Просмотр содержимого документа
«Игры на снятие страхов у детей.»
Игры и упражнения на снятие страхов.
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Но надо отметить, что по своей сути страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.
Мы не можем защитить детей от всех опасностей, но Мы можем научить правильно, воспринимать окружающее, сражаться со своими страхам и преодолевать их. Для этого ребенку необходимо давать возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Мы же можем слегка помочь ребенку и научить его овладеть методами саморегуляции, которые позволят ребенку справиться со своими срахами.
Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним. Предлагаю Вам следующие игры для коррекции детских страхов.
«Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
Цель: выявление реальных страхов, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.
Оборудование: не требуется
Количество участников: минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение.
Инструкция: В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
Взрослый каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.
«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
Цель: снятие страхов, осознание своих страхов.
Примечание: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался».
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
Замечание: повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в
Примечание: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Попросите ребенка нарисовать свой страх, рисунок послужит мишенью.
Оборудование: карандаши (краски), лист бумаги, предметы для метания: мячики, кегли, бумажные шарики, шишки и т.п.
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Ребенку, нужно как можно больше раз попасть в своего «противника».
Оборудование: предметы-сюрпризы (куколка, мячик и т.п.)
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Дети сидят в кругу с закрытыми глазами, вытянув руки ладошками вверх. Детям постарше глаза можно завязать. Взрослый кладет на ладошки предметы-сюрпризы, дети обследуют и узнают их.
Усложнение: узнать свой сюрприз на общем столе после обследования, открыв глаза.
«Придумываем сказку» (для детей с 6 лет)
Цель: преодоление детских страхов.
Оборудование: карандаши (краски), лист бумаги.
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
«Придумываем и рисуем друга»(для детей с 6 лет)
Цель: преодоление детских страхов.
Оборудование: карандаши (краски), лист бумаги.
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, предложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение. Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
Страх боится солнечного света, Страх боится летящей ракеты, Страх боится веселых людей, Страх боится интересных затей! Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет, Страх испугается и задрожит, И навсегда от меня убежит!
«Если бы я был большой» (для детей с 6 лет)
Цель: снятие страхов, развитие уверенности в себе.
Оборудование: не требуется.
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
«Затопчем страх» (для детей с 4 лет)
Цель: снятие страхов, развитие уверенности в себе.
Оборудование: три листа ватмана, пластиковые тарелки – 3 шт., краски.
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами: «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»
«Волшебная палочка» (для детей с 4 лет)
Цель: снятие страхов, развитие уверенности в себе.
Примечание: лучше волшебную палочку делать вместе с ребенком, а не приготовить заранее.
Оборудование: волшебная палочка: на острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства».
Количество участников: минимальное количество участников – 2.
Инструкция: Выучить «заклинание» против страха. Повторить «заклинание» 3 раза, обводя вокруг себя «волшебной палочкой».
Я все могу, ничего не боюсь, Лев, крокодил, темнота - ну и пусть! Волшебная палочка мне помогает, Я - самый смелый, я это знаю!
Очень важно показать ребенку, что вы его любите, цените и поддерживаете в любой для него ситуации.