Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков учебной деятельности»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад «Сказка»
Тема самообразования:
«Формирование навыков учебной деятельности у детей подготовительной группы»
(срок реализации 2024-2025 учебный год)
Составитель:
Плоскова И.Н.
воспитатель высшей
квалификационной
категории
корпуса «Звёздочка»
c. Омутинское – 2024 г.
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
1. Актуальность.
Начало школьного обучения – это важный и закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.
Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией. Переход ребёнка от ступени предшкольного к начальному образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, что бы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка. Уже на ступени предшкольного образования должны обеспечиваться равные «стартовые» условия для детей дошкольного возраста, поступающих в первый класс. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в их жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – так писал В.А.Сухомлинский.
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка. Детям данного возраста для того что бы осуществить переход на следующую ступень обучения необходима физическая, психологическая и интеллектуальнаяподготовка. Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность навыков учебной деятельности. Актуальность темы обусловлена как запросами родителей, так и преемственностью со школой в вопросах формирования навыков учебной деятельности у дошкольников.
2. Цель:Формирование навыков учебной деятельности у детей подготовительной группы через различные виды деятельности.
3. Задачи:
Развитие любознательности, интереса к знаниям и способам их получения, учебно-познавательного мотива;
Формирование навыков организованного поведения в процессе непосредственной образовательной деятельности, игр, занятий дополнительного образования и самостоятельной деятельности ребенка;
Поддерживать стремление детей к проявлению инициативы, самостоятельности, самооценки;
Развитие личностных качеств — ответственности, настойчивости, старательности;
Совершенствовать коммуникативные навыки совместной деятельности, навыки партнерского общения.
4. Предпосылками учебной деятельности являются:
-сформированность познавательного интереса;
- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
- умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
- умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
- сознательно подчинять свои действия правилу;
- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
- контроль за способом выполнения своих действий;
- умение взаимодействовать со сверстниками.
5. Направления работы:
Получение знаний, развитие умений и навыков у дошкольников происходит через такие направления деятельности:
через игровую деятельность детей;
через организованный учебный процесс (непосредственно образовательную деятельность);
через занятия дополнительного образования (работу кружка «Развивайка»);
посредством работы с родителями воспитанников.
6. Предполагаемый результат работы над темой самообразования:
активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Для детей:
- формирование познавательного интереса;
- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
- умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
- умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
- сознательно подчинять свои действия правилу;
- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
- контроль за способом выполнения своих действий;
- умение взаимодействовать со сверстниками.
7. Диагностика готовности детей к школьному обучению:
1. Тестовая беседа С.А. Банкова
2. Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека (задания 1-3)
3. Исследование восприятия (задание 4)
4. Слуховое восприятие (задание 5)
5. Исследование мышления (задание 6)
6. Исследование памяти (задания 7-8)
Все диагностики проводятся методом наблюдения и беседы, данные обрабатываются в сводную таблицу. Эффективность определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень.
Вид диагностики
Тестовая беседа С.А. Банкова
Уровень интеллекта по тесту Керна-Йирасека
Исследование восприятия, мышления, памяти
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Первичная
Итоговая
8. План работы по реализации темы самообразования в 2024-2025 учебном году.
1. Информационно-педагогический блок
Изучить литературу и интернет-ресурсы по теме. Составление программы кружка «Развивайка» Защита плана работы по теме самообразования на МО.
Сентябрь
Диагностика готовности детей к школе.
Сентябрь
Апрель
Изучение опыта работы по теме в сетевых сообществах.