с изобразительными материалами;
Продукт проектной деятельности: творческая выставка детей, портфолио ребенка.
Механизм и поэтапный план реализации проект
Первый этап – подготовительный (август - сентябрь 2023 г.)
Изучение литературы по данной теме.
Беседы, наблюдение за детьми.
Второй этап - основной (сентябрь – май 2023 -2024 г.г.)
Перспективный план работы с детьми
№ п/п
Срок
Наименование эксперимента
Цель
Материал
1
Сентябрь
Отпечатывание сухих листьев + набрызг
Эксперимент: Крашеные цветы
Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев и методом "набрызга".
Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.
Листья деревьев, краски, гуашь, альбомный лист бумаги, палитра.
2.
Октябрь
Монотипия предметная
Эксперимент: Получение нового цвета.
Продолжать знакомить нетрадиционной техники рисования «монотипия». Обогатить и расширить художественный опыт детей.
Упражнять детей в смешивании красок. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки, влажная губка.
3
Ноябрь
Волшебные капельки.
Эксперимент: Промокает-не промокает
Экспериментальным путем закрепить полученные знания детей о том, что жидкость по-разному ведет себя на разных поверхностях и материалах, оставляет разные следы (быстро/медленно растекается, впитывается, собирается в капли).
Клеенка на стол,
клеенчатые фартуки,
баночки с водой,
акварельные краски, светлая хлопковая и шелковая ткань,
бумага разной плотности,
пяльца.
4
Декабрь
Свеча+акварель
Эксперимент: Хроматография цвета
Учить детей рисовать свечой, копировать изображение путём сгибания пополам - отражение;
Учить использовать в работе все оттенки синего цвета для передачи ночного неба;
Продолжать учить детей рисовать дома различных размеров, передавать связь между объектами, изображать предметы ближнего и дальнего плана.
Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже. Придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане.
Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений.
Тампон из ткани в черная гуашь краску. Пластиковая блюдце в которое вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
6.
Декабрь
Волшебный пар-художник.
Наблюдение: Почему окна плачут
Предложить для рисования на запотевшем стекле ватные палочки и кисти.
Ватные палочки,
стекло
емкость с теплой водой
свечка
чайник или термос
7
Январь
Рисование на наждачной бумаге
Эксперимент: Свойства бумаги
Ознакомить детей с нетрадиционным изобразительным материалом: наждачной бумагой объемным рисованием смесью из муки, соли и клея ПВА и рисование ватными палочками.
Формировать технические навыки рисования; умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
8.
Январь
Цветной граттаж.
Продолжать знакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.
Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, свеча кисть, мисочка для гуаши, восковые мелки, палочка с заточенными концами.
8
Февраль
Рисование на молоке
Эксперимент: Цветные узоры на молоке».
Экспериментальным путем подвести детей к открытию нового знания: молоко - это жидкость, состоящая из равномерно распределенных в водной среде капель молочного жира. (При добавлении в молоко жидкости для мытья посуды молекулы моющего средства начинают «гоняться» за жиром, который равномерно распределен в жидкости. Поэтому молоко «самоперемешивается» - это довольно тонкий процесс, практически невидимый, если предварительно не добавить цвета пищевым красителем или красками). 17.Развивать творческое воображение, фантазию в рисовании на молоке.
- Тарелка с молоком
- пищевые красители
- средство для мытья посуды
- ватная палочка
9
Февраль
Рисование «набрызгом», пальчиком оттиском поролоном, губкой, печать по трафарету
Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Подбирать и самостоятельно использовать, комбинировать художественные техники, которые можно выразить отношения к цвету. Закреплять знаний детей о цветообразовании.
Бумага формата Ф 4, гуашь в тарелочке для печати, гуашь с блестками, жесткая кисть, поролон, губка, кусочек картона для набрызгивания, трафареты, овал из картона, простой картон, мягкие кисти, зубная щетка.
10
Март
Рисование песком
Эксперимент: Сухой, мокрый песок»
Формировать представления о свойствах песка;
Обучать детей навыкам экспериментирования с песком;
Обогащать тактильный опыт детей;
Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предложения и суждения;
Развивать мелкую моторику рук;
Песок, вода, прозрачные и цветные стаканчики, лупы, коктейльные трубочки, халаты, мультимедийная установка, фотографии животных пустыни, растений, звуки пустыни
11
Март
Рисование на воде. Техника Эбру.
Упражнять детей в умении создавать рисунок на воде и отпечатывать его на лист бумаги в технике «Эбру».Формировать познавательный интерес к художественно-творческому экспериментированию – созданию «мраморной» бумаги путем взаимодействия акварельной краски, клея, воды.
познакомить детей с новой техникой рисования - кляксография с нитью.
Продолжать знакомить с техникой рисования смятой бумагой.
Показать детям возможность получения изображения с помощью нити. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
Лист формата А4, жидко разведенная гуашь, нить, салфетки.
13
Апрель
По замыслу.
Совершенствовать умение навыка в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельную технику и тему.
Все имеющие в наличии
14
Май
Ниткография + акварель+
трафарет
Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Учить детей изображать Российского флага нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе.
Герб России, Российский флаг
для детей: трафареты, акварель, кисти, нитки красного, синего и белого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.
Работа с педагогами
№ п/п
Срок
Форма рабты
Тема
Цель
1
Октябрь
Консультации
«Теоретические основы творческого экспериментирования с изобразительными материалами»
Знакомство с основными теоретическими аспектами организации творческого экспериментирования с изобразительными материалами.
2
Декабрь
Семинар-практикум
«Планирование художественно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Получение практического опыта по планированию и организации художественно-экспериментальной деятельности с детьми.
3
Памятка
«Планирование работы с детьми по экспериментированию»
Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности.
4
Памятка
Правило занятий с детьми нетрадиционными техниками рисования.
5
Январь
Рекомендации педагогам на тему:
«Методы познавательной деятельности»
Знакомство с методами познавательной деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами
6
Январь
Открытый урок
Нетрадиционная техника рисования на наждачной бумаге «Зимний пейзаж»
Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы.
7
Март
Мастер класс
«Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей
8
Апрель
Консультация
«Технология портфолио дошкольника»
Заключительный этап
1
Создание портфолио воспитанника
В течение 2023-2024 уч.г.
2
Творческие выставки.
Декабрь, март, май.
Заключение - рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является конечный продукт – не рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера»,
2005.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.