Просмотр содержимого документа
««Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у младших дошкольнико»»
«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
Воспитатель: О.В.Кутрухина
г. Нижний Новгород
«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она является ведущей потому, что оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Восприятие, внимание, память и мышление ребёнка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Именно ранний возраст является наиболее благоприятным для сенсомоторного развития детей.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Задачи сенсорного воспитания вы видите на экране . При этом правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия.
Формирование сенсомоторных навыков предполагает усвоение сенсорных эталонов .Усвоение сенсорных эталонов-длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон-это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения».
Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудна одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и обязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами с собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определённой системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста. Кроме того, готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Для формирования сенсомоторных навыков мною был разработан комплекс дидактических игр и пособий направленных на развитие перцептивного восприятия.
В группе создана развивающая среда, позволяющая формировать у детей умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать.
На третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Для этого мы используем пирамидки разной формы и размера, цветные столбики, волшебные домики, кубы и т.д.
Важным навыком сенсомоторного развития является конструирование по подражанию .Средством формирования данного навыка выступают кубики серий «Лего» и «Строитель».
Формы работы с детьми по формированию сенсомоторных навыков стандартные. Дидактические игры и упражнения могут использоваться во время занимательных дел. Игры с более крупным материалом можно предложить для самостоятельной деятельности .В ходе совместной деятельности в режимных моментах) мы применяли упражнения и задания, в которых необходим показ и контроль со стороны воспитателя: это игровые массажи, составление рисунков из мозаики по образцу, игры на восприятие и различения цвета и формы.
Важнейшими условиями сенсорно-моторного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Поэтому не может остаться без внимания и работа с семьёй .Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Педагоги взаимодействуют с семьёй, используя разнообразные методы и формы работы.
Итак, в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне сформированности сенсорных-моторных навыков: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру; группируют и соотносят в соответствии с образцом предметы по цвету , форме, величине и другим свойствам; узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления имеющие характерный цветовой признак; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы, цвета; отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры; начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.