Просмотр содержимого документа
«Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи»
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Тема:Карта педагогического сопровождения
детей с нарушением речи в условиях группы общеразвивающей и
компенсирующей направленности ДОО
Выполнила: Луконина Ольга Сергеевна, воспитатель
Организационное обеспечение
Нормативно-правовые локальные акты
Внесение в Устав пункта по организации
работы с детьми с ОВЗ;
Положение об организации инклюзивной
практики (локальный акт к уставу);
ООП ДО;
АОП ДО;
Приказ о создании ПМПк МБУ;
Положение о ПМПк МБУ;
Договор с родителями о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении воспитанника МБУ.
Организация медицинского обслуживания
Сопровождение врача-педиатра в учреждении
Организация питания
Без особенностей, по основному меню ОУ
Организация взаимодействия с родителями
На основе договора
Организация взаимодействия с МСЭ
На основе договора
Организация взаимодействия с ПМПК
На основе договора
Организация взаимодействия с органами социальной защиты
На основе договора
Материально-техническое обеспечение
Архитектурная среда
Материально-технические условия, обеспечивающие выполнение Организацией требований:
– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
• оборудованию и содержанию территории,
• помещениям, их оборудованию и содержанию,
• естественному и искусственному освещению помещений,
• отоплению и вентиляции,
• водоснабжению и канализации,
• организации питания,
• медицинскому обеспечению,
• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
• организации режима дня,
• организации физического воспитания,
• личной гигиене персонала;
– пожарной безопасности и электробезопасности;
– охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;
- возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.
Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч детей с ТНР), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
Специальное оборудование
Отсутствует
Программно-методическое обеспечение
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.
- Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
- Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда, 2016
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи, 2016.
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.
- Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
Формы и методы организации инклюзивного образования
- Специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие формы внимания.
- Дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
- Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
- Обязательна церемония «прощания» после работы с педагогом, для поддержания положительного отношения. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
- В качестве основного метода положительного воздействия на детей можно выделить работу с семьей этого ребенка.
- Соблюдение охранительного режима (оптимальная физическая и интеллектуальная нагрузка).
- Двигательные разминки, физминутки, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения в перерывах между занятиями и на занятиях.
- Пролонгированный дневной сон.
- Использование комплекса методов: словесных, наглядных, практических.
- Дробление материала на части.
- Четкие понятные детям инструкции.
- Использование схем, алгоритмов.
- Закрепление изученного материала в свободной и совместной деятельности.
- Ограничение упражнений для шеи, резких наклонов и поворотов головы, интенсивных прыжков, активных подвижных игр.
- Исключение упражнений с длительным статическим напряжением мышц.
- Подбор упражнений с предметами разных размеров.
- Использование дыхательных упражнений.
- Ограничение закаливающих процедур.
- Положительная оценка деятельности.
- Снижение критериев оценки.
- Доброжелательность общения.
Формы организации инклюзивного образования:
Индивидуальные занятия - направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
Организация предметно-развивающей среды - стимулирует развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей.
Взаимодействие с другими детьми в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
Фронтальные формы организации активности детей – для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
При работе в группах для детей с ОНР в Организации должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей с ТНР, из расчета не менее одной должности на группу детей.
При организации инклюзивного образования:
– при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.
В целях эффективной реализации Программы Организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. Их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т. ч. Учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы.
Организация должна самостоятельно или с привлечением других организаций и
партнеров обеспечивать консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программам дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников.
Учитель-логопед - занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи.
Педагог - психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников. Использует в своей работе методы арт-терапии, игровой терапии и др.
Воспитатели – проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.
Дефектолог - проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека.
Музыкальный руководитель - организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей.
Инструктор по физической культуре - проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка.