Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Развитие музыкальности дошкольников в процессе приобщения к народному музыкальному творчеству"»
Тема: « Развитие музыкальности дошкольников в процессе приобщения к народному музыкальному творчеству»
Актуальность
Внимание к проблеме формирования интереса к народному музыкальному творчеству очень актуально и необходимо, т.к. народное традиционное творчество поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений.
Проблема
Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными «идеалами» потребительства, развлекательностью, "информационным накопительством". В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.
Целью моей работы является воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке, развитие музыкальности дошкольников в процессе приобщения их к музыкальному народному творчеству.
В своей работе я реализую следующие задачи:
1 Формирование музыкальности в области пения, музыкально-ритмических движений.
2 Развитие воображения, эмоциональности, творчества ребенка.
Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:
- Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
- Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
-Знакомство с народными музыкальными инструментами.
-Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Фольклор – это устное
Народное творчество, народная мудрость,
народное знание. Фольклор выражает
вкусы, склонности, интересы народа.
Народное творчество – это школа развития
чувств детей. Мир красок и звуков окружающие
ребенка. Как опыт, выразительные рассказывания,
беседы о героях сказок, о чувствах, которые они
испытывают, о трудностях, которые им приходится
преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в
сказках– всё это значительно развивает
эмоциональную восприимчивость детей.
Виды фольклора:
Поговорки
Небылицы
Скороговорки
Игровые и плясовые песни
Загадки
Хороводы
Пестушки
Прибаутки
Колыбельные песни
Подговорки
Дети старшего дошкольного возраста посещают мой кружок музыкального русско-народного творчества. На занятиях воспитанники занимаются вокальной деятельностью, повышают сценическое мастерство.
В нашем детском саду был создан Мини-музей музыкальных инструментов , дети с удовольствием посещают его учатся играть на музыкальных инструментах, так же они используются на музыкальных занятиях, выученное мы показываем наши номера на праздниках, развлечениях.
Стороны народного праздника в его фольклорной традиции:
- обязательность праздника, его неотвратимость
- Массовость.
- праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.
Вся моя работа тесно связана с педагогическим коллективом, где воспитатели помогают мне на занятиях с детьми, принимают участие в праздничных мероприятиях, в оформлениях зала, индивидуально работают в группе с детьми заучивая слова песен, инсценировок , сказок.
Мы проводим такие праздники, как:
- «Широкая Масленица», где дети водят хороводы, играют в русские народные игры …
Фольклорный праздник: « Вот он хлебушко душистый», где встречались времена года.
Дети водили хороводы. Звучало песенное творчество.
Игра: « В закромах»
«Святочные посиделки»
Удачно прошли патриотические фестивали: « Как красива ты, Россия», «Это русская сторонка- это Родина моя», где дети пели песни о Родине, читали стихи, играли на ложках, танцевали.
Использование песен и танцев к Дню Победы
Театральная деятельность
В нашем саду ведётся театральная деятельность.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.
Театрализованное представление – эта игра, в основе которой лежит художественный образ. Это – зрелищность, радость, праздник. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
«Кукольный» «Пальчиковый»
Ширма для кукольного театра
Плоскостной театр
«Репка» р. н. сказка
«Колобок» р. н. сказка
Работа с родителями
Задачи:
1. Повысить психолого-педагогические знания родителей.
2. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
3. Способствовать активному участию родителей в организации досугов, праздников, развлечений посвящённых русской национальной культуры в ДОУ.
Консультация для родителей
Заключение
1. Созданная в детском саду система по приобщению детей к истокам русской народной культуры позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.